Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

02.11.2016

ВЛАДИМИР СТРОМОВ, ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина: «История ТГУ» на фоне истории страны и региона

В течение нескольких лет коллектив учёных Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина во главе с научным редактором профессором Александром Аврехом работал над первой фундаментальной историей вуза. Сейчас этот труд завершён и заставляет о многом задуматься. 

 

«История ТГУ имени Г.Р. Державина» это классический труд, написанный на архивных источниках. Здесь представлены исторический контекст, логика структурных преобразований, динамика основных параметров вуза. Вместе с тем, «История…» наполнена живыми деталями, воссоздающими образ жизни и стиль мышления, трудовую рутину и достижения университетского сообщества разных эпох. Лишь немногие вузы могут похвастаться, что их прошлое столь профессионально и столь красочно соткано из тысяч документов, отложившихся в архивах и забытых, казалось бы, навсегда. Однако это не только и не столько история отдельного учреждения. Это во многом история всего тамбовского высшего образования, ведь его системообразующим центром десятилетия был и остается наш вуз.

Генеалогия

Современный Державинский университет – вуз, чье происхождение прослеживается от Тамбовского государственного университета, созданного в 1918 году. Институциональная преемственность между нынешним ТГУ и революционным ТГУ никогда не прерывалась. Теперь– после выхода в свет «Истории…» – мы можем утверждать это совершенно точно.

К моменту закрытия в 1921 году университет имел три подразделения: агрофак (сельскохозяйственный факультет), институт народного образования (педагогический факультет) и рабфак (подготовительное отделение). После 1921 года все три структуры продолжили существовать как самостоятельные учебные заведения, сменив названия и статусы. Но в 1923 году был закрыт Тамбовский практический институт народного образования – наследник педагогического факультета. В том же году был ликвидирован Тамбовский практический сельскохозяйственный институт – наследник агрофака. Эти две линии пресеклись. А вот рабфак продолжал существовать, имел госфинансирование, подготовил несколько сот выпускников. Причём, это было довольно крупное межрегиональное учебное заведения – в Тамбов для подготовки направлялись учащиеся из других губерний.

В 1930 году на основе рабфака в Тамбове был создан Агропедагогический институт –полноценный вуз, который был непосредственным преемником прежнего рабфака. В 1932 году Агропединститут был переименован в Педагогический институт. Но уже в 1935 году он был реорганизован в Учительский институт, а в 1938 году был вновь преобразован в Тамбовский государственный педагогический институт – ТГПИ. Собственно, это как раз тот вуз, на базе которого указом президента России в 1994 году и был воссоздан Тамбовский государственный университет.

По традиции, в гербы вузов включается дата основания. В гербе Державинского долгое время был обозначен 1994 год. «История ТГУ», полагаю, даёт все основания разместить в нашем гербе дату «1918».

Преемственность

Тамбовский государственный университет в 1918 году смог привлечь в свои стены, без преувеличения, звёздный состав – среди наших преподавателей были будущие академики, учёные со всероссийской и мировой известностью, основатели направлений и целых отраслей науки. Конечно, это было вызвано исключительными обстоятельствами: ситуация в революционных столицах была настолько тяжёлой, что даже ведущие учёные были вынуждены искать средства к существованию в провинции.

Когда положение в центральных университетах нормализовалось, в Тамбове, конечно, возник сильнейший недостаток профессиональных кадров. Наш университет несколько раз переживал периоды упадка, теряя множество преподавателей, студентов, материальную базу. В «Истории ТГУ» описаны и трудные времена. Но главное – институциональная преемственность никогда не прерывалась. Коллектив сохранялся, а значит – сохранялись традиции научного интеллектуализма и педагогической ответственности. Университет в Тамбове – это, в конечном счёте, наследие смелой и амбициозной революционной эпохи. Конечно, революция не ограничилась основанием университетов… Но мы должны понимать и с уважением принимать свою историю во всех её проявлениях, а не только лишь обвинять или лакировать её.

Миссия

На протяжении 100 лет государственная образовательная политика постоянно колебалась: то насаждалась «политехнизация», то «гуманитарно-идеологический уклон». Однако наш вуз всегда тяготел к универсальности: мы изначально были и остаёмся самым многодисциплинарным учебным заведением в области. Например, в 1932 году в Педагогическом институте было семь отделений: физико-техническое, химико-биологическое, общественно-литературное, физическое, математическое, историческое, экономическое, химическое, биологическое. Первые аспирантуры были открыты в ТГПИ в 1947 году по языкознанию, литературе и истории ВКП(б). А первая межрегиональная научная конференция, проведённая в Тамбове, в 1958 году была посвящена истории физики.

Наш вуз, в каких бы форматах он не существовал, всегда оставался главным механизмом воспроизводства интеллектуального потенциала регионального общества. Сейчас трудно представить, что в 1925 году на рабфаке собирался кружок изучения латинского языка, а в 1940 году в ТГПИ на физмате читались спецкурсы «Уравнения математической физики», «Метеорология». В таких примерах можно ощутить стремление преподавателей расширить мировоззренческий горизонт студентов.

С другой стороны, вуз никогда не забывал и о сугубо прикладных задачах образования: за время обучения студенты должны были приобрести такой комплекс знаний и навыков, который был бы непосредственно применим и полезен в повседневной жизни, в труде и даже на войне. Правда, в разное время выпускникам требовались разные компетенции. В 1939 году программа включала строевую, стрелковую и тактическую подготовку. А в 1956 году физики, например, получали дополнительную специальность – водителя или комбайнера.

Испытания

Главный вклад ТГПИ в победу в Великой Отечественной войне – это жизни наших преподавателей и студентов. Те, кто остался в тылу, – коллектив и учащиеся – строили укрепления, работали в госпиталях и отрядах противовоздушной обороны, собирали деньги и вещи для армии, ждали родных с фронта. Наши преподаватели стали, фактически, основной силой военной пропаганды в то время. Слово это тоже оружие. Борьба за умы это тоже война. Тогда это хорошо понимали.

Порой даже участие в учебном процессе требовало немалой выдержки – бывали случаи, когда студенты слушали лекции стоя, поскольку столы и стулья передавались в госпитали. Зато в конце 1941 года вышел первый том «Учёных записок ТГПИ». В упорном стремлении продолжать образование, научные исследования сквозила решимость людей пересилить обстоятельства, остаться самими собой.

Повседневность

«История…» удивляет деталями прошлой жизни. Например, в 1918-1921 годах студенты не просто учились, а отбывали учебную повинность – своего рода аналог воинской повинности. А в 1940-1956 годах обучение в институте почти для всех студентов было платным.

Вот темы дипломных работ 1932 года: «Радио в школе повышенного типа», «Вредная микрофлора Тамбовского края», «Путь Толстого от защиты дворянства на позиции патриархального крестьянства», «Элементы военных знаний при изучении теплоты и механики». Дипломная работа в то время составляла до 200 рукописных страниц, а выступление студента на защите должно было продолжаться 30-40 минут.

Любопытно, что в конце 1930-х в общежитии ТГПИ был обязательный послеобеденный тихий час. Но, судя по всему, много отдыхать учащимся всё-таки не удавалось: в 1934 году студенческий профком принял такую резолюцию: «…В Тамбовском пединституте имели место перенапряжённости, выразившиеся в ночных занятиях студентов».

Память

История одного вуза – это маленький вклад, но вклад в очень важное и большое дело.

Коллективная историческая память является основой идентичности народа – подобно тому, как индивидуальные воспоминания формируют личность отдельного человека. К сожалению, в современном мире историческая память стала объектом и стихийного мифотворчества, и высокотехнологичных манипуляций: возникли такие понятия как конструирование и корректировка исторической памяти… Убеждён, что извлечение из архивов и обнародование нашего реального исторического прошлого является важнейшей элементом нашей политики памяти. 

Будущее

Есть некоторые понятия, которые часто упоминаются в особо торжественных обстоятельствах, но остаются для многих малопонятными абстракциями: «преемственность и непрерывность университетского корпоративного духа», «миссия, передающаяся из поколения в поколение», «ощущение сопричастности с историей страны и малой родины». Полагаю, именно такие книги как «История ТГУ» позволяют понять реальное содержание этих понятий и зовут вперед. Это те самые духовные скрепы, что создают перспективы развития. Эти перспективы, несомненно, у нас есть. Уверен, что история вуза, которому в ноябре 2018 года исполнится 100 лет, не завершится ни при нашей жизни, ни в будущем. Мы понимаем наши цели, обладаем волей их реализовать и уверенно смотрим вперёд.

 

Владимир Стромов