Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

27.12.2017

УНИВЕРСИТЕТ КАК АКТОР ПОЛИТИКИ


Владимир Стромов, ректор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина:

 

Мы живем в особое историческое время. Успешным в нём будет то государство, то общество, тот регион, та организация, та семья, тот человек, кто является актором политики – понимает содержание этих изменений и сообразно им конструирует своё настоящее и будущее.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

У любого университета не может не быть внешних и внутренних политических оснований развития.

Внешние основания отражают миссию университета. Она заключается в подготовке интеллектуалов, улучшении качества социума. Вести регион за собой, выполняя функцию локомотива интеллектуального развития – вот место университета.

Внутренние политические основания – это бренд университета, его репутация, история и люди. В 2017 г. группа наших учёных подготовила историю ТГУ. Мы – единственный вуз Тамбовщины, чье происхождение прослеживается с 1918 г. В следующем году нам будет 100 лет.

Ещё один вклад в формирование университетского бренда – в 2017 г. завершена публикация трёхтомной научной биографии Г.Р. Державина Нины Цинцадзе. В 2018 г. мир отметит 275-летие со дня рождения Г.Р. Державина. Серьёзно готовимся и к этому юбилею. Нам повезло, что в университете работают люди, способные на высоком уровне писать столь качественные книги. Это к вопросу о роли интеллекта и интеллектуалов, людях университета и их репутации.

 

СОЦИАЛЬНЯ ПОЛИТИКА УНИВЕРСИТЕТА

Социальная функция университета строится по нескольким основаниям. Университет, во-первых, это ключевой социальный институт региона. Наше воздействие на него я бы назвал существенным.

Во-вторых, вуз создаёт благоприятную среду для социализации своих студентов, их здорового физического, психического и интеллектуального развития, ориентирует на ценности прогресса.

В-третьих, мы ведем огромную внутреннюю социальную работу. Она реализует целевую задачу внутренней политики университета – социальную защиту преподавателей и студентов.

В-четвертых, эффективная социальная политика в университете меняет сферу человеческих отношений. Мы трансформируемся в открытое пространство человеческих и институциональных связей.

В-пятых, мы не декларируем, а проводим корпоративную политику, не говорим о корпорации, а добиваемся её физического появления. Корпорация – не в вещах или брэндбуке. Она в умах людей, отношениях друг с другом. Когда они начинают ощущать себя частью целого, только тогда и возникает корпорация.

 

УПРАВЛЕНИЕ КАК ПОЛИТИКА

Университетский руководитель, во-первых, должен быть одним из лидеров в возглавляемом деле. Одним из лучших профессионалов, Не столько спрашивать с людей, сколько делать всё вместе с ними, обеспечивая при этом возможности их работы оптимальным руководством.

Во-вторых, все проблемы и всю ответственность руководитель должен брать на себя. Есть проблема? Решай её. Во всяком случае, сделай всё для её решения.

В-третьих, руководитель должен быть готов к проектной работе, межведомственному взаимодействию, выстраиванию именно таких коммуникаций. Проектные офисы и сервисы – вот, что требуется сейчас.

В-четвертых, системе управления университетом нужны конкуренция и ротация кадров. Их отсутствие неминуемо ведет к окостенелости и одряхлению управленческой команды.

В-пятых, ясно, что будущее – за информатизацией управления. Цель – тотальная экономия времени сотрудников. Электронный документооборот. Единое информационное пространство. Сильный МФЦ.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Мы аккуратно относимся к реформе образовательной структуры. Кафедры рассматриваем как основную форму построения вузовской жизни. Они складывались десятилетия, под конкретные предметы подбирались штучные специалисты. Кафедры ведут свою историю от средневековых европейских университетов. Но в Европе нынешние кафедры мало напоминают средневековые! Это современные кафедры. Так должно быть и у нас.

Считаем необходимым стимулировать совершенствование образовательных программ. Цель – формирование индивидуальных образовательных траекторий. Постепенно будет создана ситуация, когда студент сможет воспользоваться интеллектуальными возможностями всего вуза – всех его преподавателей, а не только узкого круга специалистов, реализующих конкретную образовательную программу. Кроме того, ключевой для процветания университета является стратегия повышения конкурентоспособности наших образовательных продуктов.

Современный человек нуждается в классическом образовании, дающем возможность несколько раз поменять или модифицировать специализацию. Поэтому необходимо использовать в учебном процессе не только традиционные формы обучения, например, проектные семинары. Надо вообще широко использовать проектные работы.

В конечном счёте, образовательные стратегии университета имеют одну цель – подготовить высококвалифицированного человека, способного формировать свою образовательную траекторию. В результате должен получиться широко образованный конкурентоспособный человек, имеющий узкую, но очень качественную специальную подготовку.

 

НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА

Наука – не побочный эффект преподавательской работы. Совмещение исследований и обучения – непременный признак высшего образования.

За последние годы наши учёные адаптировались к изменению структуры финансирования науки. Продолжается продуктивное сотрудничество с РФФИ. Наши коллеги стали грантополучателями крупнейшего в стране Российского научного фонда. В 2017 г. в университете реализовывалось 7 проектов РНФ на сумму почти 35 млн. руб. Общий научный бюджет 2016 г. даже немного вырос по сравнению с 2015 г. и составил более 121 млн. руб. Осенью 2017 г. наш проект в области биотехнологий выиграл в конкурсном отборе в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса». А это 60 млн. рублей только по ФЦП, не считая финансирования из других источников.

Мы использовали внутренние средства, чтобы профинансировать важные звенья университетского научного механизма. За два года было учреждено несколько категорий Державинских грантов – для молодых учёных, для поддержки соискателей докторской степени, для прикладных исследований, за публикации статей в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science.

 

ПОЛИТИКА В МЕЖДУНАРОДНОЙ СФЕРЕ

Чтобы удерживать статус системообразующего вуза, нужно иметь мировой уровень. Вуз должен обучать иностранных студентов и иметь плотные международные связи.

В рейтинге вузов по версии агентства «Интерфакс» по критерию «Интернационализация» ТГУ с 2015 по 2017 г. буквально взлетел со 110-го места на 23-е. В 2015 г. у нас обучалось 1700 иностранцев, а в 2017 г. – почти 2400. Наш опыт и возможности в международной сфере были оценены министерством. Оно включило Державинский в программу «Благоприятная среда для иностранных учащихся» (в рамках проекта «Экспорт образования»). Университет возглавил одно из направлений проекта – «Совершенствование условий пребывания иностранных обучающихся на территории Российской Федерации».

Стратегическая задача в сфере набора иностранных студентов – довести их долю до четверти. Но одновременно нам надо быстро улучшить инфраструктуру университета и диверсифицировать подготовку, устраняя доминирование специализации «Лечебное дело».

Университет стремится обеспечить российским студентам трансграничные образовательные траектории. У нас есть успешный опыт приглашения иностранных преподавателей, а также опыт работы наших преподавателей в зарубежных университетах. Мы реализуем несколько образовательных программ совместно с зарубежными вузами-партнёрами и даже выдаём двойные дипломы. Наши многочисленные договоры о сотрудничестве с зарубежными вузами-партнёрами вполне могут быть основаниями для конкретных дел с конкретными результатами. Прямые отношения с крупным университетом расширяют перспективы международных контактов всей Тамбовской области, что очень важно.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Выстраивая конкретные планы, мы исходили из того, что структура имущественного комплекса должна быть университетской. Этот комплекс не должен создаваться сам для себя, вне связи с основной деятельностью вуза – образовательной, научной и воспитательной. Основная деятельность не может рассматриваться как навязчивый придаток к имуществу. А имущество не должно предвещаться в чёрную дыру, поглощающую ресурсы вуза.

В 2017 г. удалось добиться, чтобы наша заявка на дополнительные бюджетные субсидии была одобрена министерством. Это произошло впервые. Эти деньги – несколько десятков миллионов – пошли на создание первого и единственного в Тамбове симуляционно-аккредитационного медицинского центра.

Наша заявка на дополнительный субсидии в будущем году предусматривает капитальный ремонт четырёх объектов. Мы запрашиваем более 74 млн. руб. Университет также запросил более 41 млн. руб. государственных субсидий на приобретение основных средств. Мы планируем закупить лабораторное оборудование для трёх крупных научных центров. Кроме того, направлена заявка на участие в Федеральной адресной инвестиционной программе по строительству общежитий. Нехватка аудиторных площадей подталкивает нас к приобретению нового корпуса. Рассчитываем, что это будет удачная покупка, позволяющая сэкономить существенные средства. В наши планы входит реконструкция здания бывшего военкомата для размещения там Педагогического института. Но не за счёт университета. Поскольку это памятник архитектуры, мы рассчитываем на соответствующие субсидии со стороны заинтересованных ведомств.

***

Стратегия развития вуза это соединение множества перспективных планов – ректората, институтов и факультетов, кафедр и отдельных сотрудников. Ситуация внутри и вовне вуза такова: нам нужна позитивная динамика. Задача – трансформация университета в центр инновационного развития региона. В этом и есть наша общая политика.