Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Рекомендации по составлению резюме и самопрезентации

 

Прежде чем начать поиск работы, четко определите свои сильные и слабые стороны, постарайтесь как можно более объективно оценить свой профессиональный уровень, четко для себя сформулируйте цель своего поиска.

Чтобы заявить о своем желании работать в той или иной компании, необходимо предоставить краткие сведения о себе (резюме). Цель резюме - привлечь к себе интерес, как к стоящему сотруднику.

 

Виды и структура резюме

Существует три стандартных типа резюме: хронологический, функциональный и комбинированный. Каждый имеет свои достоинства и недостатки.

В хронологическом резюме в обратном порядке (т.е. начиная с последнего) перечисляются все места работы и обязанности, которые Вы выполняли. Выбирайте его, если в Вашей карьере отмечается устойчивый и последовательный рост. В этом случае хронологическое резюме наглядно продемонстрирует Вашу успешность и прогресс в трудовых свершениях.

В некоторых случаях указание конкретных дат и мест работы нецелесообразно:

1. Вы за короткий срок поменяли очень много мест работы – у работодателя может сложиться впечатление о Вашей непоследовательности и несерьезности.

2. В Вашем трудовом стаже есть много «провалов» — значительных периодов времени, когда Вы не работали, или работали на «непрестижных» должностях.

3. Тем более не стоит использовать хронологическое резюме, если в Вашей биографии есть кое-что, о чем Вы не хотели бы сообщать работодателю, хотя бы на первых порах, чтобы не отпугнуть его раньше времени.

4. Вы собираетесь изменить свою карьеру и Ваша прошлая трудовая деятельность никак не связана с той работой, которой Вы хотите посвятить себя в дальнейшем.

5. Вы в первый раз ищете работу и у Вас отсутствует профессиональный опыт.

6. Наконец, в наше время далеко не вся работа, которую мы выполняем, находит свое отражение в трудовых книжках.

В вышеперечисленных случаях лучше использовать резюме функционального типа.

С помощью функционального резюме Вы сконцентрируете внимание работодателя на трудовых достижениях и квалификации. Где и сколько Вы работали либо умалчивается, либо описывается в самых общих чертах. Это позволяет скрыть многие недостатки трудовой биографии кандидата. Плохо только одно. Об этом прекрасно знают и работодатели, поэтому часто относятся к функциональным резюме с большим предубеждением. Обычно их очень интересует, где и сколько Вы занимали тот или иной пост. Отсутствие хронологической информации вызывает подозрения.

Лучше всего использовать резюме комбинированного типа. Помимо описания Ваших достижений, оно включает и основные этапы трудовой биографии.

 

Составление резюме

Если вы хотите пополнить ряды «перспективных» при составлении резюме, руководствуйтесь следующими правилами.

Ваше резюме должно сочетать в себе 4 основных принципа:

1. Краткость (оптимальный размер резюме 1 страница формата А4);

2. Конкретность (точное обозначение дат, наименований организаций и других необходимых сведений);

3. Правдивость (помните: «все тайное становится явным»);

4. Избирательность (стоит включать описание именно тех аспектов Вашего опыта, которые значимы для позиции, на которую Вы претендуете).

Резюме оценивается по 2 параметрам:

а) Содержанию резюме;

б) Форме резюме (оформлению).

Форма резюме

- слово «резюме» НЕ пишется;

- шрифт – Times New Roman;

- цвет шрифта – черный;

- размер – 12-й кегль (самой крупной записью (14-й кегль) должна быть Ваша фамилия, имя, отчество, указанные по центру, в верхней части листа);

- поля – верхнее, нижнее, правое – 2 см.; левое – 1 см;

- интервал – одинарный (в целом интервал между строками должен соответствовать структуре подачи материала);

- выделять лучше жирным, а не курсивом или подчеркиванием;

- резюме разбивается на короткие абзацы;

- рамки и символы желательно не использовать.

- стиль изложения информации – деловой.

Обычно резюме состоит из 5 тематических блоков:

1. Личные данные;

2. Цель;

3. Образование;

4. Опыт работы;

5. Дополнительные сведения.

Размер резюме не должен превышать 1 лист А4. Это связано с особенностями человеческого восприятия. На рассмотрение одного резюме обычно тратится 15-20 секунд. За это время у человека сформируется первое впечатление о Вас, которое в большинстве случаев окажется и последним. Вы будете отнесены либо к категории «перспективных», либо к «совершенно неподходящим». Поэтому у Вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. За 15-20 секунд менеджер, просматривающий Ваше резюме, должен получить конкретную информацию, демонстрирующую обоснованность Ваших претензий на рабочее место.

Специальные исследования показали, что в первую очередь работодатели обращают внимание на предыдущее место работы кандидата, во вторую – на его практический опыт (трудовой стаж), в третью – на его квалификацию. С предоставления этих данных и должно начинаться Ваше резюме.

Позаботьтесь о том, чтобы информация, которую в первую очередь будет искать работодатель, содержалась в начале Вашего резюме. Чем быстрее он найдет то, что ищет, тем выше шансы, что Ваше резюме успешно преодолеет этап первичного отбора и Вы получите приглашение на собеседование. Поэтому рекомендуется подготовить, по возможности, несколько вариантов резюме.

Для этого сохраните базовый вариант в виде компьютерного файла и, по мере необходимости, вносите в него необходимые коррективы. Например, изменяйте порядок следования отдельных пунктов в списке Ваших умений и навыков, смещайте акценты и изменяйте степень детализации, – в зависимости от того, что требуется конкретному работодателю. Так, если Вы технический специалист, но хотите получить руководящую должность, акцентируйте внимание на управленческом опыте в Вашей трудовой биографии. Если Вы ищете рабочее место, которое в целом соответствует Вашей прошлой профессиональной деятельности, подготовьте резюме с акцентом на своих профессиональных достижениях и опыте. Если же Вы хотите устроиться на работу, которая не очень-то соответствует Вашей специальности, сместите акценты в сторону личных качеств и навыков, имеющих отношение к будущим служебным обязанностям.

Если Вы студент  или выпускник учебного заведения и пока не имеете профессионального опыта – не отчаивайтесь. Вспомните свои учебные работы (диплом, курсовые работы, производственная практика, общественные проекты, в которых Вы принимали участие и т.д.). Не забудьте указать, какую именно работу Вы выполняли во время обучения. Побольше конкретной информации.  Постарайтесь показать себя человеком, который уже имеет опыт и свои наработки.

Используйте глаголы действия, характеризуя свой опыт: «устроил», «организовал», «наладил» и проч. Пользуйтесь краткими фразами и не увлекайтесь длинными словосочетаниями. Употребляя при необходимости специфические технические термины, позаботьтесь, чтобы они были понятны неспециалистам.

Не доверяйте компьютерному редактору. Обязательно перечитайте его текст вслух после написания, чтобы убедиться в отсутствии ошибок и двусмысленностей.  Помните, что неразборчивое резюме чаще всего остается непрочитанным.

Не перегружайте его данными личного характера, а именно: сведениями о родственниках, вашем весе, росте, здоровье.

Работодатели отлично понимают, что если они затребуют рекомендации, то вы их предоставите. Поэтому не пишите в конце резюме: «Рекомендации прилагаются».

Резюме не имеет строго шаблона, тем не менее, рассмотрим основные блоки информации, часто используемые в резюме.

  1. Личные данные

    a. Фамилия Имя Отчество, пишутся полностью.

    b. Дата рождения, можно с указанием полных лет в скобках. При прочих равных условиях предпочтение отдается кандидату в возрасте от 25 до 35 лет.

    c. Адрес места жительства. Достаточно указать город и район проживания.

    d. Контактная информация. Укажите 1-2 номера телефона с указанием типа связи (сотовый, домашний, рабочий) и периодом времени для звонка, е-mail.

  2. Цель резюме. Указание должности, на которую Вы претендуете. Конечно, возможно указание нескольких смежных должностей, но крайне рекомендуется для каждой составлять свое резюме.

  3. Образование. В обратном порядке (т.е. начиная с последнего места учебы) по следующей схеме:

    a. Дата поступления – дата окончания

    b. Наименование учебного заведения, факультет

    c. Полученная специальность, по диплому.

  4. Опыт работы. В обратном порядке (т.е. начиная с последнего места работы) по схеме:

    a. Дата приема – дата увольнения

    b. Название фирмы, ее сфера деятельности

    c. Название Вашей должности, если были – количество подчиненных

    d. Описание Ваших функциональных обязанностей, уровень полномочий

    e. Результат Ваших конкретных достижений

  5. Дополнительные сведения.

    a. Дополнительное образование (если есть) – курсы, семинары, тренинги и т.п., по схеме:

        a.a. Дата начала, количество часов или дата окончания

        a.b. Название учебного заведения

        a.c. Тематика образования

        a.d. Полученная специальность

    b. Дополнительные навыки. Уровень знания ПК, степень владения иностранными языками, наличие водительских прав, автомобиля и т.д. Указывается, то, что как Вам кажется необходимо для конкретной вакансии.

    c. Личные качества. Укажите несколько, отличающих Вас от других, личностных черт, помогающих достичь нужных результатов в работе.

Когда Вы позвоните по интересующему Вас объявлению или в компанию, как правило, Вас попросят передать резюме по почте, факсу или e-mail. Выберите любой возможный для Вас способ, не навязывая личной встречи, не ссылаясь на то, что по почте долго, что у Вас нет ни факса, ни    e-mail (эти услуги можно получить на центральном почтамте практически в любом городе). На собеседование Вас обязательно пригласят, как только будет необходимо, а к нему наниматель должен подготовиться.

 

Особенности составления резюме соискателем без опыта работы

Для недавних выпускников учебных заведений вполне нормально отсутствие официального опыта работы (т.е. без внесения записи в трудовую книжку).

Чтобы составить резюме без опыта работы, необходимо пройти несколько подготовительных этапов. Возьмите лист бумаги и приготовьтесь записывать.

Для начала вспомните все, чем Вы занимались во время обучения. Например: кружки, увлечения, хобби, есть ли у Вас какие либо награды за участие в конкурсах - грамоты, дипломы и пр.

Также не забывайте про каникулы – вспомните, например: посещаемые секции, поездки, общение с друзьями и т.д.

Теперь попробуйте описать свои увлечения (хобби). Например: рыбалка, спорт, знакомства, компьютер.

Подумайте, какими личными качествами Вы обладаете, какие навыки имеете.

Посмотрите на получившийся список и выберите из него все, что, с Вашей точки зрения, полезно указать в резюме для выбранной вакансии.

Главное, о чем кандидату стоит помнить – сильное искажение фактов делу не поможет, особенно, если их захотят проверить.

 

Заключение

Фактически предложение на рынке труда многократно превышает спрос, конкурс претендентов на открытую вакансию очень велик. Однако, несмотря на насыщенность рынка труда, спрос на хороших специалистов в период восстановления экономики очень высок.

В этой ситуации основной задачей соискателя становится привлечение внимания именно к своей кандидатуре. Поэтому возникает вопрос о представлении себя с профессиональной точки зрения. А инструментом достижения успеха является ваше резюме, составленное по эффективной методике «резюме под вакансию».

Успешное резюме – это уникальное резюме. И главный секрет его уникальности в том, что оно уникально не само по себе, а составлено под конкретную компанию и вакансию. Главным вопросом является не что написать в нем, а как.

Одни и те же сведения, представленные с применением эффективных стратегий составления резюме и без использования таковых, дают диаметрально противоположные результаты.

 

При поиске работы можно воспользоваться следующими советами:

  1. Используйте все способы, которые только знаете для поиска и ищете новые пути - активно размещайте свое мини-резюме в Интернете, размешайте свое резюме в СМИ, расскажите всем своим знакомым, что ищете работу.

  2. Будьте всегда готовы быстро и четко отвечать на вопросы по телефону, от них может зависеть пригласят Вас на собеседование или нет. Заранее подготовьте вопросы о фирме, которые Вам необходимо выяснить прежде, чем принять предложение придти на собеседование.

  3. Подготовьтесь к собеседованию (постарайтесь, как можно больше узнать о компании, в которую идете; подготовьте весь комплект официальных документов; подготовьте вопросы, которые Вы бы хотели задать).

  4. Многие волнуются на собеседовании, и поэтому возникают ошибки. Чтобы избежать волнения можно заранее продумать ответы на общепринятые вопросы.

  5. Предложите поработать в компании несколько часов или дней, чтобы продемонстрировать свои навыки и умения.