Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Просолупова Н.А.
Россия, Курский государственный университет
natpros77@mail.ru

Стремительные и непрерывные преобразования социальной сферы в России требуют определённой трансформации профессиональной подготовки выпускников социально-гуманитарных факультетов. Как отмечает Е.А. Соколков, основная цель гуманитарного образования –  научить человека исследовать, оценивать общественные явления, подготовить его к деятельности в условиях непрерывных социальных перемен [Соколков Е.А. Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария. М., 2009].В последнее десятилетие социологи говорят о назревшем «кризисе гуманитарного образования», который обусловлен тем, что социально-гуманитарное знание в большей мере подвержено влиянию идеологии общественных преобразований и политики.

Динамично развивающееся общество со временем ставит перед специалистом новые профессиональные задачи. В связи с этим, несмотря на увеличение объёма учебной информации, полученных в вузе знаний и умений может оказаться недостаточно для профессиональной деятельности. Для современного специалиста социально-гуманитарного профиля гораздо большее значение имеет способность к самостоятельному освоению новых методов и технологий, включение в систему непрерывного образования и повышения квалификации, обобщение опыта трудовой деятельности, умение работать в коллективе. Специалист – социолог, менеджер, маркетолог выполняет исследовательскую работу в социально-экономической сфере, поэтому для выпускников этих направлений особенно важно формирование готовности к исследовательской деятельности в процессе обучения в вузе.

Готовность к исследовательской деятельности будущего специалиста социально-экономической сферы мы понимаем как системное личностное образование, которое обеспечивает успешную профессионально-исследовательскую деятельность и включает в себя мотивационный, когнитивный, деятельностно-практический, рефлексивный и личностно-творческий компоненты. Готовность к исследовательской деятельности может протекать только в условиях оптимально организованного учебного процесса, главная особенность которого – целенаправленное формирование у студентов потребности в новом знании, стимулирование исследовательской активности личности и поддержка творческой инициативы.

Мышление профессионала-исследователя отличается самостоятельностью, креативностью, критичностью. Специалист социально-экономической сферы смотрит на общество взглядом эксперта и даёт изучаемым процессам собственную оценку. Поэтому траектория исследовательской подготовки будущего специалиста социально-экономической сферы включает усиление субъектности обучающихся, становление и развитие собственной рефлексивно-исследовательской позиции.

Рефлексивно-исследовательская позиция подразумевает рефлексивное отношение к исследовательской деятельности, к контексту её развёртывания, к себе как к субъекту деятельности на всех этапах работы, а также к полученным результатам. Как указывает А.С. Обухов, рефлексивно-исследовательская позиция – это та позиция, в которой человек испытывает потребность попадать в ситуации поиска, проходить все этапы исследовательской деятельности [Обухов А.С. Исследовательская позиция личности. Школьные технологии. 2007. №5. С. 21 – 25].

Из вышесказанного следует, что развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности и её последствий. Очевидно, что педагогу высшей школы важно целенаправленно формировать поисково-исследовательскую мотивацию студентов, стимулировать их активность в учебном процессе.

Исследовательская активность – это творческое отношение личности студента к социально-экономической действительности, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путём практического взаимодействия с ней, к выдвижению гипотез, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных результатов исследования и их использования для дальнейших действий. Исследовательская активность раскрывается через инициативу обучаемого, направленную на продолжение поисковой деятельности за пределами требуемого. Поэтому уже с первых дней обучения в вузе, в том числе в процессе преподавания курса высшей математики, целесообразно формировать рефлексивные умения, которые являются основой для становления собственной рефлексивно-исследовательской позиции.

Само явление рефлексии с точки зрения психологии связано с наблюдением, самопознанием, размышлением, анализом.

Психологи выделяют 4 аспекта рефлексии:

-личностный – умение осуществлять анализ собственных действий, результатов, допущенных ошибок, осознание своих личностных качеств в настоящем в сравнении с прошлым, прогнозирование перспектив их развития;

-коммуникативный – способность понять причины действия другого человека, анализ результатов и возможностей применения стратегии поведения в собственной деятельности;

-интеллектуальный – осмысление действия, оценка собственной позиции, умение прогнозировать результат будущего действия и анализировать целесообразность выбранного плана;

-кооперативный – самоопределение в профессиональной проблемной ситуации, умение работать над задачей в коллективе, принимать ответственность за исследовательские действия группы, уметь осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить полученные результаты с поставленными целями.

От степени развития рефлексивных процессов зависит формирование профессиональной и исследовательской компетентности как личности, так и всего учебного коллектива, а именно:

-рефлексия приводит к целостному представлению о содержании, формах, способах и средствах исследовательской деятельности;

-рефлексия позволяет критически относиться к себе и к своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;

-рефлексия делает человека субъектом своей активности;

-рефлексия позволяет увидеть изучаемый объект с различных точек зрения, в том числе и с прямо противоположных;

-рефлексия помогает изучить точку зрения другого человека, понять его, вступить с ним в равноправный диалог и найти совместное решение.

Благодаря рефлексии человек становится способным анализировать свой прошлый опыт, вырабатывать новые мыслительные стратегии, адекватные поставленным целям. Особое значение в формировании готовности к исследовательской деятельности в социально-экономической сфере имеет гибкость мышления. Специалист с высоким показателем гибкости мышления находит эффективные способы решения сложных профессионально-исследовательских задач, творчески использует свои знания. Ригидность как качество антиподное гибкости характеризуется привязанностью к привычному алгоритму, к одному способу действий, а также трудностями в адаптации к новым требованиям. В  связи с этим трудно переоценить значение рефлексивных умений в процессе перестройки  сложившихся у человека стереотипов мышления.

Но, как показывает опыт преподавания математики студентам-гуманитариям, сегодняшние абитуриенты склонны выполнять всякую поставленную задачу по чёткому алгоритму или образцу, нестандартная формулировка или необходимость анализа и поиска метода пугает обучающихся. Основные причины этого явления мы видим в доминировании репродуктивных методов обучения в школе, в выполнении большого количества упражнений по шаблону, в ориентации на единственно возможный правильный ответ и соответственно, в недостаточном внимании различным способам действий, в низком уровне самостоятельности обучающихся.

В связи с этим необходимо создавать ситуации коллективной мыследеятельности, обсуждение теоретических аспектов в решении заданий, предлагать задачи с социально-экономическим содержанием.

Совершенствование рефлексивных умений у будущих социологов и экономистов тесно связано с общением, поэтому будет целесообразно включить в учебный процесс групповую работу, проблемные методы, различные виды самостоятельной работы с последующим устным обсуждением или презентацией.

Метод учебного диалога не только способствует получению прочных знаний, но и демонстрирует возможности творческого применения этих знаний, способствует становлению и развитию собственной рефлексивно-исследовательской позиции. Действительно, для решения поставленной проблемы студенту необходимо осуществить тройной переход: от мысли – к обсуждению, дискуссии, от обсуждения – к действию, решению. Этот путь делает осмысленным полученные знания и выводы, обсуждение проблемы в диалоге развивает аналитическое и логическое мышление, коммуникативные, рефлексивные способности, умение отстаивать собственную точку зрения.

Важно вводить в учебный процесс анализ «негативного опыта»: допущенных ошибок, недочётов, поскольку эта работа формирует критичность мышления и осмысленность учебного действия. Также в учебном диалоге педагогу необходимо побуждать обучающихся к глубокой рефлексии, не допуская формального участия в решении проблемы. Самый высокий уровень рефлексии – внутренний диалог личности, и для восхождения к нему педагог должен стать «равным» участником учебной дискуссии: побуждать студентов к активности в решении проблемы и одновременно проявлять активность самому.

Формирование готовности к исследовательской деятельности в процессе изучения математики предполагает решение студентами текстовых задач, описывающих математические модели социально-экономических ситуаций, исследовательских задач, задач с несколькими взаимосвязанными вопросами, задач с заранее неизвестным ответом. Всякая работа, имеющая в своей структуре творческую составляющую, не может иметь чётких критериев оценок, в частности, если задача, направленная на оценку исследовательских умений, сформулирована в тестовой форме, то это может быть только тест открытого типа. Педагог должен поддерживать  инициативу обучающийся, желание решить обычную математическую задачу альтернативным способом с последующим поиском более рационального пути рассуждения. Главное – не свести процесс решения любой текстовой задачи к образцу, алгоритму, шаблону, стремиться к собственной оригинальной интерпретации результатов решения. Полезно проводить работу по трансформации текстовых задач по заданным требованиям. Это способствует созданию логической связи между профессионально-исследовательским контекстом и соответствующим методом решения, воспитанию лаконичности формулировок, развитию умения переводить жизненную ситуацию на математический язык.

Можно, к примеру, предложить следующую задачу: «Социологическая служба отправила материалы конференции  в три почтовых отделения. Вероятность своевременной доставки корреспонденции в первое отделение равна 0,95, во второе - 0,9, в третье - 0,8. Какова вероятность того, что только одно отделение получит корреспонденцию вовремя?»

После решения задачи целесообразно предложить следующие задания:

- измените условие задачи так, чтобы её можно было решить по формуле Бернулли;

- сформулируйте задачу с похожей моделью, но другим содержанием;

- измените вопрос задачи так, чтобы её можно было решить двумя способами;

- добавьте в условие данные так, чтобы задача могла быть решена по формуле полной вероятности.

Кроме того, немаловажно умение выделять главное в тексте, ставить вопросы по математическому материалу, поэтому имеет смысл вводить учебный диалог и в лекцию.

Также полезно включить в вариативную часть самостоятельной работы несколько различных задач с правом выбора. Помимо возможностей аудиторной работы, регламентируемой учебными планами, необходимо привлекать студентов к участию в исследовательских проектах, конференциях, конкурсах.

Таким образом, можно выделить комплекс педагогических условий, обеспечивающих становление и развитие собственной рефлексивно-исследовательской позиции обучающихся:

-создание диалога в учебной и внеучебной деятельности;

-создание и развитие отношений кооперации и сотрудничества;

-создание межпредметного рефлексивно-исследовательского пространства на основе сочетания учебной и внеучебной исследовательской  деятельности.

Рефлексивно-исследовательская позиция может быть сформирована только с приобретением личностью определённого опыта исследовательской деятельности, поэтому мастерство преподавателя напрямую связано с его способностью мотивировать учебную и исследовательскую деятельность студентов. Кроме того, преподавателю вуза для эффективного формирования исследовательских компетенций будущих специалистов социально-экономической сферы необходимо ориентироваться в многообразии педагогических технологий и концепций, обладать инновационным стилем мышления.