Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ

Иманов Алескер Джафар оглу
Азербайджан, Нахичеванский институт учителей

Информатизация в широком смысле слова представляет собой процесс перестройки жизни общества на основе все более полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Этот процесс включает в себя перестройку орудийной основы человеческой деятельности в различных предметных областях на основе повсеместного распространения новых информационных технологий (НИТ).

Отличительной чертой этого процесса является смена доминирующего вида деятельности в сфере общественного производства. Подобно тому, как в ХIХ веке большинство развитых стран мира совершили переход от аграрного к индустриальному этапу своего развития, в наше время они осуществляют переход от индустриального к информационному этапу. Информация становится таким же стратегическим ресурсом общества, как продукты питания, промышленные товары или энергетические ресурсы. Разворачивающийся на наших глазах новый этап научно-технического развития человеческой цивилизации, начало которого принято отсчитывать со второй половины ХХ века, обычно называют информатизацией общества. Его отличительная черта - широкого распространение «высоких технологий» (микроэлектроника, биотехнология и т.п.).

Информатизация как материальный процесс состоит в строительстве инфосферы – глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации, которая представляет собой в обществе аналог центральной нервной системы.

Информационная оснащенность, масштабы и эффективность использования средств вычислительной техники вошли в наше время в число важнейших показателей уровня научно-технического прогресса. Отставание в этой области грозит чрезвычайно неприятными последствиями, вплоть до утраты позиций страны. Ликвидация сложившегося отставания, развитие достаточно устойчивой противоположной тенденции является сегодня одной из важнейших стратегических задач.

Необходимым условием для создания такой тенденции, а в перспективе и для ликвидации имеющегося отставания является внедрение средств вычислительной техники (ВТ) и НИТ в различные сферы человеческой деятельности, качественная перестройка системы образования, широкая просветительская грамотность населения, массовая подготовка специалистов в области информатики. Все это ставит информатизацию образования в ряд первоочередных задач.

Разворачивающаяся на наших глазах третья промышленная революция, ведущая к «вытеснению» человека из области промышленного производства за счет автоматизации и роботизации этой деятельности, по-новому ставит вопрос о духовной и профессиональной состоятельности выпускников учебных заведений, заставляет переосмыслить наши представления о содержании общего образования. Если еще недавно основная часть реализуемого в обществе труда носила репродуктивный характер, то сегодня доля творческого труда быстро возрастает. В течение трудовой жизни подавляющему большинству участников производства предстоит неоднократно изменять свою квалификацию, пополнять знания, осваивать новые виды деятельности. Поэтому информационное общество также часто называют «обучающимся обществом».

В ближайшие десятилетия ведущими, постоянно действующими факторами научно-технической революции останутся интеллектуализация и гуманизация труда, повышение его технической вооруженности, расширение индивидуальных возможностей, повышение личной значимости и ответственности каждого участника производства.

Научно-технический прогресс постоянно ставит перед образованием новые, все более сложные задачи по обучению и воспитанию молодежи и одновременно порождает все более совершенные средства. Наиболее многообещающей среди них сегодня является НИТ, и прежде всего ее материальная основа-компьютер. Будучи основным техническим средством информатизации жизни общества, они являются весьма перспективным инструментом перестройки образования, осуществляемой в связи с изменением его целей и содержания, повышением качества, широким распространением педагогики сотрудничества.

Информатизация жизни общества и связанное с нею широкое распространение средств вычислительной техники оказывают заметное влияние на содержание образования, предоставляют в распоряжение участников учебно-воспитательного процесса новые технические средства учения и обучения, стимулируют создание автоматизированных информационных систем для решения задач управления образованием.

НИТ представляет собой инструмент, позволяющий педагогам качественно изменить методы и формы своей работы и на этой основе:

- полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учащихся, побуждать каждого развивать присущее ему сочетание личностных качеств;

- сосредоточивать основное внимание на формировании у учащихся познавательных способностей, развитой учебной деятельности, поддерживать и развивать стремление к самосовершенствованию;

- усилить междисциплинарные связи обучении, комплексность изучения явлений действительности, обеспечить неразрывные взаимосвязи между естествознанием и техникой, гуманитарными науками и искусством;

- осуществлять постоянное динамичное обновление организации учебного процесса, форм и методов его осуществления.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что информатизация образования не самоцель. НИТ представляет собой новое мощное средство повышения производительности умственного труда, позволяющее найти решения насущных педагогических проблем, которые невозможно решить другими средствами.

Итак, информатизация образования является составной частью глобального процесса информатизации, разворачивающегося в нашем обществе. Учитывая определяющую роль человеческого фактора в этом процессе, система образования играет определяющую роль в создании и развитии экономического и культурного потенциала страны.

Главный ресурс информатизации квалифицированные педагогические кадры, обеспечивающие формирование и распространение информационной культуры. Поэтому первая задача централизованных программ – поддержка точек опережающего роста, развитие исследовательских проектов создание прообразов учебных заведений завтрашнего дня. Вместе с тем эти программы должны предоставлять возможность участвовать в строительстве информационной культуры каждому педагогу, который хочет и может внести свой вклад в этот процесс. Развитие теледоступа к автоматизированным банкам данных электронной почты, спутниковой связи делает решение этой задачи реальным.

В настоящее время складывается представление о единой непрерывной системе подготовки в области информатики, включающей в себя общеобразовательную основу и проводимое на его основе профессиональное обучение. Принято выделять три уровня приобщенности человека к миру вычислительной техники: компьютерная осведомленность, компьютерная грамотность и готовность к использованию компьютера в профессиональной деятельности.

Информатизация образования – один из аспектов разворачивающегося процесса перестройки общеобразовательной и профессиональной школы в Азербайджане. Информатика как фундаментальная и прикладная наука, техническая инфосфера как база развития производительных сил и НИТ вносят свой вклад в систему человеческих знаний и требуют самостоятельного изучения.