Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СУЩНОСТЬ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Илюшникова К.В.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
kseniya-ilyushnikova@yandex.ru 

Эффективность использования современных информационных технологий обусловливает высокие требования к уровню информационной культуры специалистов в различных областях знания, в том числе и педагогической. Сейчас информационная культура рассматривается как важная обязательная составляющая общей культуры педагога и ее основы необходимо формировать у студентов во время обучения с учетом специфики их специальности. 

Современный учитель начальных классов должен владеть основами экономических знаний, иностранным языком, организационными и воспитательными навыками, уметь находить новую информацию, быть способным к инновациям, обладать навыками работы с компьютером. Применение информационных технологий в школе приводит к изменению программы подготовки будущего учителя. Поэтому в настоящее время актуальным становится формирование информационной культуры учителя начальных классов.

Для эффективной инновационной деятельности будущего учителя начальных классов необходима такая система информационного обеспечения, при которой можно было бы обеспечить оперативность информации за счет объединения различных ресурсов. В свою очередь педагогический вуз должен сформировать у будущего педагога высокий уровень информационной культуры. Главную роль в формировании информационной культуры играет система образования, но существуют и другие факторы, влияющие на ее формирование, такие как семья, СМИ, учебные заведения (школа, вуз). Процесс повышения уровня информационной культуры продолжается в течение всей жизни человека.

Информационная культура педагога – это интегрированное образование, включающее в себя не только совокупность системы знаний и умений, которые направляют самостоятельную деятельность на удовлетворение индивидуальных информационных потребностей, но и ориентацию в информационной среде, умение критически анализировать и грамотно синтезировать информационные ресурсы, оперативно оценить их полезность и в дальнейшем целенаправленно и сознательно использовать при решении поставленной конкретной задачи.

Все компоненты информационной культуры личности педагога взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры информационной культуры личности.

Важно отметить, что информационная культура предполагает наличие у будущего педагога таких качеств, как:

1) информационная грамотность, которая включает: преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных; умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, использования современных технических средств в жизни;

2) осознанную мотивацию личности на удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний ИиКТ; повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора; развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;

3) определенный стиль мышления, главной чертой которого являются самостоятельность и креативность.

Воспитательный, познавательный, развивающий и социальный аспекты информационной культуры взаимосвязаны, они проникают друг в друга, взаимодействуют между собой, а потому должны быть включены в систему обучения на равных правах. Именно информатика может развить психические функции, связанные с информационной и алгоритмической деятельностью, мотивацию к дальнейшему овладению информационной компетентностью, готовность к самостоятельной работе после вуза.

Основными критериями сформированности информационной культуры будущих учителей начальных классов являются их знания и умения, а также интересы и мотивы информационной деятельности, сформированность рефлексивной позиции. Анализируя мировоззренческий и психолого-педагогический компоненты знаний, напрашивается вывод, что этим направлениям в наших вузах уделяется пока недостаточно внимания. Особенно хочется обратить внимание на необходимость формирования мировоззренческого компонента, так только он позволит создать у будущего специалиста наиболее целостное представления об информатике, ее возможностях и месте в среде других наук.

Важно, что информационную культуру можно рассматривать и как средство самореализации будущих педагогов, способствующее развитию плодотворного сотрудничества с обучающимися; расширяющее возможности распространения своего опыта; помогающее перейти от привычной роли педагога-транслятора знаний во время урока к роли педагога-тьютора, направляющего процесс самостоятельной деятельности учеников. Следовательно будущему учителю начальных классов необходимы следующие знания:

-основные типы документов в области образования;

-методы аналитико-синтетической обработки информации;

-способы поиска документов в библиотеках, Интернете;

-разработка методических материалов и рекомендаций.

Формирование информационной культуры будущих педагогов начальной школы можно представить следующей последовательностью действий:

-осознание потребности в информации;

-разработка плана поиска и отбор источников;

-оценка информации;

-синтез;

-использование информации с педагогической деятельности.

Большую роль в формировании информационной культуры играет открытое образование, которое должно формировать специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее. Эффективность этой работы зависит от уровня подготовки профессорско-преподавательского состава.

Для качественного формирования информационной культуры личности необходима доступность к современным ресурсам информации. Сегодня важным компонентом развития теории и практики организации учебного процесса в образовательном учреждении любого уровня в условиях информатизации образования являются информационно-образовательные системы, использующие сетевые технологии и представляющие собой составную часть информационно-образовательной среды учебного заведения.

Формирование информационной культуры будущего учителя начальных классов с использованием информационной образовательной среды университета может происходить:

- в рамках учебных дисциплин;

- в рамках воспитательной и просветительской работы;

- через систему дополнительного образования;

- посредством участия в практике, научно-исследовательской работе;

- в процессе участия в проектах, конкурсах и грантах для студентов.

Для повышения внимания студентов к возможностям образовательной среды в стенах университета можно проводить открытые мероприятия на базе Фундаментальной библиотеки, такие как, например, мастер-классы по пользованию библиографическими и электронными ресурсами, по повышению навыков работы с информацией, экскурсии для ознакомления с печатными и электронными фондами, базами данных.

В настоящее время в учебных заведениях распространяются планшетные компьютеры, которые содержат сведения по учебным дисциплинам, задания и учебные игры, могут использоваться как станция связи через Internet и даже как обычная школьная тетрадь. Иными словами - это портфель учащегося со всеми учебниками, задачниками, тетрадями, справочниками, виртуальными играми весом менее двух килограммов.  Представляется, что пройдет не более 10 лет и эти «портфели» будут иметь большинство студентов нашей страны. Сегодня такие «портфели» бесплатно распространяются американскими фирмами в обычных школах развивающихся стран.

Важно отметить, что с помощью компьютера не могут быть в полной мере реализованы все воспитательные функции. Остро встает вопрос о том, что при развитии информационной культуры снижаются возможности и способности людей к межличностному общению.

В связи с вышесказанным, достижения новых целей и ценностей формирования информационной культуры должны быть обеспечены возможностью многомерного движения личности в образовательном пространстве  вуза и создание оптимальных условий для такого движения. Иначе говоря, приоритетами системы высшего образования становятся ориентация на развитие личности, адекватной потребностям современного общества, личностно-ориентированное, индивидуализированное обучение, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных потребностей и способностей обучаемых.