Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРЕНЕРУ ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ

Подоляко М.В., Подоляко В.П.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
max714961@mail.ru

Сфера образования - это наиболее динамично развивающаяся область общественных отношений. Прогрессивное развитие общества предусматривает, что наука должна развиваться быстрее экономики, а образование - быстрее науки. В условиях рынка экономически оправдана подготовка профессионалов различного уровня (бакалавров, специалистов, магистров), поскольку именно непрерывная многоуровневая подготовка может обеспечить адресное освоение требований, которые становятся определяющими квалификационными характеристиками для соответствующего уровня подготовки [Дубровский А.В. Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 12.].

Современный специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональной компетентностью, современным экономическим мышлением, навыками управленческой, организаторской и воспитательной работы. Кроме того, он должен овладеть активными методами использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности, высокой общей культурой, знанием иностранного языка.

Его должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь. Для подготовки специалиста новой формации необходимы преобразование многоуровневой системы образования, совершенствование содержания, обучения и воспитания в следующих направлениях:

1) интенсификация учебно-воспитательного процесса с быстрым включением в него инноваций;

2) организация непрерывной системы профессиональной подготовки;

3) формирование учебно-воспитательных модулей, поддерживающих образование на разных уровнях;

4) развитие форм обучения, моделирующих будущую профессиональную деятельность;

5) совершенствование форм и методов организации самостоятельной работы студентов;

6) индивидуализация обучения;

7) компьютеризация учебного процесса.

Включение России в Болонский процесс, важнейшими требованиями которого являются многоуровневый характер образования, непрерывные технологии обучения, модульная организация учебно-воспитательного процесса, ставит задачу переноса этих положений в содержание подготовки учителя физической культуры, в том числе и специалиста по восточным видам единоборств.

Вопросы подготовки специалистов по восточным видам единоборств - сравнительно новое направление в системе физкультурного образования. Обращение к восточным единоборствам как к одному из направлений современного российского физкультурно-спортивного движения позволяет значительно расширить сферу их воспитательных возможностей и использовать как эффективную систему личностного саморазвития, включающую стремление к реализации как физических, так и духовно-нравственных потенциалов человека.

Но особенность восточных единоборств заключается и в том, что содержание средств позволяет организовывать занятия таким образом, что к участию в них возможно привлечение людей разного возраста. Причем зафиксированы случаи участия в занятиях такими видами, как каратэ, таэквондо, дзюдо, айкидо, ушу, людей в возрасте от 5 до 60 лет и старше.

Поскольку расширяется круг задач, решаемых данными средствами физического воспитания, включая оздоровительные, спортивные и прикладные, следовательно, следовательно, необходима подготовка специалистов различного уровня, которые реально могли бы осуществлять учебно-тренировочный процесс с людьми разного возраста, пола и интересов, т.к. человек может заниматься различными видами восточных единоборств в детском саду, спортивной школе, частной школе, клубе, в учебном заведении специализированного и неспециализированного характера [Литманович А.В. Непрерывная подготовка специалистов по восточным видам единоборств // Теория и практика физ. культуры. 2000. № 6].

Специалист по восточным единоборствам обязан обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской в частности. Рассмотрим общие и специальные требования, предъявляемые к тренеру, осуществляющему подготовку по восточным единоборствам:

Общие педагогические требования:

1) высокий уровень нравственного самосознания;

2) педагогическое образование;

3) широкий идейно-политический кругозор;

4) устойчивые морально-волевые качества;

5) интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;

6) высокий общий культурный уровень;

7) умение управлять собой в любых условиях;

8) хорошие организаторские способности;

9) умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.

Специальные требования к тренерской деятельности:

1) знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;

2) умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;

 3) умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

 4) способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;

5) умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;

6) способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

Также следует подчеркнуть, что тренер — это глубоко творческая личность. Для его эффективной деятельности необходимы: напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость, интуиция, фантазия, дар предвидения, уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, работоспособность.

Вполне возможно, что с таким подходом к системе современного физкультурного образования, возможно определить необходимый уровень знаний и соответственно квалификацию будущего преподавателя, который на практике будет реализовывать обозначенный круг стоящих перед ним задач. Подготовка специалиста по восточным единоборствам представляется в виде системы, охватывающей весь процесс от момента определения будущего абитуриента в специальности до поступления в учебное заведение и прохождения этапа послевузовского образования.