Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

О НЕОБХОДИМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Белозерцев Е.П.
Россия, Воронежский государственный педагогический университет
sp320@mail.ru 

Чрезвычайно важный элемент системы – содержание образования – играет глобальную роль в образовании. По существу содержание образования есть и результат, и условие развития истории и русского народа, России. Размышляя о содержании образования, обратимся к роману И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева», с одной стороны, автобиографии вымышленного лица, с другой — самой откровенной, лирической, исповедальной из всех бунинских книг. Вот почему мы и находим в ней как документальные свидетельства, так и раздумья автора о предмете нашего внимания.

Арсеньев, как и Ваня Бунин, учился в Елецкой гимназии — на пересечении Покровской и Успенской. Ныне здесь средняя школа № 1. А слава о бывшей мужской классической гимназии далеко  шагнула за пределы Ельца: в ней обучались и С.Н. Булгаков, и М.М. Пришвин, преподавал В.В. Розанов...

Содержание образования — три пласта, три компонента, представляющих сложное (порой противоречивое, а временами гармоничное) сочетание знаний, переживаний и отношений. Если это так, тогда содержание образования — не простое перечисление дисциплин в учебных планах, не только программы учебных предметов, стандарты образования. Все это лишь часть содержания образования. Так называемое нормативное стандартизированное знание — минимум переживаний, формальные отношения — важная часть образования, но не более того. Такое знание редко вспоминается, а если и вспоминается, то отнюдь не вдохновляет. Но все же никакое образование не может существовать без этого знания.

Содержание образования гимназии, в которой учился Алеша Арсеньев, складывалось из обязательных и факультативных предметов. Среди обязательных были: Закон Божий, русский язык, церковнославянская словесность, сочинение на русском язык, математика; география всеобщая и русская, история всеобщая и русская, физика и др. Среди необязательных: немецкий и французский языки.

 Таков был нормативный объем знаний, по этим предметам предусматривались и проводились экзамены. Хотел бы обратить на это внимание тех, кто создает и учреждает современные гимназии, - среди обязательных предметов было немало и таких, которыми прививали любовь к Отечеству: русский и церковнославянский языки, русская история и география и т. д.

Но было и другое знание — знание живое, рождающееся в процессе жизненных впечатлений и наблюдений сначала подростка, а затем и юноши. Бунин, как известно, родился в Воронеже, но еще ребенком был привезен в родовой дом на Орловщине, там навсегда вошли в его жизнь отец и мать.

Многое связывает И.А. Бунина с Ельцом. Мальчиком в свободное время, в праздничные дни он любил бродить по городу, амфитеатром раскинувшемуся по гористым берегам двух речек – Сосны и Ельчика. Жизнь города завораживает его, ему нравится думать о древнем русском граде, упоминаемом летописями с XI в. Сохранились легенды о набегах кочевников, о нашествии Тамерлана.

И у Алеши Арсеньева одно из самых сильных и радостных событий детства — поездка в Елец. Она оставила глубокий след в душе ребенка. И.А. Бунин пишет о ней так: «Эта поездка, впервые раскрывшая мне радости земного бытия, дала мне еще одно и впечатление... надо мною на весь мир разливался какой-то дивный музыкальный кавардак: звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса».

И.А. Бунин старался запечатлеть город таким, каким он был. Писатель видел его и в историческом ракурсе, и в политическом и в культурном. Он очень внимательно относился к своему городу. Алеша Арсеньев часто думает о древнем Ельце, «о том, что когда-то его не раз осаждали, брали приступом, жгли и грабили татары», ощущает «что-то прекрасное», которое ему «мучительно хочется понять и выразить в стихах, в поэтической выдумке…».

Реальность, правда, простота, с какой И.А. Бунин показывает Елец, поражает. Как по-настоящему нужно было любить свою родину, слиться с ней, чтобы изобразить не только красоту города, но и его «мерзкие места», как выражается сам писатель. В жизни и Алеши Арсеньева и Ивана Бунина многое связано с Ельцом. Город вызывал у них различные ассоциации и впечатления, оказав огромное влияние на становление личности и писателя и его героя. Город был частицей их души, и они тонко воспринимали и  чувствовали все, что с ним было связано.

Таким образом, второй пласт, второй компонент содержания образования Алеши — знание, живое и житейское, рожденное наблюдениями, впечатлениями и размышлениями. Елецкие церкви, монастыри, часовни, погосты, кресты, памятники были для юного гимназиста другой школой. Размышления, в результате наблюдений и впечатлений об окружающей реальности, как бы продолжали и обогащали гимназическое обучение. А может быть, не продолжали и обогащали, а опережали и стимулировали самый процесс обучения. Живое знание, прежде всего, касалось душевных сторон обучаемого, всего вдохновляло на воспоминания и размышления.

Ясно одно: учебные предметы, нормативное знание и живое, жизненное знание составляют содержание образования; гармония образовательного учреждения и окружающей среды, природы, традиционного быта обрядов, уклада жизни — важная примета образования, во многом определяющая его содержание.

Но есть еще один пласт, третий — знание религиозное. Целый мир соответствующих переживаний, отношений, обрядов и традиций. В детстве, отрочестве, юности И.А.Бунин, несомненно, испытывал влияние христианской культуры. Его мать, Л.A. Бунина (урожденная Чубарова), была женщиной глубоко религиозной, соблюдавшей по обету строгий пост все последние 20 лет жизни. Поэтому первые детские впечатления писателя, запомнившиеся на всю жизнь и послужившие основой автобиографических произведений, связаны с миром православия.

Религиозное воспитание Ивана Бунина, как и Алексея Арсеньева, складывалось из изучения Закона Божьего, посещения со всеми гимназистами во главе с классными наставниками торжественных литургий в церкви по праздничным дням, участия в хоровом пении, слушания проповедей. В годы учения в Елецкой гимназии формировалось мировоззрение будущего писателя и его героя — «… я постился, молился, хотел быть святым». Елецкие церкви и монастыри, часовни стали другой школой юных гимназистов, существовавшей рядом с гимназией, с ощущениями подростков, впервые почувствовавших любовь.

Жизнь и творчество И. А. Бунина позволяют утверждать: диалог двух социальных институтов — гимназии и церкви - создает основу для духовного становления человека, диалог науки и христианской культуры позволяет человеку познать себя, Бога, мир; гармония трех пластов, трех компонентов содержания образования формирует образовательную среду, осваивая которую человек сможет стать образованным. Ведь Иван Бунин учился в гимназии всего четыре года, но кто сомневается в том, что он являлся и является одним из выдающихся личностей своего и нашего времени.

Историко-культурно-генетическая связь этих компонентов в итоге решает три задачи: обеспечивает человеку возможность самоутвердиться как представителю русской православной истории, культуры, ценностей и традиций; создает условия для вступления человека в равноправный диалог с другими имеющимися в России культурами; включает человека в современные мировые общецивилизованные процессы.

В реальном образовании его содержание, конкретно-предметное наполнение учебных дисциплин осуществляется в соответствии с общими идеями и задачами образования, структурой учебного плана. По нашему мнению, учебный план должен иметь три раздела (федеральный, национальный, школьный), несущие в себе специфику общероссийского социокультурного контекста, сохранения национальной самобытности и местных особенностей, индивидуально-авторских возможностей учащихся.

Центральное место в содержании образования занимают родной язык, литература и история. В.Ю. Троицкий пишет: «...литература перестает быть лишь инструментом педагогического (и, прежде всего, идеологического) воздействия и рассматривается как необходимое условие духовного бытия человека, способствующее становлению его личности, развитию духовных и умственных сил. Путь к формированию «через литературу» гражданского, национального самосознания и патриотического долга, возникающего на основе чувства родного языка, родной природы и отечественной истории, лежит через пестование национального достоинства, опирающегося на духовный потенциал народа».

Отсюда проистекает и новое отношение к трем важнейшим гуманитарным предметам: русскому языку, российской истории и отечественной литературе. Основой их восприятия должна стать духовность. Именно: это русский язык, преподаваемый широко, с любовью к живому русскому слову; это российская история, проникнутая бережным отношением и любовью к прошлому своего Отечества; это русская литература, рассмотренная и поданная со стороны ее национальных ценностей и идеалов".

Народа нет и без специфического образного восприятия мира, выражающегося в различных искусствах: в музыке, танцах, архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве. Все эти искусства должны в той или иной мере войти в содержание образования.

Нельзя ощущать себя носителем той или иной национальной традиции, не ознакомившись с происхождением своего народа, его мировоззрением, развитием представлений о мире и человеке, основными трудовыми занятиями, обычаями, обрядами, историей, исповедуемой религией, прогрессивными традициями народного воспитания, морально-этическими нормами.

Каждый народ связан с природой территории, на которой проживает. Природные условия, ландшафт местности формирует духовный мир личности, глубоко запечатлеваясь в эпосе, обычаях, верованиях народов. Следовательно, в содержании образования должны присутствовать география, краеведение, экология, этнографические знания.

На крутых поворотах жизни каждый народ ищет ответы на сложные вопросы бытия, прежде всего, в собственной истории. История питает корни нации, ее культуру и дух, дающие ей деятельностное начало и определяющие поведение и действия. Поэтому история собственного народа должна занять достойное место в содержании образования.

Вот приблизительно тот круг общекультурных знаний, который может обеспечить национальную самоидентификацию личности. Названные выше области знаний, сконцентрированные в учебных программах по предметам, интегрированным курсам, могут быть реализованы в содержании образования как в форме основных, так и дополнительных занятий, в урочной и внеурочной деятельности, с использованием всего разнообразия современных педагогических технологий.

Содержание национального компонента, создающего условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением, является органичным продолжением изложенного выше. Оно обеспечивает вписанность личности в общегосударственный социокультурный контекст. Конкретно-предметное наполнение этого компонента составляют государственный язык и литература на этом языке, история и география России, предметы естественнонаучного и физико-математического циклов, культура народов России, история представленных в ней религий. С помощью этого содержания образования решаются педагогические задачи не только культурно-национальной самоидентификации личности, но и осваиваются представления о «значимом другом», которые служат основой цивилизационного диалога представителей различных культур, гармонизации межэтнических отношений в пределах единого государственно-территориального поликультурного пространства.

Компонент национального содержания образования, обеспечивающий включенность личности в современные мировые общецивилизационные процессы, имеет в своем составе наиболее универсальные знания, охватывающие глобальные изменения в жизни мирового сообщества и передающие способы международного сотрудничества. Это права человека и международное право, вопросы экономики, экологии и истории мировых цивилизаций, различные иностранные и формальные языки современных средств коммуникаций. Это те элементы культуры, освоение которых позволит русскому человеку ориентироваться в мире, проявлять толерантность к другим народам.