Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Волкова М.С.
Россия, Тамбовский  государственный  университет им. Г.Р.Державина
maria40ina@mail.ru

Понятие социального предпринимательства многогранно и вбирает в себя широкий спектр задач и особенностей, присущих ему. Данное общественное явление возникло на стыке социальной и экономической систем, поэтому приоритетом для этого вида бизнеса является не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем. Определяющее значение в ходе социально-предпринимательской деятельности приобретает устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов.

Опыт социального предпринимательства начал активно накапливаться примерно с 1970 — 1980-х годов ХХ в., появившись почти одновременно в разных точках мира с разными экономическими и социальными условиями. Яркой предтечей современного социального предпринимательства можно считать общественную самоорганизацию ХVIII века в США, когда для решения различных социальных проблем создавались организации самопомощи и благотворительности самого различного типа. По наблюдениям профессора Джона Джойра из Кентского государственного университета штата Огайо США, широкому участию населения в добровольных гражданских организациях (еще в колониальные времена, до1776 г.) способствовала экономическая независимость жителей, отсутствие неоспоримой экономической элиты, гражданское самосознание. Это в значительной степени обусловило в США феноменальное развитие общественного сектора за пределами государства и государственного влияния.

Среди первых организаций, преобразующих социальную жизнь коммун и сообществ, были церкви и связанные с ними группы, фермерские организации, торговые ассоциации, профессиональные общества, гражданские организации, молодежные организации, братства, тайные общества или ордена, этнические сообщества, соседские общины, экологические группы, а также всевозможные клубы. Исследователи из Университета Наварры в Барселоне Дж. Мэйр и И. Марти отмечают, что отдельные проявления социального предпринимательства можно было наблюдать в Европе ХIХ в. и в Азии первой половины ХХ в. (Mair J., Marty I., 2006). Организации, подобные основанным такими выдающимися личностями, как Флоренс Найтингейл и Виноба Бхаве, по своей сути являются тем, что мы сейчас называем организациями венчурного социального предпринимательства (см. таблицу 1).

Таблица 1 Исторические примеры социального предпринимательства

Страна

Даты, название

Историческая среда

Деятельность

Великобритания

Училища для медсестер в 1856г

Крымская война

Сёстры милосердия

Россия, Кронштадт

Дом Трудолюбия Иоана Кронштадского

1872 

-социальная и экономическая изоляция города Кронштадт;

-место высылки социально низших слоев населения;

-безработица

 Здесь каждый нуждающийся (от одиноких матерей до бездомных) мог найти себе работу, получить приют и заботу. Идея домов трудолюбия впоследствии получила распространение по всей России.

Испания

«Мондрагон Корпорасьон Кооператива» (Mondragon Corporation Cooperativa) 1941

 в 1941 году молодого священника Хосе Мария Аризмендиарриета в Мондрагон, город с населением в 7000 человек, который страдал от болезненных последствий гражданской войны в Испании: нищеты, голода, заброшенности и напряженности. Он решил сделать все от него зависящее, чтобы способствовать взаимопомощи и придумал, как создать рабочие места, основанные на солидарности

Первые усилия молодой священник направил на создание возможностей для местной молодежи. Он основал Школу политехнического образования «Эскуэра Политекника Профессиональ». Школа была создана как кооператив, т.е. была собственностью в большей степени членов местной общины, чем государства или церкви. Это стало началом движения, приведшего к образованию множества кооперативов в последующие годы

Индия

Земля в дар,

Виноба Бхаве

1951 г.

-напуганные размахом крестьянских волнений, помещики откликнулись на призыв Бхаве пожертвовать часть своих земель обездоленным крестьянам.

-массовая бедность и неграмотность огромных масс населения.

-процесс демократического строительства множества социальных групп, разделенных на разные конфессии, этносы и касты.

-1947 г., когда Индия обрела независимость.

«В Индии существует опасность острой борьбы между помещиками и безземельными крестьянами; эту борьбу я хочу предотвратить»(Бхаве); движение за добровольное пожертвование земли в пользу малоземельных и безземельных крестьян.

Бангладеш

«Грамин»,1976 г

 

Клиенты и акционеры – 4 млн. 350 тыс. малоимущих граждан, в основном женщин (96%); 94% акций  без фиксированного дивиденда принадлежит заемщикам (7,27 млн., из них 97% - женщины), остальные 6% – государству. жилье для бедных;

займы для микропредприятий;

стипендии для обучения детей нищих;

пенсионный фонд для заемщиков

Индия

«Аравинд»,1976 г.

-С 60-х гг. стали делаться определённые уступки крупному капиталу:

 -частное предпринимательство начало допускаться в ряде отраслей прежде объявленных монополией государственного сектора;

-был ослаблен контроль над ценами и распределением; введены льготные условия для иностранных вкладчиков капитала и т. д.

–нехватка продовольствия, в стране начался экономический спад.

Клиники глазных болезней «Аравинд» предоставляют услуги по уходу за глазами и операции по поводу катаракты, чтобы предотвратить слепоту, с оплатой совсем малой части стоимости подобных услуг в развитых странах

Египет

«Секем»,

1977

-бедственное экономическое положении с растущими социальными проблемами.

-В 1971 году Египет официально называется Арабской Республикой Египет (АРЕ).

-проведение социально-экономических реформ (аграрная, национализация банков, промышленности и т. д.).

-начали укрепляться позиции египетского частного капитала

 «отвечать вызовам времени через содействие всестороннему развитию человека, сообщества и земли» Центр предоставлением консультационных услуг фермерам, переходящим на биодинамическое культивирование растений

 

В настоящее время социальное предпринимательство как практическая деятельность, интегрирующая процесс получения экономической и социальной выгоды присутствует практически повсеместно. Развитие кооперативного движения в Европе, появление Соглашения о добросовестной торговле, развитие государственно-частного партнерства и трехстороннего сотрудничества государства, бизнеса и некоммерческих организаций, местных сообществ, институционализация корпоративной социальной ответственности, выразившаяся в международных договорах и стандартах социальной отчетности,- всё это является основой для укрепления социального компонента в предпринимательстве.

По мнению экспертов, идея социального предпринимательства получила популярность, так как «задела за живое» и «очень подошла» современной эпохе. Но  необходимо отметить, что у процесса объединения экономической эффективности бизнес-организаций с общественными потребностями есть определенные исторические предпосылки.

Развитие социального предпринимательства неразрывно связано с эволюцией предпринимательской деятельности, являющейся продуктом рыночного хозяйства. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентировано для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.

Обращаясь к таблице 1, заметим, что все организации социального предпринимательства формировались в условиях структурной напряженности. Также на развитие социального предпринимательства влияют уровень материального благосостояния и экономического развития общества. В богатых обществах сектор общественных движений больше, они носят узкоцелевой реформаторский характер. Для бедного общества характерны более радикальные движения с широкими целями, поэтому социальное предпринимательство в данном случае через спонсорство и финансовые фонды предупреждает острое разрешение социальных проблем.

На основе проведенного теоретического анализа стало возможным выделить основные этапы становления социального предпринимательства. Обобщив теоретические взгляды ученых-экономистов и социологические подходы ,выделим в  истории социального предпринимательства три этапа:

  1. Индивидуалистический (до 1920-30-х годов)
  2.  Коллективный (30-80 гг.)
  3. Институциональный (с 80-х)

Индивидуалистический этап характеризуется отдельными примерами организаций, схожих по характеристикам с социальными предприятиями: Дом трудолюбия Иоанна Крондштадского, Сёстры милосердия Флоренс Нотингейл. Основанные на частной инициативе и личностных качествах общественного деятеля, данные организации приносят существенные блага обществу и закладывают основу для дальнейшего социально-экономического развития.

Коллективный этап отмечается всеобщим осознанием общественных недостатков существующих систем. В развитых странах стали выделять следующие проблемы: наличие массовой длительной безработицы, социальной эксклюзии, проблемы благосостояния. После кризиса 20-30 –х годов возросла необходимость стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. Эти проблемы не находили решения ни в частном секторе, ни в государственных структурах, что послужило причиной развития государственно-частного партнерства и повышения предпринимательского интереса к социальным проблемам. Вследствие этого возросла деятельность «третьего сектора», гражданских организаций, усилий местных сообществ. Также стал развиваться институт социального предпринимательства (social enterprise).

Институциональный этап характеризуется главным образом юридическим закреплением деятельности социальных предпринимателей. Начало укрепления института социального предпринимательства ознаменовывает образование Биллом Дрейтаном компании «Ашока» в1980 г. - глобальной ассоциации лидеров социального предпринимательства, когда каждый «желает видеть мир, где каждый гражданин свободен, уверен, быстро и эффективно решает сложные социальные задачи».

Становление института социального предпринимательства продолжается в различных странах и в настоящее время. Объединение усилий бизнеса, общества и государства в развитии социальных проектов становится подходом, способным эффективно отвечать на вызовы, которые есть сегодня в социальной сфере.