Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ВАРИАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Макарова Л.Н., Шаршов И.А.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
silans@mail.ru 

Значительные социально-экономические и социокультурные изменения, происшедшие в нашей стране за последние два десятилетия в общем контексте перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, обусловили рост требований к подготовке в аспирантуре научно-педагогических кадров высшей квалификации. Одним из ключевых факторов таких требований является все более активное вовлечение России в процессы глобализации образования и науки. Болонские соглашения рассматривают аспирантуру (докторантуру – в терминологии западного образования) как третью ступень образования, которая также должна строить свою работу на основе его базовых принципов. В соответствии с «Законом об образовании в РФ» (2012) теперь и в нашей стране аспирантура является третьим уровнем высшего образования.

В связи с этим, современное научно-профессиональное сообщество нуждается в специалистах, свободно ориентирующихся в своей области исследований и всесторонне подготовленных для эффективной профессиональной и социокультурной деятельности в условиях экономики знаний. При этом подразумевается, что выпускники аспирантуры должны обладать не только фундаментальными теоретическими знаниями, но должны быть способны к стратегическому мышлению и инновационному поведению в профессиональных и социокультурных ситуациях.

Важно учитывать тот факт, что переход системы подготовки кадров высшей квалификации в новое качество связывается с реализацией следующих стратегических целей: модернизацией системы подготовки научных кадров в условиях структурно-содержательной перестройки высшей профессиональной школы согласно новой компетентностной парадигме образования; поиском способов ее интеграции в единое европейское научно-образовательное пространство; развитием у специалистов новых качеств, диктуемых современной ситуацией к специалистам с высшей квалификацией.

На основании анализа исследований ученых (А.А. Деркач, А.М. Новиков, В.В. Рубцов, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Д.И. Фельдштейн), довольно продолжительное время осуществляющих подготовку аспирантов, а также экспертизу качества диссертационных исследований, можно выделить проблемы, характерные для современной системы подготовки кадров высшей квалификации:

- рассогласованность субъектов исследовательской деятельности в определении тематики исследований и разрозненность в научных поисках;

- ограниченность исследовательского пространства аспирантов, что проявляется в решении исследовательских задач за счет имеющихся ресурсов;

- недостаточное «доведение» результатов исследования до профессионального научного сообщества.

Вопросы, связанные с совершенствованием подготовки и аттестации научных кадров, повышением эффективности аспирантуры и качества подготовки аспирантов в российских вузах, рассматривались в работах В.И. Байденко, В.Г. Выскуба, М.Б. Гитмана, А.А. Грибаньковой, И.Г. Дежиной, C.B. Егерева, И.А. Мосичевой, В.Н. Неволина, С.A. Писаревой, С.Д. Резника, H.A. Селезневой, B.C. Сенашенко, Ф.Э. Шереги, В.П. Шестака и др. В публикациях этих авторов отражены современные тенденции развития послевузовского образования в российских и зарубежных университетах, а также содержатся предложения по повышению эффективности аспирантуры.

Не отрицая важности формирования у аспирантов исследовательских и педагогических компетенций, необходимо учитывать тот факт, что глобализация высшего образования влечет за собой целый ряд преобразований высшей школы:

  • усиление диверсификации высшего образования путем расширения приоритетов его развития;
  • нахождение определенного равновесия между централизацией и децентрализацией, которые обеспечивают, с одной стороны, приоритетность высшего образования в государственной политике, а с другой – усиливают независимость высших учебных заведений за счет новых источников финансирования, что способствует развитию предпринимательской культуры в стенах университетов;
  • превращение высших учебных заведений в мультиструктуры, которые интегрируют функции обучения, научных исследований, служение обществу.

Последнее положение напрямую подтверждает тот факт, что время классических гумбольдотовских университетов, в стенах которых концентрировалось только преподавание и учебная деятельность, закончилось. Уже в начале ХХ века немецкая традиция исследовательского университета в американской культуре трансформировалась под модель предпринимательского университета, где девиз «Публикуйся, или погибай» стал основой не только развития научно-исследовательской деятельности, но и инновационно-предпринимательской, когда публикации создавались на основе результатов прикладных исследований, могущих быстро принести прибыль и университету, и самому исследователю.

Современный вуз все чаще оказывается на переднем крае инновационного развития, где от него требуется не только выполнение образовательных функций, но и создание научных заделов для развития экономики, проведение научной экспертизы бизнес-проектов, разработка наукоемких технологий и передовых теорий, способных конвертироваться в рыночные преимущества для заказчика исследований. В современных информационно-постиндустриальных условиях говорят о необходимости формирования в университетах навыков менеджмента, таких как критическое мышление, принятие решений, оценка информации, работа в команде, дисциплина, формирующих техническую компетенцию.

Но в настоящее время отсутствуют исследования, посвященные вопросам подготовки аспирантов к реализации инновационно-предпринимательской функции как обязательной составляющей их будущей профессиональной деятельности. Следует учитывать тот факт, что компетенции, необходимые для реализации данной функции, должны быть сформированы у них независимо от того, будет их профессиональная деятельность в дальнейшем связана с вузом или нет.

В связи с вхождением России в единое европейское пространство, появился ряд исследований, в которых охарактеризованы процессы развития мобильности аспирантов в контексте интернационализации и глобализации науки (М. Нерад, К. Пустинен-Хоппер, Л. Эккерс), раскрыто влияние мобильности на карьеру будущего ученого (Л. Ауриол, Б. Джил), обоснованы условия подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран в отечественных университетах (А.Л. Арефьев, С.С. Балабанов, Ю.Г. Волков, Н.М. Дмитриев, Ф.Э. Шереги), разработаны механизмы интеграции отечественной системы подготовки научных кадров в открытое европейское исследовательское пространство (В.И. Байденко, Л.В. Гребнева, В.В. Лаптев, А.П. Тряпицына).

В данном контексте представляет интерес выделить исследование М.Ю. Серга (2012), посвященное научно-исследовательской мобильности аспирантов. По ее мнению, в современном вузе мобильность аспирантов направлена как на повышение качества образования (т.е. предоставление дополнительных возможностей проведения исследования), так и на реализацию концепции развития субъектности аспиранта (т.е. удовлетворение исследовательских потребностей самих аспирантов).

Целенаправленная деятельность по развитию научно-исследовательской мобильности аспирантов способствует решению объективных проблем, характерных для современной системы подготовки кадров высшей квалификации: рассогласованность тематики исследований; ограниченность исследовательского пространства аспирантов; недостаточная степень диссеминации результатов исследования в практике деятельности научно-профессионального сообщества.

Вместе с тем, несмотря на определенное количество работ, посвященных рассмотрению подготовки научных кадров высшей квалификации в нашей стране, в них практически не затрагиваются вопросы формирования компетентности аспирантов, не рассматриваются вопросы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.