Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНО-ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Копытова Н.Е.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
nkopytova@mail.ru

Конструктивно-проектировочная функция преподавателя связана с видом творческой педагогической деятельности по созданию теоретически и экспериментально обоснованных моделей целостных дидактических систем или относительно завершенных ее фрагментов. Моделирование педагогических ситуаций, решение педагогических задач, апробация элементов различных педагогических систем в реальном педагогическом процессе вуза, экспериментальная проверка эффективности собственных методических разработок – все это далеко не полный перечень элементов, дополняющих и сопровождающих конструктивно-проектировочную деятельность педагога.

В более узком педагогическом плане конструктивно-проектировочная деятельность преподавателя связана с отбором и композицией содержательного материала курса, с проектированием учебно-воспитательного процесса, с планированием и построением системы своей работы. Объектами проектирования в деятельности каждого преподавателя высшей школы являются: образовательный процесс в рамках учебной дисциплины, содержание учебного материала, учебное занятие, технология обучения, средства обучения, учебно-методическое обеспечение дисциплины, методическая система, педагогическая ситуация, образовательная среда и т.п.

Безусловно, эти же задачи преподаватель решал и раньше, но именно изменяющаяся внешняя информационная среда приводит к модификации данной функции, которая заключается в следующем. Как уже отмечалось, в традиционном образовательном процессе преподаватель чаще всего использовал уже разработанные методики и технологии, редко моделировал собственные педагогические ситуации. К эффективному решению педагогических задач не всегда привлекались студенты как субъекты образовательного процесса.

Умение реализовать конструктивно-проектировочную функцию является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики развития и обучения студентов. Изменяющаяся информационная среда позволяет по-новому проектировать учебно-воспитательный процесс, активно внедряя в него электронные учебники, on-line обучение, проектную деятельность.

Применение современных информационных технологий изменяет преподавательскую деятельность: появляется необходимость овладения новыми навыками и приемами разработки учебных курсов, возможность реализации обратной связи преподавателя с обучающимся, возрастает сама роль обучающегося в учебном процессе. Вместе с тем, информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству учебных материалов, которые становятся открытыми в новой информационной среде.

Творческий характер проектирования предполагает продуцирование преподавателем относительно нового знания в виде проекта. Проектная деятельность предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Недаром проектную технологию относят к современным технологиям XXI в., предусматривающим, прежде всего, умение субъектов образовательного процесса адаптироваться к стремительно изменяющейся информационной среде.

Любое проектирование предполагает работу команды, где под ее формированием понимается процесс целенаправленного «построения» особого способа взаимодействия людей в группе, что позволяет эффективно реализовывать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целями проекта.

Применение проектной деятельности на основе социальных сервисов дает преподавателю дополнительные преимущества: использование многообразия информации, размещенной на открытых и бесплатных сетевых ресурсах, формирование новых информационных умений и навыков, включение их в свою деятельность, наблюдение за деятельностью студентов как участников сетевых сообществ.

Современные информационные технологии позволяют создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, являются мощным инструментом ускорения процесса во всех сферах общественного развития. Поэтому своим внедрением в учебный процесс высшего образования они повышают индивидуальный характер обучения, увеличивают роль самостоятельной работы в учебном процессе, помогают приблизить обучение студентов к их профессиональной деятельности, развивают у них способность проектировать свой образовательный процесс с учетом требований будущих работодателей [Фещенко А.В. Современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии в организации электронного обучения в вузе // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4].

Web-технологии позволяют студенту усваивать материал в любой форме (иллюстративной, звуковой, видео-, медиа-анимационной и др.), в любое удобное для него время, и в любом месте, развивают у него способности к адекватному самооцениванию результатов обучения и проектированию дальнейших индивидуальных образовательных траекторий. Эта технология позволяет в значительной степени индивидуализировать обучение, т.е. ориентироваться не на «среднего» обучающегося, как это происходит в аудиторных условиях, а на любого с разными способностями усвоения учебного материала.

Обучение на основе Web-технологий не только стимулирует переход на интерактивное онлайновое и дистанционное обучение, на формирование виртуальной реальности в образовании, но и оказывает огромное воздействие на содержание преподавания и совершенствование конструктивно-проектировочной деятельности. Именно такие профессиональные качества становятся необходимыми составляющими для преподавателей высшей школы в новом XXI веке.

Использование Web-технологий в процессе повышения квалификации расширяет возможности для совершенствования проектировочных компетенций преподавателя. Самостоятельный выбор дистанционных курсов обучения, предлагаемых различными организациями и специалистами, дает возможность преподавателю повысить свой уровень знаний в той или иной области, сформировать готовность к эффективному конструированию образовательных программ с учетом индивидуальных образовательных запросов студентов; проектированию образовательной среды в соответствии с современными требованиями изменяющейся информационной среды.

Так одной из организаций, предлагающей курсы повышения квалификации, является Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» [Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ». URL: www.intuit.ru]. Интерес для преподавателей вуза могут представлять такие программы повышения квалификации, как «Облачные технологии в образовании», «Управление электронным контентом», «Основы разработки электронных образовательных ресурсов» и др.

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании предлагает курсы повышения квалификации для преподавателей: «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Облачные вычисления в образовании», «Основы разработки электронных образовательных ресурсов», «Обучение с использованием социальных сетей» и др.

Самостоятельный выбор программы и ее освоение дает возможность педагогам получить новые знания, заниматься в удобное время и в удобном для себя темпе, получить документ о прохождении курсов повышения квалификации. Чем шире круг знаний о способах и приемах конструктивно-проектировочной деятельности и богаче практический опыт её реализации, тем более высокий уровень самостоятельности может проявить в своей работе преподаватель.