Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЗЮ ДЗЮЦУ 

Подоляко В.П.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
feniks1965@mail.ru

Формирование здорового образа жизни детей и подростков успешно при совместной оздоровительной деятельности тренирующегося, его родителей и педагогов. Эта деятельность направлена, с одной стороны, на оздоровление ребёнка, а с другой на изменение целостного отношения к собственному здоровью и его сохранение. Адаптационные возможности молодого организма формируются в процессе физического воспитания, поэтому здоровье детей и подростков следует рассматривать во взаимосвязи с их физическим воспитанием в образовательном учреждении.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовывать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни и будущей профессиональной деятельности.

Личностно-ориентированный подход, отражающий принципы гуманистической педагогики, признан мировым педагогическим сообществом приоритетным для всех форм современной образовательной системы. Это значит, что в центре обучения находится познавательная деятельность тренирующихся, учитывающая его индивидуальные возможности, способности.

Одной из форм реализации личностно-ориентированного подхода в процессе физического воспитания детей является разноуровневое обучение. Термин «дифференциация» означает разделение, расслоение целого на части. В данном случае это учет индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для обучения. Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся уровнем глубины и объёмом материала: обучающимся разных уровней предлагается усвоить соответствующую по возможностям программу. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

В педагогической теории и практике наработан большой арсенал методов и средств дифференциации в условиях общегрупповых форм обучения. Они отличаются по своей сложности и продуктивности:

 - разноуровневое изложение учебного материала;

 - вначале упрощенное изложение, затем усложненное;

- целостное изложение основного материала, затем детализация и конкретизация по частям;

 - варианты лингвистического построения речи наставника в зависимости от типа восприятия обучающегося (визуалы, аудиалы, кинестетики); специфической направленности на реализацию  общих дидактических целей;

- многократное повторение изложенного материала в течение занятия;

 - использование демонстрации упражнений в разных видах, в различных сочетаниях со словом (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);

 - дифференцированные задания с учетом уровня подготовки и развития обучающихся, целевой направленности обучения;

- дифференцированная самостоятельная работа (по уровню сложности, продуктивности, с комментированным управлением способом выполнения заданий; в паре, группе; полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи выбором способа выполнения);

- групповые формы работы с целью взаимообучения, взаимоконтроля, работа в парах;

 - дозированная помощь на основе изучения причин отставания в обучении;

 - дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором, индивидуализация критериев оценки);

 - самоконтроль;

 - программированный контроль;

- дифференциация темпов обучения.

Имея изначально, по сравнению со школой, больше возможностей для дифференцированного подхода к детям, учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности находятся в более благоприятных условиях в плане освоения ими педагогики сотрудничества, а, следовательно, в отношении  понимания индивидуальных особенностей ученика. Для многих «нестандартных» детей именно эти образовательные учреждения становятся тем единственным местом, где они могут рассчитывать на понимание и уважение и, как следствие, на повышение собственной самооценки.

На проводимых нами занятиях по дзю дзюцу постоянно используется разноуровневое обучение, т.к. в одной группе могут заниматься разные по возрасту и уровню подготовки поясной системы обучающиеся. Процесс обучения мы строим так: делим детей по подгруппам по разным уровням подготовки, и каждая подгруппа в одно и тоже время делает совершенно разное задание. Либо делим по парам, но задание даётся одно и каждая пара выполняет его по определённому уровню с разной силой, скоростью и точностью выполнения. В рядах работа строится фронтальным методом: простые упражнения выполняют все обучающиеся, а на более сложные ученики начальных уровней уходят и садятся, смотрят на старших, запоминая визуально, чтобы в дальнейшем данное упражнение было легче изучать.

Во время занятий постоянно идёт индивидуальная работа, т.е. инструктор подходит к обучающимся, объясняет и исправляет его индивидуальные ошибки, потому что дети разные: кто-то быстро запоминает и понимает, а кому-то приходится объяснять и показывать несколько раз.

Можно сформулировать несколько педагогических условий, реализация которых будет способствовать успешной дифференциации образовательного процесса на занятиях по дзю дзюцу:

- регулярное переключение обучающихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу. Всё занятие не может быть дифференцированным.

- создание ситуаций самостоятельного выбора для обучающихся разных уровней;

- дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для  повышения его эффективности на отдельных этапах;

- латентный характер дифференциации;

- психологическая поддержка педагога (сдержанность в похвале сильных обучающихся и периодическое поощрение слабых с указанием и исправлением ошибок.

Рассмотрим методику организации занятия по дзю дзюцу, проводимого на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Основная форма занятий в школе дзю дзюцу – тренировка. Спортивная тренировка – это управляемый педагогический процесс овладения спортивным мастерством и его совершенствования. Спортивную тренировку следует рассматривать как единый круглогодичный, многолетний процесс обучения, воспитания и повышения функциональных  возможностей организма.

Занятия начинаются с ритуала приветствия учеников учителем. При приветствии осуществляется три поклона уважения – учителя ученикам, наоборот и поклон младших старшей группе.

Далее следует разминка, в процессе которой выполняются подготовительные упражнения для разогрева сухожилий, мышц, суставов, отрабатывается самостраховка при падениях и бросках. Сначала старшие ученики по указанию инструктора показывают правильное выполнение упражнений, а затем помогают менее опытным товарищам освоить предлагаемую технику.

Затем следует основная часть тренировки, все упражнения которой направлены на развитие физических качеств: гибкости, ловкости, выносливости, освоение ударных и бросковых техник школы дзю дзюцу по программе, работа на координацию, подвижность и чувство соблюдения дистанции, тактика, работа на силу и скорость, с использованием специального спортинвентаря.

В этой части также прослеживается принцип «преемственности поколений». Более опытные спортсмены под руководством наставника объясняют, показывают удары, броски, боевые комбинации, тактику ведения поединка. Всё вышеизложенное проверяется на практике в схватках с заранее обусловленными ограничениями.

Окончание тренировки находит свое отражение в заключительной части и включает в себя упражнения на восстановление организма через расслабление, через дыхание. Далее, как обычно, следует подведение итогов занятия, вопросы.

Очень важны требования к обучающимся на занятии, которые должен озвучить наставник. Они обязывают учеников приходить на тренировку регулярно и в назначенное время, при опоздании сообщить причину опоздания, быть дисциплинированными, внимательно слушать и задавать вопросы тренеру, старательно выполнять объём задания во время тренировок, в процессе тренировки стараться исправлять свои ошибки.

Очень важны беседы наставника о правомерности применения боевой техники в бытовых и экстремальных условиях. Необходимо, помимо храбрости, воспитывать в учениках, вооруженных профессиональными навыками бойца, человеколюбие и сострадание!

Итак, еще раз стоит подчеркнуть, что дифференциация не является основной формой тренировок, а органично включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах освоения сложного материала прикладного характера!

Индивидуализация является также важнейшим компонентом тренировочного процесса, так как во время занятий инструктор постоянно общается с обучающимися, объясняет и исправляет их индивидуальные ошибки. Без этого прогресс в боевой подготовке невозможен, ничтожная ошибка в усвоении материала приводит к травме ребенка.