Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

О ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ К ТВОРЧЕСКОМУ ИСПЫТАНИЮ ПО РИСУНКУ КОМПОЗИЦИИ (НАПРАВЛЕНИЕ - «АРХИТЕКТУРА») 

Мамугина В.П.
Россия, Тамбовский государственный технический университет
mamugina@mail.ru

Рисунок в архитектурной профессии следует рассматривать как средство общения с заказчиком, исполнителем, как инструмент творческого процесса. С рисунка начинается работа по реализации художественного замысла. В архитектурном проектировании рисунок является промежуточным этапом и одним из средств в создании проекта. В первых рисунках-набросках архитектор во многом представляет будущий объект: его форму, конструкцию, организацию средового пространства. Рисунок является языком архитектора, который постоянно совершенствуется, приобретает черты индивидуальности и становится показателем культуры зодчего. Не случайно на вступительных экзаменах проводится творческое испытание по рисунку как одному из возможных способов для проверки уровня готовности к обучению по направлению подготовки «Архитектура».

В профессии архитектора ведущее место среди профессиональных задач занимает наличие объемно-пространственного и художественно-композиционного мышления. Недостаточный уровень его развития является одним из наиболее существенных препятствий во внедрении новых технологий в архитектурном образовании.

В рамках творческого испытания абитуриента, поступающего в вуз по направлению подготовки «Архитектура», рисунок композиции рассматривается как способ проверки необходимого для будущего архитектора уровня развития объемно-пространственного и художественно-композиционного мышления, графических способностей по созданию на двухмерной плоскости иллюзии трехмерного пространства с помощью графических изобразительно-выразительных средств.

На экзамене по композиции выдается задание, в котором указаны геометрические тела, из которых необходимо составить композицию по представлению. Эти объекты изображения даются в ортогональных проекциях с заданными пропорциями. Пропорции форм даны с указанием на модульную схему. Рисунок композиции должен быть выполнен с помощью линий и тона, создаваемого штриховкой. Геометрические тела строятся с учетом перспективы и тектоники. Линии построения и невидимые ребра сохраняются. Для убедительности передачи объема и пространства в телах выполняются сечения. Задание состоит из двух частей. Одна – это эскизные варианты поиска композиции. Вторая – увеличенный вариант, выбранный самим абитуриентом в результате поиска решения через эскизы. Рисунок детально прорабатывается по построению и тональному решению.

От абитуриента требуется:

- умение сгруппировать формы в единую гармоничную объемно-пространственную композицию, выбрав оптимальный размер и расположение изображения на заданном формате;

- умение передать заданные пропорции и масштаб объектов между собой с выполнением врезок одной формы в другую и произвольным размещением элементов композиции в пространстве относительно выбранной точки зрения.

Критериями оценки являются:

- компоновка изображения на листе;

- грамотное изображение отдельных элементов композиции, правильность перспективного решения и выполнения врезок;

- соответствие выполненного рисунка заданию: состав форм, пропорции, пространственное расположение геометрических тел;

- композиционный замысел, гармоничное взаимодействие элементов, уравновешенность, целостность и выразительность композиции;

- качественное техническое исполнение.

Чтобы правдиво изобразить предметы на плоскости в экзаменационном задании по композиции, надо поступающему уметь передавать в рисунке видимую форму предмета со всеми её характерными особенностями и свойствами: конструкцией, пропорциями, объемом, расположением в пространстве.

Создаваемое в рисунке изображение должно иметь единство, позволяющее раскрыть замысел автора. Оно обеспечивается путем соблюдения законов, правил, приемов композиции. Изображая тот или иной сюжет, мы опираемся на конструктивное единство. Оно позволяет узнавать предметы и понимать изображаемое. Композиция является формой художественного выражения замысла рисующего. Она связывает в единое целое объекты изображения. Композиция характеризуется ясными силуэтами, убедительными пространственными планами, чередованием форм и тональных пятен. Она является той структурой, без которой невозможно раскрытие логики развития идеи произведения. Если рисовальщик не владеет разнообразием выразительных средств композиции, то никакой сюжет не может быть убедительно представлен. Именно область композиции является началом творческого развития личности в искусстве.

Способность сочинять, соединять в единое целое элементы произведения формируется в результате системного обучающего процесса. Технология развития объемно-пространственного и художественно-композиционного мышления в подготовке к сдаче творческого задания по композиции на вступительном экзамене реализуется постепенно с нарастанием степени сложности задач. Конструирование обучающего процесса должно строиться от формирования умений по организации на плоскости листа изображений наиболее простых условно-плоских форм к творческим композициям, включающих несколько объемных объектов с выявлением конструкции и пространственной характеристики.

Изучение пространственных явлений лучше начинать с изображения отдельных геометрических форм и постепенно переходить к объединению их в композицию. На основе абстрактных геометрических тел (куба, цилиндра, конуса, пирамиды, шара и др.) осуществляется первоначальное представление о форме объемного предмета, его конструкции, перспективном изменении формы. На данном этапе решаются как задачи создания трехмерного изображения самой формы, так и её вариативного по ракурсу изображения в организуемом пространстве плоскости листа.

Вначале выполняются рисунки геометрических тел с натуры и по представлению с конструктивным и тональным решением.  Для передачи иллюзии глубины пространства, удаленности и объемности предмета применяется линейная и воздушная (тональная) перспектива.

Затем целесообразно поупражняться в рисовании этих же форм по представлению в разных ракурсах. Дальнейшее развитие видения формы в пространстве и её приемов и способов изображения осуществляется в заданиях по вычитанию объемов из базовых геометрических форм. Требуется умение представить и изобразить форму с разных точек зрения, передавая объем, пространственную характеристику. Следующим шагом будет освоение процесса выполнения «врезок». Вначале на примере двух, а затем трех и более геометрических тел, так как выполнение экзаменационного задания предполагает создание композиции из нескольких геометрических тел, частично врезающихся друг в друга. На конечном этапе композиция должна выглядеть как единое тело, включающее несколько геометрических форм. Данное задание подготавливает будущего абитуриента к выполнению более сложных по объемно-пространственному решению изображений в процессе их обучения уже в вузе.

Архитектурные формы, как и большинство форм окружающего мира, представляют собой комбинаторику абстрактных геометрических тел. Конструкция форм в архитектуре может быть простой и более сложной. Как правило, к одной или нескольким, при сложном объемно-планировочном построении объекта, простым геометрическим формам прибавляются другие. Интересность решения архитектурного объекта, прежде всего, зависит от выразительности решения базовых составляющих его конструкцию форм в пространстве. Дальнейшее усложнение конструкции происходит путем вычитания объемов в данных основных формах. Вычитание объемов придает индивидуальность образу архитектурной формы.

Экзаменационное задание по рисунку геометрической композиции позволяет выявить способности абитуриента в выбранной профессии, в которой умение представлять создаваемые в архитектурных проектах сложные  формы как комбинаторику простых геометрических объемов является необходимым условием успешности работы. Модель обучения зодчего строится именно на понимании процесса формообразования предметного мира и логики организации материально-пространственной среды человека.