Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Курилович Н.В.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
kurilovichtmb@mail.ru

В соответствии с Письмом Минобразования России от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Развитие системы дополнительного образования нацелено на формирование духовно-нравственного становления подрастающего поколения, подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору.

Воспитательный потенциал системы дополнительного образования отражается в содержании, формах и методах дополнительной образовательной деятельности, где определяющее значение имеет гуманистическая идеология, обусловливающая общую направленность воспитательной деятельности, направленную на гармоничное развитие личности.

Успешная реализация современных программ дополнительного образования зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых.

В основные задачи любого вида учреждения дополнительного образования входит обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей; выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей; создание условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация детей к жизни в обществе; формирование общей культуры детей, организация содержательного досуга детей и т.д.

Данные задачи осуществляются через деятельность учреждения, посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Исследования в области дополнительного образования представлены в трудах В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Е.Б. Евладовой, Н.Н. Ивановой, Б.А. Титова, С.Т. Шацкого, С.В. Федотовой, А.Б. Фоминой. По мнению Е.Б. Евладовой дополнительное образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства [Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002].

В основе деятельности учреждений дополнительного образования лежат принципы гуманистической педагогики: уважение к личности ребенка и его внутреннего мира, признание его прав, гармонизация «разумного воспитания» и самовоспитания детей в процессе их активной и разнообразной деятельности.

Основное предназначение дополнительного образования удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные потребности детей. Каждый ребенок имеет право выбрать то, направление деятельности, которое ему интересно, чем он с удовольствием занимается и на что ему хочется потратить свое свободное время. Выразить свое мироощущение через творческую деятельность. Показать и раскрыть свои способности.

Дополнительное образование детей предполагает включение ребенка в те или иные виды предметной деятельности для развития мотивации к познанию и творчеству. Для дополнительного образования освоение предметного содержания самоценно, что в дальнейшем сможет способствовать профессиональной ориентации подростков [Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы //Народное образование. 2012. №5].

Функции дополнительного образования характеризуют содержательно-целевой компонент. Е.Б. Евладова выделяет следующие функции дополнительного образования:

  • ценностно-ориентациоционная, направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
  • коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умение вести диалог;
  • социально-адаптационная, обеспечивающая ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активными членами сообщества, приобретать качество гражданина; гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;
  • психотерапевтическая, создающая комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха, но где нет постоянного оценивания и не имеют значения его неудачи в школе;
  • профориентационная, позволяющая подрастающему человеку достаточно рано получить представление о мире профессий, усилить свои стартовые возможности в сфере трудовой деятельности, снизить риск неверного определения своего профессионального пути;
  • рекреационная, восполняющая психофизические силы человека, способствующая восстановлению творческой и социальной активности, помогающая организации содержательного досуга;
  • культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры (национальной и мировой), позволяющая не только расширить свой культурный кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения.

В учреждениях дополнительного образования уже сформировались традиции в применении форм и методов работы. И, тем не менее, каждый творческий педагог находит новые методы, изыскивает новые формы работы, в соответствии с разными возрастными группами детей, переходя от традиционных форм к инновационным.

Термин инновации подразумевает постоянное обновление, изменения, внедрение различного рода изобретений. Под инновационными формами  мы подразумеваем активное и систематическое творчество, исследовательскую деятельность, где ребенок, включенный в систему дополнительного  образования, является ее субъектом.

Как отмечает А.Б. Фомина, многообразие форм дает возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувство и  волю, на эмоции и интеллект [Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. М., 1996].

В процесс дополнительного образования включены разные возрастные группы, в том числе и пожилые людей. Образование человека проходит в течение всей его жизни. Так новой формой дополнительного образования для пожилых стал Геронтологический университет, где особое внимание уделяется обучению пожилых людей компьютерной грамотности, на базе общеобразовательных учреждений, с привлечением ресурсов данного учреждения.

Обучение для пожилых людей строится на базовой программе «Компьютерная грамотность 55+». Тьютерами в обучении пожилых людей выступают дети подростковой группы. Выступая в роли учителя для пожилого человека, подросток оценивает себя в перспективе выбора профессии.

Целями программы считается:

  • овладение элементарными знаниями компьютерной технологии пожилыми людьми.
  • формирование уважительного отношения к пожилым людям у подрастающего поколения
  • повышение уровня самооценки как у пожилых людей, так и подростков.

Программа состоит из трех частей, в которых раскрывается 16 тем по 1 часу.

Содержание программы «Компьютерная грамотность 55+»

В первой части «Компьютеры, ноутбуки» рассмотрены следующие темы:

  1. Оборудование, где даются сведения, позволяющие осмысленно выбрать наиболее подходящий тип компьютера, оснащение и характеристики оборудования.
  2. Операционная система, где содержится информация, необходимая для выбора программного обеспечения.
  3. Работа с файлами, где рассматриваются простейшие приёмы работы с основными объектами информационных технологий – файлами.
  4. Работа с документами, где демонстрируются возможности программного обеспечения по созданию, редактированию и просмотру документов различных типов.

Вторая часть «Как войти в Интернет» состоит из следующих 3-х тем:

  1. Подключение к сети Интернет, где приводятся сведения, необходимые для обоснованного выбора провайдера.
  2. Браузеры, где происходит знакомство с возможностями основного инструмента получения ресурсов Интернета – программы браузера.
  3. Проблема безопасности, где рассматриваются методы безопасной работе в Интернете.

Наконец, третья часть «Ресурсы Интернета» направлена на приобретение навыков доступа к различным ресурсам сети Интернет и включает в себя следующие 8 тем:

  1. Поисковые системы на примере Яндекс
  2. Портал Пенсионного фонда РФ
  3. Единый портал государственных услуг
  4. Электронная почта
  5. Электронная торговля
  6. SKYPE
  7. Блоги
  8. Социальные сети

Во время обучения компьютерной грамотности пожилых людей предполагается проведение мероприятий интегрированного характера. Это театрализованное восстановление исторических событий, современное видение политической ситуации и др. В план занятий входит и подготовка презентаций. Это очень увлекательное занятие для пожилых людей и для молодежи. Интересна подготовка и реализация проекта «Летопись моей жизни», проводимого с использованием библиографического метода работы с пожилыми людьми.

По мнению Н.А. Морозовой, которая говорит о дополнительном образовании как постоянно развивающейся системе, подчеркнем, что на современном этапе она представляет возможности вариативного, многопрофильного, междисциплинарного обучения, получения дополнительных знаний, новых специальностей и специализаций в процессе обучения, воспитания адаптивных качеств. Человек, включенный в систему дополнительного образования, становится конкурентоспособным, креативным, ориентированным на свободный выбор форм свое деятельности [Морозова Н.А. Дополнительное образование в современной России // Педагогика. 2003. №8].

С учетом социально-экономического состояния на рынке дополнительных образовательных услуг учреждению дополнительного образования необходимо иметь большой диапазон направлений социально-образовательной деятельности. Чем выше реакция на социальные потребности общества, с учетом положительной мотивации, тем жизнеспособнее учреждение дополнительного образования.