Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Турсина М. Н, Сорокина Е.В.
Россия, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова
marina.tursina@gmail.com

В современном социуме немаловажное значение должно иметь гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Данное направление воспитания нацелено на формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно - нравственного единства общества. Реальным полем для патриотически-ориентированной деятельности и формирования патриотизма становятся многие акции по сохранению культурно-исторических традиций, боевой славы края, восстановлению разрушенных храмов, благоустройству и озеленению городов и сел, проведению фольклорных фестивалей и др. Активными участниками всех перечисленных мероприятий являются подростки: учащиеся школ, профессиональных училищ.

Вместе с тем следует отметить, что в иерархии современных ценностей, патриотизму не отводится должное место. То воспитание патриотической  направленности, которое  ведёт сегодня современная школа, является  недостаточным.

Если сравнивать, например, сегодняшних  подростков и подростков советской эпохи, последним были хорошо известны такие имена, как: Гуля Королёва, Марат Казей, Лёня Голиков, Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская и другие. Одной из важных причин такого знания было то, что в советской  школе большое внимание уделялось патриотическому воспитанию детей, в частности: функционировали школьные музеи, осуществлялись поездки в города-герои и по местам воинской славы, велась поисковая работа, проводились встречи с ветеранами, на уроках литературы изучались такие произведения о Великой Отечественной войне, которые вызывали у школьников интерес к героическим личностям и военной тематике.

В современных условиях развития научно-технического прогресса на помощь педагогам и родителям в сфере патриотического  воспитания приходит интернет, в котором существует огромное количество сайтов по исторической, военной и патриотической тематике. Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается: обновление баз данных, мониторинг интернет-сайтов и блогосферы, информационно–аналитических материалов патриотической направленности в электронном пространстве, в том числе, образовательных организаций, учреждений культуры и книгоиздательства, а также активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации.

Большое количество интернет-проектов создаётся не организациями или учёными, а энтузиастами, с интересом собирающими сведения по той или иной теме. Так, например, сайт Дмитрия Щербинина «Молодая гвардия. Героям Краснодона посвящается…» [1] на сегодняшний день является самым крупным в Сети интернет-проектом, посвящённым краснодонскому подполью. После исключения романа А. Фадеева «Молодая гвардия» из школьной программы, а также после появления противоречивой информации о молодогвардейцах в СМИ в перестроечные годы, интерес к героям Краснодона  значительно упал. Поэтому данный проект является уникальным хранилищем фотографий, статей, документов (большое количество документов хранилось ранее под грифом «секретно»), редких книг, фильмов, информации о музеях. Большое количество информации для публикации присылали сами посетители сайта: книги, брошюры, материалы из поездок в Краснодон и Ровеньки.

Сайт Марины Турсиной «Зоя Космодемьянская» [2] является единственным интернет-проектом в Сети, посвящённым целиком и полностью уроженке Тамбовской области Герою Советского Союза Зое Космодемьянской.  На сайте представлены фотографии, статьи, уникальные и ранее не опубликованные документы, книги, аудиозаписи. Автором ведётся сотрудничество с «Музеем Военно-исторической Славы Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских и Степана Перекальского» на родине героини — в селе Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской  области, публикуется информация, полученная из других музеев о Зое — «Музея истории школы и семьи Космодемьянских», гимназии №201 г. Москвы (школа, где училась Зоя Космодемьянская), «Музея Зои Космодемьянской» в д. Петрищево Рузского района Московской области (место гибели героини) и т.д.

На вышеупомянутых ресурсах существует также интернет-форум «Великая Отечественная война», который служит площадкой для обсуждения спорных и проблемных вопросов военной истории. Материалы данных интернет-проектов широко используются в педагогической  практике, а также для самостоятельного ознакомления подростков и других пользователей.

Так, Мария Гарикова (сейчас студентка МГУ, пришедшая на сайт «Молодая гвардия» в 15 лет) пишет: «О «Молодой Гвардии» я узнала случайно. Обнаружила в одной из групп соцсети «В  контакте» альбом, посвящённый ей, зашла, посмотрела фотографии и заинтересовалась. Но подробно там написано про них не было, и я стала искать информацию сама. После нескольких ссылок на сайты одноимённого книжного магазина первой поисковик выдал ссылку на сайт «Молодая  гвардия. Героям  Краснодона посвящается…». Поскольку с темой на тот момент я была знакома очень плохо, я прочитала про каждого из молодогвардейцев в специальном разделе и буквально влюбилась в них. Мне понравилось, что они были показаны живыми, настоящими. Кроме этого, там было много их фотографий  и можно было представить их так хорошо, как будто знаешь их на самом деле.»

Следующий отзыв Дарьи Продиной, 15 лет, ученица школы №2067 г.Москвы: «Форум «Великая Отечественная война» и сайт «Молодая Гвардия» дали мне очень многое — я приобрела много новых знаний и узнала много историй многих героев войны, о существовании которых даже никогда не догадывалась. За то время, которое я провела на форуме, я познакомилась с многими замечательными людьми и нашла в них хороших и задушевных друзей; и, наконец, именно всё то, что я приобрела на форуме и на сайте, толкнуло меня на ранее незнакомый активный творческий путь по исторической теме. Я очень благодарна форуму и сайту и всем тем людям, с которыми я общалась, за полученные богатства в виде знаний, творчества и воспоминаний.»

Материалы сайтов также активно используются педагогами в качестве информационно-методической  платформы: для проведения классных часов, утренников, внеклассных мероприятий, уроков мужества, открытых уроков, электронных презентаций, литературно-музыкальных композиций, участия в различных конкурсах патриотической направленности, стенгазет, написания сочинений, рефератов, эссе и др. Взаимодействие с данными  Интернет-ресурсами способствует активизации творческой, исследовательской, познавательной деятельности школьников.

Таким образом, интернет и те патриотические проекты, которые в нём присутствуют, являются на сегодняшний день важнейшим инструментом воспитания патриотических чувств, формирования у подрастающего  поколения любви к Родине, её истории и героям.

Литература

1. Молодая гвардия. Героям Краснодона посвящается [Электронный ресурс] http://www.molodguard.ru/ (дата обращения12.05.2015)

2. Зоя Космодемьянская [Электронный ресурс] http://zoyakosmodemyanskaya.ru/(дата обращения15.05.2015)