Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ  ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Домырева Е.А., Павлова М.Н.
Россия, Курский государственный университет
domalena2007@yandex.ru

Профессиональная деятельность занимает подавляющее количество времени в жизни каждого человека. На сегодня практически все люди подвержены стрессовым ситуациям не только в обыденной жизни, но и в профессии. Влияние стрессогенного фактора увеличивается в несколько раз, если это работа типа «человек – человек».

С.Л. Рубинштейн очень точно описал связь между сознанием человека и предметами его деятельности, бытия. Он утверждал, что в первую очередь содержание сознания зависит от практической деятельности человека. Он писал: «Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через свое отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предмета — это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется» [1, с.49].

В процессе профессиональной деятельности на педагога ложится большой груз ответственности, постоянно суммирующийся объем работы, постоянный мониторинг своей деятельности со стороны администрации, – все это ведет к большой эмоциональной нагрузке, которая может иметь как положительный, так и отрицательный эффект.

Как отмечают А.К. Маркова и Э.Ф. Зеер, труд, в целом, влияет положительно на личность, но постоянно объективно изменяющиеся обстоятельства определяют появление профессиональной деформации личности. Это деформации от перенапряжения нервной системы и режима работы до плохого психологического климата и социальной ситуации в целом [2, 3]. Отрицательными последствиями профессиональной деятельности, или профессиональной деформации, можно считать: проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких, излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности, появление стереотипов, пресыщение общением, эмоциональное выгорание, цинизм.

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности, проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике [4].

С середины XX века М. Холлендер и его последователи: Р. Фрост, П.Л. Хьюитт, Г.Л. Флит выделили перфекционизм как разновидность профессиональной деформации личности. Холлендер определил перфекционизм как «предъявление к себе в повседневной практике более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют обстоятельства» [5, с.23].

Нас заинтересовала заявленная проблема влияния перфекционизма на профессиональные деформации современного педагога. Было проведено исследование педагогов МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области, а также 3-х его филиалов: Большеохочевский филиал (д. Хитровка Щигровского района Курской области), Гремяченский филиал (д. В. Гремячка Щигровского района Курской области), Кривцовский филиал (д. Кривцовка Щигровского района Курской области). Испытуемыми стали 55 педагогов с разным профессиональным стажем.

На рисунке 1 показано процентное соотношение значения развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы, у которых сформировалась хотя бы одна из фаз эмоционального истощения. 

Рисунок 1

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы: наиболее высокие показатели зависимости эмоционального выгорания в зависимости от стажа при сформированной одной из фаз, имеют педагоги от 31 до 35 лет стажа, они находятся в возрастной группе от 54 до 60 лет. Возрастание синдрома эмоционального выгорания в этом возрасте можно связать с возрастными особенностями, в этот период протекает кризис идентичности личности. Процессы саморазвития замедляются, ухудшается здоровье.

Наименьшие процент зависимости эмоционального выгорания в зависимости от стажа, у которых сформировалась хотя бы одна из фаз, имеют педагоги от 0 до 5 лет стажа – 14%, они находятся в возрастной группе от 22 до 25 лет. Причиной выгорания в этой возрастной группе может послужить несоответствие ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью и реальной действительностью. Сюда можно отнести стереотипные представления относительно деятельности профессионала педагога, они формируются по давление общества и личных представлений, такой критерий, как компетентность. В группе со стажем работы от 16 до 20 лет (возрастной период от 38 до 49 лет) наблюдается резкое снижение показателя от 60% до 29% по сравнению с группой, стаж которых в пределах от 11 до 15 лет. В этот период времени дети этих педагогов уже достаточно взрослые, между ними появляется определенная дистанция и у педагогов появляется больше времени для себя. Можно сказать о том, что стабильность этого возраста положительно влияет на факторы устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.

При анализе 3-х компонентной модели синдрома выгорания (рис. 2) было выявлено:

  1. Доминирующим компонентом эмоционального выгорания является: «эмоциональное истощение».

Рисунок 2

 

  1. Такие компоненты эмоционального выгорания как:  «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» носят выраженный характер, показатели данных компонентов находятся в пределах выше среднего значения.
  2. Выраженность компонентов эмоционального выгорания проявляется в закономерности проявления возрастных и профессиональных кризисов, а также на них оказывают влияние возрастные характеристики, педагогический стаж, личностные, организационные факторы, общественное мнение.

Далее нами рассматривался перфекционизм как одна из форм профессионального выгорания. Для определения уровня перфекционизма использовалась многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта (рис. 3). Во II возрастной группе преобладает низкий уровень перфекционизма. Он имеет направленность на себя. Это говорит о том, что педагоги в возрасте от 30 до 39 лет, в основном, ориентированы на личностное развитие. В этот время педагог предъявляет высокие требования к себе, происходит расцвет карьеры. Это тенденция устанавливать для себя более завышенные, чем у других, планки в исполнении чего-либо на фоне неспособности принимать и прощать себе несовершенство или ошибки при исполнении своей работы.

Рисунок 3

IV группа педагогов имеет высокие показатели социально предписываемого перфекционизма. Он отражает убеждение в том, что люди имеют завышенные запросы к окружающим, очень строго оценивают и оказывают давление на индивида с целью заставить быть совершенным. Причем, индивид убежден в собственной неспособности угодить другим. Предполагается, что социально предписываемый перфекционизм может иметь множество неблагоприятных последствий в виде гнева, агрессии, враждебности, страха негативной оценки, повышенной значимости чужого внимания и одобрения, недоверие.

На основе полученных результатов, мы можем сделать вывод, что наблюдается определенная зависимость профессиональных деформаций от возрастной и стажевой группы, к которой относятся педагоги. Отсюда можно прогнозировать и наличие в будущем профессиональных деформаций личности и, как следствие, необходимость вовремя корректировать отклонения. Говоря о проблемах сохранения психологического здоровья педагога, необходимо анализировать уровень требований, которые предъявляет учитель, прежде всего к себе и своей деятельности, доминантность его профессиональной деятельности и удовлетворенность-неудовлетворенность ее результатами и формировать конструктивный перфекционизм.

Литература

  1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.
  2. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997.
  4. Вяземский Д.Н. Психологический словарь. СПб., 1997.
  5. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // «Терапия психических расстройств». 2006. №1. С. 23–31.