Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Митрофанов Д.В.
Россия, Военный учебно-научный центр ВВС
«Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
mitrofanovd@mail.ru

Уровень интеллектуальной состоятельности будущего специалиста в любой сфере определяется требованиями к его подготовке, а также тенденциями в развитии нашего общества. Применение современных технологий, в том числе и информационных, доступно специалистам, обладающим высокой интеллектуальной культурой, которая основывается на рациональном использовании своего интеллектуального потенциала. Современная цивилизация существует в эпоху информатизации, направленной на всестороннее обеспечение применения всех полученных человеком знаний на благо социума. Вузовское образование должно соответствовать и удовлетворять всем потребностям общества. При этом информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.

Потребность в интеллектуально развитой личности, обладающей ключевыми компетенциями возрастает с каждым годом. Новому обществу для совершенствования своих знаний, навыков и умений сейчас доступны все основные технологии, которые обладают необходимой информацией, высоким уровнем межличностного взаимодействия и дружественным интерфейсом. Таким образом, доля интеллектуальной деятельности и интеллектуальной культуры в жизни человека приобретает более выраженный вид и играет значительную роль в деятельности человека.

Стремительно протекающие процессы во всех сферах жизни и деятельности человека, освоение культурных ценностей требуют перехода высшей школы в институт подготовки интеллектуально - культурных специалистов. Необходимость повышения интеллектуальной культуры будущего специалиста обусловлена следующими противоречиями:

- между возрастающими требованиями к уровню интеллектуальной подготовки выпускников вузов и ускоряющимся темпом появления новых знаний;

- недостаточным использованием современных технологий в учебном процессе и их потенциальными возможностями в формировании основных интеллектуальных компетенций;

- между интеллектуальной состоятельностью молодых специалистов во всех областях науки и фактическим уровнем их интеллектуальной культуры;

- между увеличением скорости интеллектуализации в социуме и недостаточным применением инновационных технологий, интеллектуальных тренингов и семинаров в высшей школе.

Формирование интеллектуальной культуры - сложный многогранный процесс, происходящий с будущим специалистом не только в образовательном учреждении, но и на протяжении всей его профессиональной деятельности. Интеллектуальное развитие личности происходит неравномерно и не имеет предела для совершенства. Основными показателями, характеризующими уровень интеллектуализации профессионального образования, являются степень сформированности у личности интеллектуальной культуры, интеллектуальной компетенции, а также характеристикой может являться и интеллектуальная деятельность, которая обеспечивает данный процесс.

Современное вузовское образование должно иметь интеллектуальную направленность, при помощи которой возможно непрерывно повышать уровень интеллектуальной культуры будущего специалиста, что обеспечит его конкурентную способность на рынке труда. В настоящий момент личность должна быть готова к применению информационных технологий в процессе профессиональной деятельности, а для этого необходимо наличие гибкости мышления (его нестандартности), способности к быстрой адаптации к условиям работы. Именно поэтому суть образования в вузе не следует сводить к простому обучению, формированию шаблонных знаний, навыков и умений [1]. Студентам необходимо формировать стремление к развитию и самоутверждению, прививать навыки самообразования и совершенствования.

Образование включает как традиционную часть знаний, совокупность определенных научных сведений об окружающем мире, так и особые знания - ориентированные на осознание места познающего субъекта в мире и его утверждения в нем. Эти знания носят оценочно-ценностную окраску, задают как бы стратегию познавательной деятельности и оперирования полученными знаниями. Они не укладываются в рамках конкретной дисциплины, являясь междисциплинарными, и открывают новые возможности в создании целостной картины мира. Следует отметить, что интеллектуальная культура в этом случае будет являться одним из способов повышения творческой самореализации личности.

В связи с этим образование должно иметь совершенно новый характер построения, основанный на применении современных технологий в процессе учебных занятий, для выработки у будущих специалистов собственного интеллектуального стиля деятельности. Д. Халперн считает, что «образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию» [2, с.20].

Интеллектуальная культура – это уровень развития личности, который характеризующейся мерой освоения духовного богатства, и представляет собой совокупность образованности, самостоятельности мышления, понимание приоритета общечеловеческих ценностей, видение явлений в противоречиях и умение оценивать их, активное стремление пополнять знания, творческий подход к делу.

Н.Б. Крылова [3, с.14] определяет следующие составляющие культуры специалиста, которые можно отнести к выпускнику любого направления подготовки:

- системы знаний и интересов, определяющих кругозор личности;

- системы убеждений, образующих мировоззренческий уровень;

- систему умений и развитых на их основе навыков, проявляющихся в практической деятельности;

- системы индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности;

- системы социальных чувств, образующих уровень эмоциональной культуры.

Интеллектуальная культура включает в себя требования: образованности, духовного богатства, самостоятельности диалектического мышления, понимания приоритета общечеловеческих ценностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их, активного стремления и умения пополнять знания, учиться учению и труду, творческого подхода к любому делу[3, с.19].

Традиционное образование уже немыслимо без современных технологий, призванных не только решать многоцелевые задачи, но и помогать преподавателям оценивать знания студентов, представлять значительные объемы информации за более короткие промежутки времени, делать свою дисциплину интереснее, тем самым привлекать внимание к ней. Нынешнее образование следует вектору государственных образовательных стандартов. Данные стандарты основаны на использовании линейной схемы обучения. Но студенты должны иметь возможность выбора только им необходимых видов учебных занятий, что существенно повысить их мотивацию к самореализации и увеличит интеллектуальную составляющую их деятельности. При формировании интеллектуальной культуры будущих специалистов необходимо учитывать как интеллектуальную среду, так и характер вуза, в котором реализуется интеллектуальная деятельность[4].

Интеллектуальная культура является одним из слагаемых общей культуры будущего специалиста. Сформированность интеллектуальной культуры будущего специалиста определяется степенью овладения знаниями, умениями и навыками. Любая разумная деятельность человека определяется базовой культурой, накопленной за сознательный период жизни. Профессионально компетентный специалист должен постоянно заниматься совершенствованием своего интеллекта с помощью интеллектуального труда. Основополагающим в современном образовании «является постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всём протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий, повышение настоящей и будущей жизнеспособности[5].

Для достижения успеха в интеллектуальном труде предлагается использовать следующие факторы: потребности, способности, развитие; воля и деятельность; позитивное мышление; стремление к идеалу; высокие требования к себе.

Применяя все вышеперечисленные факторы при совершенствовании своего интеллекта и труда, качественно развивая характеристики и способности, высоко оцениваемые в обществе, будущий специалист обязательно достигнем намеченных им целей в своей карьере и жизни. Интеллектуальная культура является важным фактором личностного и профессионального роста выпускника. Важно, чтобы каждый выпускник эффективно использовал свой интеллектуальный потенциал, «а это в значительной степени определяется общей его культурой» [6], также решение указанных противоречий позволит вывести личностную и профессиональную подготовку будущего специалиста на абсолютно новый качественный уровень.

Литература

  1. Митрофанов Д.В. Роль информационных технологий в самообразовании студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: www.science-education.ru/123-18726 (дата обращения: 20.05.2015).
  2. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
  3. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990.
  4. Поляков В.Н. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование // Психология в бизнесе: Ежеквартальный практический журнал. 1997.  июль-декабрь.
  5. Трощенко Г.Я. О программе работ по повышению эффективности использования интеллектуальной культуры специалистов // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск, 1988. С.258-267.
  6. Эмих Н.А. Культурная парадигма современного образования: Философско-антропологические основания. М., 2012.