Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Усков В.М., Теслинов И.В., Сапожникова Н.Г.
Россия, Воронежский институт государственной противопожарной службы МЧС России
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
vm.uskov.card@mail.ru

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности обучаемых.

Воспитание как предмет педагогики имеет два значения. Во-первых, это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой - всем социальным устройством. В этом значении воспитание тождественно понятию «социализация». Во-вторых, воспитание в педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности [1, 2, 3].

Разрастание в настоящее время экологического кризиса вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не «природная среда», а «мир природы».

В экологической психологии существуют четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней [1, 2, 3, 4, 5].

Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.

Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение. Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе. Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта.

В субъектном восприятии выделяются три аспекта:  а) гносеологический, б) установочный,  в) функциональный.

При анализе гносеологического аспекта рассматривается, является ли нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений. При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ли воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению мира «субъектная установка». При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет ли нечто в мире по отношению к воспринимающему специфически субъектные функции и рефлектируются ли они воспринимающим.

Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться воспринимающему как субъект: а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики, б) быть опосред­ствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.

Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направ-ление и характер формирования субъективного отношения к нему. Результатом действия механизмов перцептивного канала является влечение личности к природным объектам.

В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров: 1) социальных психологических релизеров и 2) экологических фактов.

социальные психологические релизеры — это специфические вербальные стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными в них социально выработанными эмоционально маркированными значениями.

Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала — это специфическая вербальная информация экологического характера, определяющая направление, характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которой обусловлено ее возможностью оказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире.

Выделяются четыре типа экологических фактов: надорганизменные, организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные.

Механизмом обработки социальных психологических релизеров является эмоциональная реакция, механизмом обработки экологических фактов — лабилизация и эмоциональная оценка.

Специфическим механизмом, действующим в рамках когнитивного канала, является интеллектуализация эмоций, в результате действия которого происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности.

Результатом действия механизмов когнитивного канала является интерес личности к природным объектам.

Существуют четыре основных типа деятельности с природным объектом, определяющих характер формирующейся модальности субъективного отношения: а) использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта»; б) использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности; в) использование какой-либо функции природного объекта, которая в данном случае является «полезным продуктом», при этом не прекращается существование ни природного объекта в целом, ни отдельной его части; г) неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».

психологическими релизерами практического канала являются «ответы» — специфические стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответными проявлениями природного объекта различного характера на активность личности, направленную на взаимодействие с ним.

Выделяются пять типов «ответов»: антропоморфные, поведенческие, морфологические, физиологические и геофизические (механические).

Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и рационализация.

Результатом действия механизмов практического канала является склонность личности к взаимодействию с природным объектом.

Система психологических релизеров имеет иерархическую структуру. Характер этой структуры зависит от двух факторов: личностных особенностей воспринимающего человека и особенностей самого природного объекта.

К трансканальным механизмам обработки психологических релизеров относятся общие перцептивные механизмы (или установочные эффекты): «эффект первичности», «эффект новизны» и «эффект ореола», а также экологические установки личности.

Важнейшее значение имеет механизм стереотипизации, позволяющий  возникнуть такому сложному и многоаспектному психологическому образованию, как субъективное отношения к «природе в целом».

Модальность субъективного отношения, с одной стороны, является предсуществующим условием, определяющим дальнейшее формирование отношения на конкретном этапе, а с другой, является результатом формирования отношения на данном этапе и предсуществующим условием для следующего этапа. Это обусловлено тем, что формирование субъективного отношения к природе — многоэтапный, цикличный процесс.

Характер формирующейся модальности по оси «прагматическая — непрагматическая» определяется характером деятельности с природным объектом, в которую включен человек. Характер формирующейся модальности по оси «объектная — субъектная» определяется возможностью или невозможностью возникновения субъектификации природного объекта.

Процесс формирования субъективного отношения к природе носит системный характер, обладающий рядом специфических признаков.

Развитие экологического сознания в процессе социогенеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам: а) психологическая «противопоставленность — включенность», б) «объектно — субъектное» восприятие природы, в) «прагматический — непрагматический» характер взаимодействия.

В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропо­центрическая и экоцентрическая. Антропоцентрическая тенденция описывается такими «узловыми точками», как «архаическое сознание ® античное сознание ® христианство ® картезианство». Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими «узловыми точками», как «инвайроментальный консерватизм ® русский космизм ® учение о ноосфере, экологизм ® универсальная этика, биоцентризм».

Основной методологический принцип экологической психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания.

Классификация методологических принципов в экологической психопедагогике базируется на теории возможностей Дж. Гибсона — выделяются две группы принципов: организации стимулов и организации экологической деятельности.

К принципам организации стимулов относятся: принцип комплексности стимульного воздействия, принцип ориентации на актуализирующий потенциал стимулов, принцип ориентации на сенситивность к стимулам. К принципам организации экологической деятельности относятся: принцип гетерогенности, принцип формирующейся направленности, принцип индивидуальной психологической адекватности. Общим принципом является принцип гетерогенности объектов.

В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания выделяются три группы методов. В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов.

Принцип формирования мыслеобразов регулирует использование методов, формирующих систему экологических представлений; принцип субъектификации — субъектного отношения к природным объектам; принцип коактивности с миром природы — стратегий и технологий экологической деятельности.

К методам формирования экологических представлений относятся методы: экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественной репрезентации природных объектов и др. К методам формирования субъективного отношения к природе относятся методы: экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии и др. К методам формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой относятся методы: экологических экспектаций, ритуализации экологической деятельности, экологической заботы и др.[4, 5].

Таким образом, процесс формирования экологического сознания личности проходит три этапа: а) лабилизации, б) освоения адекватных экологических технологий и в) субъектификации природных объектов. Формирование экологичной личности в рамках экологического образования не может опираться на религиозно-философский опыт, оно должно искать свои технологии экологизации личности, адекватные особенностям современного восприятия.

Литература

  1. Дерябо С.д., ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-дону, 1996.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.
  3. Усков В.М. Воспитательная система в управлении развития личности // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых структур. Иркутск, 2014. С. 418–421.
  4. Усков В.М., Сапожникова Н.Г., Шуткин С.Н., Теслинов И.В. Философские и экологические параллели функционального состояния качества жизни человека и среды обитания // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Воронеж. 2014. С. 81-87.
  5. Хесле В. Философия и экология. М., 1993. – 344 с.