Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Волкова М.С.
Россия, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
maria40ina@mail.ru 

В последние годы в России начало складываться новое сообщество, объединенное общими интересами, ценностями и нормами - сообщество социальных предпринимателей. Появились такие организации, как Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Лаборатория социальных инноваций Cloudwatcher, Фонд «Навстречу переменам» (Reachfor Change), Школа социального предпринимательства г. Омск, «Управление проектами в области социального предпринимательства» высшей школы менеджмента и др. Так как социальное предпринимательство в нашей стране находится в стадии становления, то и вопросы о генезисе данного социального явления (кто чаще обращается к этому виду деятельности, как человек пришел к нему, что стало его побудительной причиной и др.), безусловно, являются актуальными. В данном контексте наиболее интересным становится составление психолого-педагогического портрета социального предпринимателя, т.е. определение набора типовых характеристик субъекта социального предпринимательства, уровня готовности бизнесменов к освоению ценностей, норм и практик такого вида предпринимательства.

Рисуя «портрет» социального предпринимателя, нельзя обойти вопрос о самоидентификации, о том, как социальные предприниматели сами представляют это явление. По данным опроса, проведенного в 2013 г. исследовательской группы ЦИРКОН среди социальных предпринимателей, к числу наиболее важных признаков респонденты отнесли первенство социальной миссии над коммерцией, новаторство и инновационность в комбинировании социальных и экономических ресурсов для решения социальной проблемы, устойчивую коммерческую эффективность, самоокупаемость и конкурентоспособность, высокую ответственность за результаты своей деятельности перед клиентами и перед всем обществом. Во вторую по частоте выбора группу можно включить три признака социального предпринимательства: стремление к реформированию социальной реальности, долгосрочным изменениям в социальной сфере; создание рабочих мест и обеспечение занятости социально незащищенных групп; направленность деятельности на оказание социальных услуг, социальное обслуживание граждан[1].

Другими словами, социальное предпринимательство – это деятельность, направленная на создание социальной ценности, то есть  фундаментальной чертой социального предпринимательства является социальное предназначение предприятия. Такие характеристики социального предпринимателя, как чувство ответственности, активная гражданская позиция, новаторство и инновационность, стремление к позитивным изменениям в обществе, независимость деятельности, не могут не отразиться на формулировании основной миссии. Например, миссии «Создать условия для становления гармоничной, развитой как физически, так и нравственно личности» или «Мы - открытое живое сообщество социально ответственных людей, создаем единое пространство осознанной коммуникации для развития и самореализации в сфере общественно полезных дел» говорят о том, что деятельность социальных предпринимателей направлена на решение широкого спектра социальных проблем и развитие институтов в разных сферах общественной жизни: это и здравоохранение, и образование, семья и детство, социальная поддержка и реабилитация людей с ограниченными возможностями, спорт и досуг, экология, трудоустройство, история и культура.

К примеру, человек видит социальную проблему в недоступности культурного пространства и исторического наследия городов для инвалидов-колясочников. Исходя из этого, он работает с музеями и создаёт туристические компании для инвалидов («Либерти» в Санкт-Петербурге). Другой вариант – проблема социальной, психологической и трудовой неадаптированности к самостоятельной жизни выпускников детдомов, которая приводит многих из них за решетку прежде, чем они закончат колледж. По сути, для многих сирот нужна система, подобная существовавшей когда-то у Антона Макаренко – учреждение полного дня с опытными педагогами, где социализация сочетается с целенаправленной деятельностью и решением общих задач[2].

Специфическая область деятельности социальных предпринимателей отражается и на социально-демографических характеристиках этого сообщества. Несмотря на то, что в традиционном бизнесе численно превалируют мужчины, нацеленность именно социального предпринимательства на решение острых социальных проблем, помощь и поддержку социально незащищенных групп и т.п. влияет на гендерный состав данной социальной группы (табл. 1).

Таблица1.Гендерный состав социальных предпринимателей

Пол

%

1

Мужской

36%

2

Женский

64%

Как видно из таблицы 1, к социальному предпринимательству чаще обращаются женщины. Данная сфера деятельности хорошо подходит женской природе: забота, сопереживание сочетаются с умением делать несколько дел одновременно, в некотором смысле с многофункциональностью. Кроме того, социальное предпринимательство – это зачастую семейный бизнес и демонстрирует высокую степень вовлеченности детей и других членов семьи в деятельность. Общее дело близких людей, основанное на взаимном уважении, доверии, вовлеченности, на разделяемом членами семьи стремлении к общественному благу, к улучшению социальной реальности благоприятно влияет на развитие семьи и общества.

Следует отметить, что среди социальных предпринимателей довольно широко распространено стремление к повышению квалификации - как своей собственной, так и своих сотрудников. По данным группы ЦИРКОН среди социальных предпринимателей этот показатель сравнительно выше, чем среди «обычных» бизнесменов - более 90% из них сообщили, что за последние несколько лет повышали свою квалификацию или получали дополнительное образование (среди обычных бизнесменов - 60%)[1].

Высокий уровень образования характеризует социальных предпринимателей в целом как социально активных, склонных к обучению и познанию граждан. Более того, социальные предприниматели способны ориентировать на овладение профессиональными навыками тех, кто лишен возможности работать в силу разных причин [3]. На этом фоне вполне естественно, что в отличие от остальных бизнесменов такой основополагающий мотив, как повышение личного благосостояния, не является приоритетным. На первый план у социальных предпринимателей выходят такие позиции, как самореализация, личностный рост и реализация определенной идеи. Альтруистические (даже идеалистические), предъявляемые социальными предпринимателями мотивы их деятельности, такие, как «желание быть полезным обществу», «стремление изменить мир к лучшему», зачастую скрывают неосознаваемые мотивы, стремление выдать одни мотивы за другие, которые содержат глубоко личностные, индивидуальные и потому латентные стремления.

Другими словами, социальные предприниматели по личностному типу отличаются от «традиционных» бизнесменов. Безусловно, для ведения предпринимательской деятельности такие личностные качества, как уверенность в себе, уравновешенность, энтузиазм, лидерство, коммуникабельность, добросовестность, практичность, целеустремленность, способность к риску, креативность являются необходимыми и общими для бизнесменов. Что же касается в частности социальных предпринимателей, то они более активны в плане общественной деятельности и информационной открытости бизнеса. Например, использование виртуальных социальных сетей, таких как, Вконтакте, Facebook, Одноклассники, Твиттер, Мой мир, Живой журнал именно для профессионального общения видится вполне обычным, даже полезным,  для продвижения своих идей и ведения деятельности.

Таким образом, важной составляющей психолого-педагогического портрета социального предпринимателя, наряду с вышесказанным, становится не только высокая предпринимательская энергетика, но и жизненная, глубоко личностная активность, невозможная без стремления к изменению социальной реальности.

Литература

  1. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики. Фрагменты аналитического отчета по итогам опроса социальных предпринимателей  [Электронный ресурс] www.zircon.ru (дата обращения 14.05.2015).
  2. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире. М., 2011.
  3. Волкова М.С. Факторы развития социального предпринимательства //Cборник научных трудов кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства. Тамбов, 2013.