Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МОТИВОВ СТУДЕНТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КОРРЕКЦИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ* 

Кузьмин Р.И., Макарова Л.Н.
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Тамбовский филиал)
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
romankuzmin1@rambler.ru

*Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 13-36-01024

Для активного, сознательного участия студентов в реализации технологии развития критического мышления, выбора ими дальнейшей индивидуальной траектории коррекции выявленных проблемных зон в отдельных компонентах-стадиях данного вида мышления [1, 2], необходимо выявить доминирующие мотивы участия студентов в этом процессе.

Совокупность мотивов студентов направлена на гармонизацию личности посредством выяснения зон действия внутренних и внешних мотивов развития критического мышления, осознания сущности данного процесса и необходимости использования критического мышления в учебной, повседневной и других видах деятельности, а так же на ограничение способов получения и использования знаний этическими нормами и правилами.

Под мотивом ученые (Е.П. Ильин, Т.А. Приставка и др.) [3, 4] понимают возникающее в определенных объективных условиях более или менее осознанное побуждение к деятельности, выражающее потребности личности, реализуемые под воздействием конкретных социальных требований. Всю совокупность мотивов развития критического мышления целесообразно разделить на внешние и внутренние. Под внешними мотивами мы будем понимать объективное воздействие внешних факторов, не зависящих от индивида, а внутренние мотивы действуют независимо от внешнего подкрепления и стимулируются субъективным восприятием самого индивида. Среди внешних мотивов мы выделяем стихийный, направляющий и материальный.

Стихийный мотив основан на увлеченности группы студентов каким-либо видом деятельности или тематикой и вовлечение отдельных индивидов в технологию развития критического мышления происходит под влиянием окружения, как бы стихийно. Например, увлеченность студентов историей местных достопримечательностей может служить мотивом активизации критического мышления в исследовательской деятельности по краеведению у студентов, первоначально в нее не вовлеченных.

Направляющий мотив определяется организующей деятельностью преподавателя, направленной на учащихся. Влияние этого мотива может быть организовано двояко. С одной стороны, преподаватель может построить вовлечение студентов в процесс развития критического мышления путем давления, постановки их перед фактом необходимости данной деятельности. С другой стороны, преподаватель может заинтересовать студентов, построить учебный процесс максимально интересно для учащихся. Преобладание второго случая более желательно, чем первого, в силу возможного полного отрицания необходимости коррекции критического мышления студентами в дальнейшем.

Материальный мотив может проявляться в случае, когда вуз или преподаватели предлагают студентам материальный стимул (дипломы, призы за участие в конференциях, форумах, проектах и т.д.) за деятельность, требующую высокой степени развития компонентов-стадий критического мышления.

Таким образом, группа внешних мотивов может являться первым стимулом к вовлечению студентов в деятельность по развитию критического мышления.

Рассмотрим теперь группу внутренних мотивов. Целесообразно условно разделить все внутренние мотивы по следующему основанию: приложение результатов использования критического мышления в социальной или личной сфере. Отметим, что под результатами эффективного использования критического мышления нами понимаются все позитивные изменения как в личности студента, так и в окружающей социо-культурной среде, а не только лишь конечный продукт (доклад, реферат, исследовательский проект и т.д.). В результате все внутренние мотивы могут быть социальными и личностными.

Направленность результатов использования критического мышления в исследовательской деятельности на окружающий социум определяет группу социальных мотивов, среди которых выделим побудительный и гуманистический.

Побудительный мотив выражается в потребности заинтересовать окружающих тематикой своей исследовательской деятельности с целью вовлечения их в свою деятельность. Смысл гуманистического мотива заключается в потребности оказания помощи окружающим в процессе обучения, повышения уровня их информационной осведомленности исходя из гуманистических соображений, первоначально без вовлечения их в свою деятельность. Это может происходить и за счет изучения основ исследования как способа добывания и критической переработки новых знаний, и за счет получения конечного продукта исследовательской деятельности по какой-либо тематике и критического его осмысления.

Личностные мотивы в отличие от социальных определяются направленностью результатов использования критического мышления студентами в исследовательской деятельности на себя, причем эти результаты могут быть использованы непосредственно после их получения или удаленно, в учебно- профессиональной деятельности. Среди мотивов, характеризующихся непосредственным действием результатов использования критического мышления в исследовательской деятельности, выделим образовательный, развивающий, прагматический, самоутверждающий.

Образовательный мотив проявляется в потребности повышения собственного образовательного уровня и уровня развития критического мышления, то есть вовлечение в исследовательскую деятельность гарантирует получение новых знаний студентами. Развивающий мотив характеризуется потребностью в освоении исследовательских методов получения знаний, умений, навыков. Освоение новых методов исследования подразумевает развитие личностных качеств студента, входящих в состав критического мышления (организованность, целенаправленность, последовательность в действиях, логичность, рациональность и т.д.), стимулирует его саморазвитие.

Прагматический мотив заключается в потребности повышения результативности обучения. В этом случае вовлечение студента в исследовательскую деятельность становится поводом для получения повышенных отметок по предметам, получения поощрений. Самоутверждающий мотив проявляется в потребности индивида повысить свой социальный статус и самоутвердиться. За счет занятия особенным видом деятельности (интересным, творческим) или же за счет интеллектуального преобладания его над окружающими (полные знания по отдельным вопросам, умения и навыки, способствующие рациональному получению новых знаний и т.д.) студент имеет возможность выделиться из группы сверстников, лидировать среди них и т.д.

Среди мотивов, характеризующихся отдаленным во времени действием результатов использования критического мышления в исследовательской деятельности, выделим деятельностный и профориентационный.

Деятельностный мотив выступает в качестве потребности освоения нового вида деятельности, направленного на обеспечение основного вида деятельности и вузе и после вуза, то есть занятие исследовательской деятельностью способно существенно помочь, например, при обучении в ССУЗе, ВУЗе или, например, конструкторской деятельности. Профориентационный мотив полагает, что студент в вузе дифференцированно определит род своей будущей профессиональной деятельности и потребность в дальнейшем изучении интересующей темы будет удовлетворена за счет вовлечения в исследовательскую деятельность.

Таким образом, мы имеем структуру мотивов, представленную совокупностью внешних и внутренних мотивов. Отметим, что перечисленные мотивы могут проявляться как по отдельности, так и совместно, тем самым увеличивая потребность в развитии критического мышления. Необходимо отметить, что мотивация студентов на критическое исследование, а также комплекс внутренних мотивов непосредственно связаны с влиянием окружающего социума. Необходимо так же отметить, что, не смотря на то, каким набором мотивов студент мотивирован на развитие и использование критического мышления в исследовательской деятельности, он, в первую очередь, направлен на получение и критическое осмысление новых исследовательских компетенций, развитие своей интеллектуальной сферы.

Литература

1. Макарова Л.Н., Королева А.В. Характеристика проблемных зон развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. Т. 261. № 2. С. 103-108.

2. Макарова Л.Н., Косенкова И.В. Проблемные зоны развития критического мышления студентов технического профиля // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 9 (125). С. 111-117.

3. Ильин И.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2011.

4. Приставка Т.А. Мотивационная сфера личности и ее роль в формировании способов учебной деятельности студентов // Профессионально-педагогическая культура: концептуальные основания и технологический контекст / под. ред. И.Ф. Исаева. Белгород, 2004.