Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СПЕЦИФИКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА ВУЗА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Голушко Т.К.
Россия, Тамбовский филиал РАНХиГС
tat-golushko@yandex.ru

Процесс самореализации личности достаточно сложен и неоднозначен, т.к. базируется на  постоянно меняющейся системе общечеловеческих ценностей, но при этом всегда остается под пристальным вниманием ученых-философов, психологов, социологов, педагогов, а также любого индивида, стоящего перед проблемой собственного предназначения. Рассмотрение отдельных аспектов данного понятия, его анализ в разрезе различных предметных областей и с использованием разнообразных методологических подходов [1], привели к тому, что понятие «самореализация» имеет значительное число трактовок его сущности, форм и видов, функциональных и структурных характеристик. Тем не менее, понимать ли самореализацию как реализацию собственного потенциала личности или отождествлять ее с основной ценностью жизнедеятельности каждого человека, в любом случае необходимо в качестве одного из значимых факторов выделить период профессионального выбора и профессионального становления человека как время наиболее полного раскрытия устремлений человека и реализации его личностного потенциала. Следовательно, именно студенческая молодежь, представляющая собой пассионарную социокультурную группу, может успешно реализовать себя в новых условиях, условиях динамично развивающегося информационного общества [2].

Так, самореализация студента, с точки зрения З.З. Утягановой, представляет собой многогранную деятельность, неразрывно связанную с существенной характеристикой юношеского возраста – устремленностью в будущее; этот возраст характеризуется бурным развитием процессов самосознания, становлением целостного образа «Я» [3]. В самом деле, студенчество открыто для всего нового, оно, с одной стороны, легко поддается воздействию на когнитивную сферу, что способствует интенсивному формированию профессиональных умений и навыков, с другой – достаточно легко воспринимает изменение мотивационной составляющей, корректировку ценностных ориентаций, поэтому задачей высшего профессионального образования является создание оптимальных психолого-педагогических и социальных условий для осознания личностью перспективы собственного развития, для раскрытия, самовыражения и проявления себя, своих талантов и способностей в образовательном процессе, а также в дальнейшей профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить, что стоящая перед высшим образованием задача одновременно и усложняется, и упрощается вследствие стремительного развития информационных технологий, их проникновения во все сферы человеческой жизнедеятельности, в повседневную жизнь человека.

В качестве положительного момента необходимо отметить то обстоятельство, что, благодаря динамичному изменению информационной среды, ее безграничности и открытости, будущий специалист имеет больше возможностей в получении информации и осуществлении информационных процессов. Действительно, информационная среда как часть информационного пространства, отождествляемая с деятельностью людей, в определенной степени познаваемая и управляемая ими, характеризуется экспоненциальным ростом объемов информации, а также скоростью информационных процессов и явлений, протекающих в данной среде (динамичность), непрерывным расширением границ (хотя определение границ информационной среды достаточно условно), неравномерностью ее плотности (неоднородность), выраженной зависимостью концентрации элементов информационной среды, частоты и скорости их взаимодействия от географических, демографических, научно-технических, образовательных и иных условий.

Именно поэтому как никогда ранее расширяется география общения, способствующая созданию контактов по всему миру, приобретению и обмену опытом не только со своими сверстниками, но и профессионалами в соответствующей области, появлению возможностей для самообразования (например, посредством дистанционного обучения); студентам предоставляется доступ к мировым электронным библиотекам, периодическим электронным изданиям с использованием всех преимуществ неограниченного в объеме и высокоскоростного обмена данными; применяется сверхмощная компьютерная техника и разнопрофильное специальное программное обеспечение. Все это не только существенно облегчает выполнение рутинных учебных задач, но и способствует более полному раскрытию творческих способностей, самовыражению индивида, самосовершенствованию человека в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и иных аспектах.

Если же проанализировать сущность процесса самореализации и особенности трансформации информационной среды, то очевидна тождественность их развития, определенная параллельность происходящих изменений и их взаимовлияние друг на друга. Самореализация каждого индивида, являясь непрерывным процессом постоянного преодоления внутренних противоречий личности с целью полного раскрытия ее сил и способностей, в совокупности, изменяет окружающий мир, социум, технологии и информационную среду в том числе. Но и информационная среда, изменяясь непрерывно, ставит перед каждым из нас новые задачи, представляет собой источник, побуждающий человека к постоянному поиску смысла жизни, к духовному росту, выбора цели и проектирования методов ее достижения, стимулирующий адаптацию, индивидуализацию и интеграцию личности в информационном обществе [4].

Вместе с тем сама по себе информационная среда не является движущей силой постоянного самообновления личности (культурного, мировоззренческого, профессионального), она лишь необходимое условие, средство для достижения целей; более того, специфика информационной среды, ее неоднородность, нестабильность зачастую препятствует стремлению человека к более полному выявлению и развитию его личностных возможностей. Учитывая тот факт, что взаимодействие с информационной средой является одним из наиболее весомых источников инкультурации ценностей (наряду с такими институтами социализации, как семья, ВУЗ и круг непосредственного общения) [5], а именно ценности выступают как глубинные психологические основания, которые влияют на самореализацию, то можно сделать вывод, что стремительно изменяющаяся информационная среда способствует хаотичному принятию тех или иных идеалов в качестве жизненных приоритетов. Молодое поколение зачастую настолько легко меняет собственные устремления или же никак не может остановиться в предпочтении средств их достижения, что происходит нарушение закона диалектики: слишком большее количество вариантов приводит к наипростейшему, наиболее популярному, а не осознанному, лучшему выбору. Интересы и мотивы формируются спонтанно и спонтанно меняются в угоду стремительно трансформирующихся политических, экономических и социальных тенденций.

Необходимо выделить и еще одну противоречивую особенность современности в аспекте самореализации – это параллельно существующее сетевое пространство, а также виртуальная реальность, которая характеризуется отсутствием эмоционального фактора взаимодействия между людьми. По мнению Н.В. Водяновой, интернет, сетевое пространство, виртуальная среда  как производные информационной среды дают широкие возможности проявления себя, своего «личностного начала», что обеспечивается спецификой способа коммуникации, анонимностью, снятием ряда ограничений [6]. Молодые люди, скрываясь за виртуальной личностью, становятся более активными, не боятся ошибиться, высказывая самые смелые предположения и идеи, находят поддержку в сетевом сообществе, самовыражаются и самоутверждаются в нем.

Однако, если самореализация – это личностно-ориентированное опредмечивание сущностных сил человека, то уход в виртуальную реальность, «сокрытие» своего Я, отказ от идентичности фактически противоречат сущности самореализации: с одной стороны, человек реализует свои способности, свои возможности, свой потенциал, с другой – он как бы отказывается от «авторства», от внешнего признания, довольствуясь самим фактом произошедшего. Несомненно, в условиях интернет-общения внутренний мир личности, ее самобытность может раскрыться более свободно и неожиданно, чем в реальной жизни, но возникает уже философская проблема: кем именно была поставлена, а кем реализована достигнутая цель, реальным человеком или виртуальной личностью, кто сумел самореализоваться и произошла ли самореализация?

Несомненно, полностью контролировать информационную среду невозможно, но можно минимизировать риски ее негативного влияния на потребности личности в продуктивной деятельности, раскрытие её потенциала, задатков и ментальности, и, прежде всего, научить правильно ориентироваться в постоянно меняющемся и информационно перенасыщенном мире. Следует уделить значительное внимание воспитанию чувства «информационной меры», реалистичного восприятия происходящего, научить практически взрослого человека оценивать не только поступки в реальном мире, но и обдуманно совершать действия в информационной, виртуальной среде. Эффективными механизмами в этом случае могут служить актуализация ценностной ориентировки среди многообразия знаков, смыслов, этических образцов поведения, существующих моделей самореализации, определение соответствующей интересам личности референтной группы, ознакомление с многообразием ролей в реальных и виртуальных сетевых сообществах и т.д.

В самом деле, все чаще возникает необходимость в выборочном восприятии поступающих извне информационных потоков, т.е. фильтрации получаемой информации. Целью создания такого рода механизма является не только сокращение времени на полипараметрический поиск и отбор информации, но и выработка режима защиты от влияния внешней информационной среды, обеспечение информационно-психологической безопасности личности как субъекта информационного взаимодействия. Не стоит также забывать, что пассивное потребление информации ведет к сужению персонального информационного пространства, к ослаблению позиций в самоконтроле, формальному освоению получаемых в вузе знаний, умений и навыков, к деформации социальной и профессиональной направленности личности студента.

С учетом того, что в настоящее время в системе ВПО изменилась основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности будущего специалиста [7], следует переоценить роль педагога, свести ее к минимуму и значительно усилить индивидуализацию и дифференциацию обучения посредством масштабного использования современных информационных и сетевых технологий. Такая организация учебного процесса позволяет научить будущего специалиста самостоятельно искать пути решения поставленных задач и применять на практике полученные ими знания, а, следовательно, способствует саморазвитию личности студента, умению мыслить логически и нестандартно.

Теме не менее не стоит забывать, что для современной молодежи (и студенчества в том числе) характерно наличие клипового, фрагментарного восприятия и передачи данных. Блоковый вид сообщений создает пробелы с осознанием целостности происходящих процессов и явлений реального мира, параллельно с этим у студентов наблюдается некоторое атрофирование способностей к аналитике, основным логическим операциям, возникают проблемы с построением логических связей, воображением. Осознание того факта, что источник информации всегда «под рукой», ухудшает способности к запоминанию, к появлению стереотипов, к снижению словарного запаса в сочетании с переоценкой собственных сил и возможностей. Вследствие этого мышление становится алгоритмичным, эталонным, стандартным, поэтому необходимо найти оптимальное сочетание между постулатами гуманизации образования и задачами его технологизации, следовательно, использование сетевых ресурсов обязательно должно сочетаться с применением традиционных источников информации (работа с печатной продукцией: учебники, нормативная литература, периодические издания), а также непосредственного общения студентов с преподавателем и между собой.

Особенно остро в настоящее время стоит проблема соблюдения баланса между креативностью личности, ее стремлением к творчеству и деструктивностью, ведь, по мнению Э. Фромма, деструктивность и креативность удовлетворяют одну и ту же потребность человека – преодоление ограниченности [8]. Практически безграничные возможности информационной среды, расширяющие рамки свободы, требуют от каждого из нас предельной ответственности и самоконтроля, т.к. при необдуманном их использовании представляют собой силу, угрожающую природной среде, духовности и социальности человека, самому его физическому существованию. Принято считать, что уровень самореализации личности будет тем выше, чем выше у нее познавательные и альтруистические мотивы, гуманистические ценностные ориентации, чем выше у личности готовность подходить ко всему ответственно, чем отчетливее осознание важности собственного выбора и поступков, но, на наш взгляд, это достаточно спорный момент.

Ведь зачастую практически невозможно провести границу между личностной самореализацией и эгоцентризмом, выявить, где заканчивается профессиональная самореализация и начинается «карьеризм», всегда ли авторский творческий продукт является результатом творческой самореализации [9], тем более сейчас, когда внедрение информационных и сетевых технологий в образовательную и профессиональную сферу максимально индивидуализировало труд человека, обособило его, поспособствовало тиражирование интеллектуального продукта.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что студенчество, отличающееся стремлением проанализировать и понять все самостоятельно, интересом к новым и неожиданным результатам экспериментов, способностью изменять свою точку зрения и воспринимать неустоявшиеся взгляды и новые идеи, является социальной группой, наиболее предрасположенной к воздействию столь активного внешнего фактора, коим и является информационная среда. Именно поэтому его самореализация в данный период и при данных условиях наиболее активна и результативна, однако помимо учета индивидуальных, профессиональных и социальных особенностей, должна выстраиваться с учетом всех преимуществ и недостатков динамично изменяющейся информационной среды.

Литература

  1. Подымова Л.С., Макарова Л.Н. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 1(69). С. 89-93.
  2. Шутенко Е.Н. Самореализация студенческой молодежи в контексте социокультурной трансформации высшей школы // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 2. С. 201-205.
  3. Утяганова З.З. «Образ будущего» как условие самореализации студента // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 154-156.
  4. Маризина В.Н. Средства самореализации личности в информационном обществе // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 5-2 (64). С. 237-244.
  5. Ерохин Д.О. Информационная среда как фактор формирования ценностей молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Махачкала, 2011.
  6. Водянова Н.В. Самореализация личности в пространстве интернета в контексте коммуникативной антропологии // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11. С. 57-62.
  7. Демкин В.П., Можаева Г.В. Гуманитарное образование в информационном обществе // Открытое и дистанционное образование. 2002. № 3. С. 32-38.
  8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2006.
  9. Костакова И.В., Григорьева С.С. Взаимосвязь самореализации и духовно-нравственного потенциала личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 114-117.