Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ВЛИЯНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО 

Григоров А.Ю., Плаксин А.А.
Россия, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
mariana_g@mail.ru

Эстетическое воспитание – одно из наиболее эффективных направлений воспитательной деятельности. В качестве основных форм оно включает в себя: художественную деятельность, способную в образах искусства концентрировать эстетический идеал жизни и реальную практическую деятельность людей, преобразующую деятельность «по законам красоты» и идеалам прекрасного через труд, технику, в том числе через художественную самодеятельность.

Между этими двумя формами эстетического освоения действительности существует определённая взаимосвязь. Поэтому в работе одной из задач является исследование основных факторов, которые способствуют переходу эстетического идеала в реальный жизненный процесс, связанный со всесторонним и гармоничным развитием личности военнослужащего.

Процесс эстетического освоения действительности с точки зрения превращения эстетического идеала в реальность обозначается в работах исследователей (К. Гонзак, З. Коварж, П. Тучна и др.) понятием «эстетизация». Суть его выражается в специфически деятельном и личностном характере разрешения противоречий между эстетическим идеалом, созданным искусством и реальной деятельностью людей, в которой имеются конкретно-исторические средства реализации этого идеала.

Не во все исторические эпохи эстетический идеал находит благоприятную почву для своего развития и утверждения, и поэтому не каждая эпоха общественной жизни способствует расцвету искусства и эстетического творчества. Поэтому одним из факторов перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс является современная ситуация развития общества, отражающая производственные отношения, социальные цели. Необходима экономическая и социальная основа для расцвета всех творческих сил человека.

Несомненно, что главная цель труда состоит в производстве жизненных благ для удовлетворения материальных потребностей людей. Однако если целью производства является создание вещественного богатства, превращаемого в самодавлеющий интерес, а не в благосостояние и расцвет личности, то человек при таких условиях обречён на духовную нищету и лишается благоприятной почвы для развития всех творческих сил. Следовательно, эстетическое отношение к труду, в результате чего происходит переход идеала в реальный жизненный процесс, возникает тогда, когда сознание человека свободно от узкоутилитарной направленности.

Многие историки, этнографы, писатели подчёркивали, что для результатов общественного воспитания важно и постоянство, сохранение качества и границ пространства в историческом времени. Не случайно разрушение прежних границ СССР в начале девяностых годов прошлого столетия, сопровождавшееся резким изменением социально-экономического, морально-этического качества «нового» пространства России, создало серьёзные трудности в воспитании патриотизма. Деидеологизация и отсутствие единой национальной идеи не способствовало развитию чувства гордости за свою страну. Это, в свою очередь, сделало невозможным достижение цели эстетического воспитания военнослужащих, определяемого как формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам военно-профессиональной деятельности, привитие эстетического отношения к военной форме одежды, повышение эстетического содержания воинских ритуалов.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная ситуация развития общества, содержащая экономическую и идеологическую составляющие, является важным фактором эстетического развития личности, а следовательно переходом эстетического идеала в реальный жизненный процесс каждого человека.

Следующим фактором, оказывающим влияние на данный процесс, является свободное развитие телесных и духовных сил личности военнослужащего. Согласно исходному смыслу развитие – это разворачивание вовне изначально присущих человеку свойств в соответствии с их естественными закономерностями роста. Каждый человек в силу своей духовной активности способен стать  субъектом собственного развития через самопознание, самообразование и самовоспитание, что составляет основу свободного развития и даёт возможность для раскрытия творческого потенциала личности – склонностей, способностей.

Под творческим потенциалом личности военнослужащего понимается способность проектировать своё духовное и профессиональное развитие, полёт фантазии. Это позволяет военнослужащим укреплять идейную убеждённость, воспринимать и оценивать явления объективной реальности с эстетической точки зрения, претворять свои воззрения в практической деятельности.

Необходимо учитывать, что развитие человека происходит в условиях социального общества. Поэтому свободное развитие личности предполагает ряд аспектов. Развитие в процессе освоения социума представляет собой освоение культуры социальной среды (изучение традиций, обрядов, норм поведения, произведения искусства и т.д.). Освоение культуры предполагает взаимодействие человека с окружающим миром, что активизирует процесс развития эмоционально-чувственной сферы, эстетических переживаний, продуктивного воображения, способствующих формированию эстетического отношения к действительности. Кроме того, человек приобщается к общечеловеческим ценностям, познаёт общепринятые эталоны красоты и приобщается к ним, делая их своими внутренними эталонами.

Сущность эстетической осваивающей деятельности раскрывается в творческом процессе создания оригинального продукта, отражающего реальность и воплощающего личность автора в результате его эстетической воспитанности, образованности и развитости личности человека. Создание оригинального продукта представляет собой способ самовыражения человека как необходимого условия его социализации, вхождения в общество. Таким образом, целенаправленная эстетическая установка личности на освоение мира является одним из важнейших компонентов духовной жизни человека, от которой во многом зависит состояние социально-культурной жизни общества.

Необходимым компонентом освоения мира является творческая активность человека, которая рассматривается как способность вступать во взаимодействие с самим собой и окружающей средой. Активность определяется как способность человека к самодвижению, саморазвитию, саморегулированию.

Резюмируя сказанное, подчеркнём, что развитие духовной и практической деятельности человека, способствующее переходу эстетического идеала в реальную действительность связано не только с накоплением суммы знаний, но и с воспроизводством изученного в процессе творческой деятельности, она представляет собой единство активности, деятельности и установки на эстетическую деятельность. В данном случае художественно-эстетическая деятельность рассматривается как процесс приложения физических, нравственных и интеллектуальных сил для достижения самореализации в ходе творческого процесса и получения наслаждения совершенством и гармонией результата.

Рассмотрев два фактора перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс, таких как современная ситуация развития общества и свободное развитие личности, необходимо выделить педагогическую деятельность как фактор воспитания, способствующего развитию у человека эстетического восприятия окружающей действительности, способности и желания творить по «законам красоты».

Необходимо отметить, что многообразие факторов в жизни человека, в том числе и перечисленные, накладывают на его воспитание определённые ограничения. Как уже говорилось, назначение воспитания – содействовать становлению человеческого качества. В силу объективности и универсальности действия перечисленных факторов кардинально повлиять на их вмешательство в ход воспитания довольно сложно. Можно в какой-то мере компенсировать, корректировать, это действие с помощью педагогической деятельности. Таким образом, по своей природе деятельность педагога, а в воинской среде и офицера-воспитателя, способна быть фактором эстетического воспитания и как следствие – фактором перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс через практическую деятельность воспитанников.  

Некоторые учёные подчёркивают, что в условиях нестабильности и неблагополучного социума воспитательная деятельность педагога выполняет функции, которые делают данный фактор одним из важнейших в процессе развития личности, перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс.

К основным функциям деятельности офицера-воспитателя относятся следующие функции: 

1)    преобразующая (человеческое качество, систему отношений, педагогические условия, пространство воспитания и воспитательную среду) функция обеспечивает использование закономерностей процессов развития, формирования в интересах становления человеческого образа. Она реализуется в многочисленных формах, связанных с социализацией, поддержкой, коррекцией, адаптацией. В воинской среде к числу таких форм можно отнести диспуты на темы: «Как вы понимаете красоту армейской жизни?», «Почему подвиги во имя Родины благородны и возвышены?», «В чём красота твоей военной профессии?».

2)    информационная функция, заданная необходимостью обмена культурным опытом между поколениями. Она реализуется в формах воспитывающего обучения, нравственного, этического, эстетического просвещения, свободного общения педагогов и воспитанников. В целях усиления эстетической стороны воинских ритуалов организуются циклы бесед и радиопередач об истории возникновения и глубоком патриотическом содержании ритуалов, существующих в Российской Армии. Оформляются стенды, выпускаются фотогазеты, любительские киноочерки, посвящённые военной присяге, армейским ритуалам и церемониям.

3)    коммуникативная функция обеспечивает педагогическое взаимодействие участников воспитательного процесса. Способствует развитию системы понимающего общения, созданию атмосферы защищённости и открытости. Одной из форм взаимодействия является совместная научная деятельность курсантов и педагогов, выставки самодеятельного творчества.

4)    организационная функция связана с необходимостью организации в воспитательных целях многообразной деятельности, а также управления развитием воспитательных систем и воспитательного пространства, способствующего всестороннему развитию воспитанников.

5)    демонстрационная функция обусловлена требованием эталонности действий педагога, призванного своим поведением транслировать курсантам культурные образцы, а также необходимостью формирования и предъявления идеалов воспитания.

Рассмотрим ряд условий, положительно влияющих на процесс перехода эстетического идеала в реальный жизненный процесс военнослужащих. Учитывая ряд негативных явлений современного развития общества, необходимым условием эстетического развития военнослужащих, совершенствования их практической деятельности по «законам красоты» является овладение навыками психической культуры, без которых невозможно овладение самой эстетической культурой. Данное условие предполагает возможные пути преодоления негативных последствий стрессогенных факторов общественной жизни. Одним из таких путей является приобщение военнослужащих к искусству, представляющий собой целый комплекс методов и приёмов вовлечения курсантов в различные виды деятельности, благодаря которым удаётся заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями.  

Использование таких приемов в воспитательной деятельности поможет военнослужащим познать себя и свои проблемы, самим их решить, сформировать определённые эстетические отношения к действительности. Необходимо, чтобы в процессе службы военнослужащий знакомился с лучшими образцами музыкального искусства, так как оно способствует приобретению навыков сотрудничества с самим собой, другими людьми, с окружающим миром, восприятию мира во всей полноте красок и звуков. Оно помогает ценить жизнь свою и других, обеспечивает развитие интеллекта, чувств и отношений, формирует у будущих офицеров высокий уровень социальной ответственности и воспитывает высокие моральные принципы. Благодаря этому, человек испытывает радость и обретает уверенность в собственных силах, стремится привнести красоту в повседневную жизнь.

В этих целях необходимо создавать программные записи золотого фонда музыки отечественной и зарубежной классики, современных композиторов, организовывать просветительные занятия, музыкальные лектории, встречи с композиторами, исполнителями, проводить фестивали военной песни, конкурсы на их лучшее исполнение.

Кроме музыкального искусства большое влияние на формирование навыков психической культуры оказывает литература и киноискусство, в сфере которых интенсивно формируются эстетические чувства, вкусы и идеалы военнослужащих. Прожив вместе с литературными образами и киногероями различные жизненные ситуации, примерив их на себе, они использует приобретённый опыт и в реальной жизни. Поэтому очень важно проводить в подразделениях кинофестивали и киновечера, посвящённые патриотической тематике, читательские конференции, литературно-художественные вечера, встречи с деятелями литературы.

Исследователи отмечают, что результаты опроса курсантов ряда военных институтов Центрально-Чернозёмного региона Российской Федерации (всего опрошено 548 человек), современное поколение молодых людей, даже целенаправленно готовивших себя к службе в Вооружённых Силах, очень мало читают, слабо интересуются историей своей Родины и её армии. Так, например, только 10 % курсантов регулярно читают историческую художественную литературу, посвящённую героическим примерам защиты своей Родины нашими предками (Д.М. Балашов, Б.Л. Васильев, В.Д. Иванов, В.С. Пикуль, К.М. Симонов, С.Д. Скляренко, И.Ф. Стаднюк и др.), только 3 % интересуются историей России и читают книги таких авторов, как Г.В. Вернадский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьёв, Л.Н. Гумилёв. Только 1,5 % курсантов смотрели фильмы, прославляющие подвиги Российской Армии («Александр Невский», «Суворов», «Нахимов», «Ушаков» и т.д.) [1]. Полученные результаты должны оказывать существенное влияние на организацию воспитательной работы в образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.

В эстетическом воспитании личного состава, развитии творческих способностей военнослужащих большую роль играет эстетическое содержание воинской среды обитания и быта. Внешний вид военных городков и интерьер помещений во многом должны определяться комплексным внедрением элементов декоративности, художественности. Это необходимое условие, способствующее внедрению эстетического идеала, эстетических представлений курсантов в их практическую деятельность. Если курсанта с первого до последнего года обучения окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. В этих целях необходимо привлекать курсантов к оформлению стендов, выпуску фотогазет, любительским киноочеркам, посвящённых военной присяге, армейским ритуалам и церемониям, оформлению комнат досуга. Это позволяет раскрыть у воинов их художественные таланты, самовыразиться через творческую деятельность.

Учитывая важность педагогической деятельности как фактора эстетического воспитания военнослужащих, необходимым условием является высокий уровень культуры офицера-воспитателя, его умение обучать и воспитывать подчинённых. Важным аспектом в данном вопросе является морально-нравственные качества офицера-воспитателя: его уважение к воинскому мундиру, своей профессии, курсантам. Это способствует развитию традиции здоровой корпоративности, которая воспитывалась у юношей в дореволюционной армии с детства. В дореволюционный период выпускники одного военно-учебного заведения могли свободно обращаться друг к другу, независимо от должности и положения в обществе. Однокашники и однополчане всегда могли рассчитывать на взаимопомощь и доброжелательность со стороны своих товарищей. «Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание «себя среди людей», стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности» [2].

Таким образом, рассмотрев перечисленные условия, мы пришли к выводу, что они способствующие переходу эстетического идеала в реальный жизненный процесс личности военнослужащего.

Литература

1. Москвичёва Л.Н. Эстетическое развитие личности и её творческий потенциал. М., 1985.

2. Военная педагогика и психология / под ред. А.В. Барабанщикова. М., 1986.