Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ВООБРАЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 

Вахидова Н.Х., Халикова З.М.
Узбекистан, Ташкентский государственный педагогический университет
tdpu_nizomiy@mail.ru

Коренное совершенствование системы народного образования в Республике Узбекистан в соответствии с Законом «Об образовании»[1] и Национальной программы по подготовке кадров [2] имеет цель - поднять на качественно новый уровень учебно-воспитательный процесс, усиление практической направленности обучения учащихся, их подготовки к активному включению в преобразования, происходящие в независимом государстве.

В книге «Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистана» Президент Республики Ислам Каримов подчеркивает, что «Основной целью всех наших реформ в области экономики, политики является человек. Именно поэтому дело образования и воспитания нового поколения, способного осуществить идею национального возрождения, будет оставаться делом государства, одной из самых приоритетных задач» [3, с. 7]. Успех проходящих в стране глубоких социально-экономических преобразований, нравственный и духовный прогресс общества во многом зависит от культуры и постоянного творческого развития личности каждого гражданина Узбекистана. Решение этой задачи требует свободного и эффективного функционирования всей системы народного образование.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективно преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете – наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к начальной школе, во многом определяющей дальнейшее ее развитие.

Значения и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка

Ведь в начальной школе, как говорил Президент И. Каримов «формируется мировоззрение, ум, интеллект ребенка». Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, нравственных людей, обладающих как знаниями, так и прекрасными чертами личности. Вот почему повышение эффективности и качества обучения, особенно в начальной школе, является одно из важнейших задач реформирования системы образования.

Современное состояние экономики в нашей стране привело к необходимости переосмысления основных целей и задач отечественной педагогики. Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании – это подготовка подрастающего поколения к творческому труду. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Как отмечается во многих исследованиях творческой деятельности учащихся, развитие творческих способностей, в том числе творческого воображения, требует особого внимания и специальной работы. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей учащихся (М.Н. Скаткин, С.Т. Шацкий и др.). Развитие этих способностей следует начинать на ранних стадиях становления личности, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.

Психологической основой сущности и механизмов творческого воображения служат работы Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.Н. Дружинина, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, П. Торранса и др. Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. И.Я. Лернер считает важным найти оптимальные условия для творческого обучения.

Творческими способностями учащихся понимаются как «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов». С. Л. Рубинштейн подчеркивал: «Воображение – особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие–то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [4, с. 29].

Воображение, являясь особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов, и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью, способствующей к творчеству [5]. С помощи воображения человек способен представлять отсутствующие или реально не существующие объекты, видя его в сознании и мысленно воспользоваться им.

Необходимый элемент творческой деятельности человека – это воображение: оно может выражаться в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. Творческое мышление – это и есть мышление плюс воображение, иначе говоря, это единственный интеллектуально-волевой процесс [6].

Для развития воображения важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается личностью, как она ей преподносится. При формировании воображения предметная среда должна рассматриваться не только со стороны многообразия, но и особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить. Последнее играет решительную роль при формировании воображения и может быть обеспечено за счет введения в окружающую его сферу предметов малоизвестных и нестандартных, которые можно использовать по-разному в зависимости от обстоятельств.

Мир полон чудес. Только нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своего друга). Источник художественного творчества – память; мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Поэтому очень важно часто заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

-  смотреть, чтобы увидеть красоту;

- слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

- почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

- говорить так, чтобы тебя услышали;

- быть самим собой;

- трудиться творчески;

- творить вдохновенно.

Таким образом, постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка творческого подхода к любой поставленной задаче, можно дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.

Литература

1. Закон об образовании Республики Узбекистан. 29 августа 1997.

2. Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан) 1997.

3. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистана. Ташкент,1997.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1997.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2005.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.