Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА 

Каропа Г.Н.
Республика Белорусь, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка
gkaropa@tut.by

Присоединение Республики Беларусь к Болонскому процессу, интенсификация интеграционных процессов в рамках единого европейского и евразийского образовательного пространства выдвигают в число приоритетных для системы педагогического образования задачу формирования среды, благоприятной для обучения и воспитания личности учителя. В условиях инновационного развития возникает новое понимание среды как решающего фактора профессионального становления будущих педагогов в вузе [1, 2].

Экологический подход – системная научная методология, направленная на комплексное решение задач формирования у личности педагога профессиональных компетенций посредством целенаправленного объединения потенциальных возможностей широкой социальной среды. Этот подход предполагает такое обучение, при котором, наряду с эффективным решением традиционных обучающих, воспитательных и развивающих задач, целенаправленно и поэтапно достигаются эколого-образовательные цели, вносится значительный вклад в долговременную перспективу интеллектуального и духовно-нравственного развития личности [2, 3].

Экологический подход является также полезной технологией анализа, моделирования и конструирования образовательной среды, благоприятной для личностного и профессионального развития студентов педагогических специальностей. Он нацелен на подготовку студентов к успешной деятельности в условиях непрерывно развивающейся среды реальных педагогических коллективов, а также на способность выпускников педагогических вузов создать оптимальную образовательную среду для своих воспитанников. Основными принципами экологического подхода являются: системность, научность, целесообразность, междисциплинарность, природосообразность, системная дифференциация, рациональность, ответственность и др.  [4].

Методологическая ценность экологического подхода состоит в том, что он позволяет осмыслить педагогическую действительность в системе новых понятий и категорий, подойти к решению обучающих, воспитательных и развивающих задач с инновационной точки зрения. Этот подход описывает и объясняет объекты и явления в таких терминах и понятиях, как «система», «личность», «деятельность», «восприятие», «постижение», «системная дифференциация», «окружающая среда», «индивид», «аффорданс»,  «экологический мир», «пространство», «возможности», «взаимодействие» и др.

Экологический подход предполагает рациональное конструирование содержания и методов педагогического образования, научно-обоснованную организацию реального процесса обучения в вузе (нормирование учебных нагрузок, применение педагогических технологий, исключающих переутомление обучаемых, формирование благоприятной среды, способствующей становлению и развитию у студентов системы педагогических компетенций и др.). 

Важнейшим понятием экологического подхода является «аффорданс» (affordance), предложенное американским психологом Дж. Гибсоном. «Аффорданс» – это термин, объединяющий организм и среду. По Гибсону, аффорданс – это те возможности, которые окружающий мир (среда) предоставляет индивиду. Другими словами, аффорданс – это взаимодополняемость индивида и среды. Обучение – это процесс формирования новых аффордансов на основе ранее приобретенного индивидуального опыта [5].

С точки зрения экологического подхода, окружающая среда дробится (дифференцируется) тем или иным образом в соответствии с опытом совершения индивидом поведенческих актов на протяжении всей истории его индивидуального развития. Важно подчеркнуть, что в аффордансах индивид отражает не внешний физический мир (как таковой), а историю своих соотношений с экологическим миром. 

В теории экологического подхода понимание окружающей среды индивидом основано на оценках его соотношения с объектами и целями поведенческих актов, то есть на оценках получаемых результатов. Жизнь индивида – это ассимиляция экологического мира, превращающая экологический мир в мир поведенческих результатов. Экологический подход реализует следующую объяснительную схему: физический мир ? экологический мир ? мир результатов, достигаемых в итоге того или иного поведения (деятельности). Таким образом, среда представляется для индивида результатами реализованных (как во внешнем, так и во внутреннем плане) поведенческих (деятельностных) актов [6, 7].

Ведущими идеями экологического подхода к конструированию образовательной среды профессионального становления будущего педагога являются:

1. В процессе жизнедеятельности личности противостоит не только физический мир, но и мир экологический, наполненный объективными значениями и субъективными смыслами. Взаимодействие личности с экологическим миром – это процесс «вычерпывания» информации, постижения предметных значений и формирования личностных смыслов. Постижение экологического мира – основа интеллектуального и духовно-нравственного развития личности. Механизмами постижения экологического мира являются восприятие, деятельность, мышление, моделирование.

2. Восприятие представляет собой процесс непосредственного общения личности с внешним миром, процесс переживания впечатлений о предметах, явлениях и событиях. Восприятие зависит от мотивации, житейского и научного опыта, умений наблюдать, сравнивать, анализировать, понимать и обобщать. Восприятие влечет за собой осознание и понимание. Познание  (обучение) – процесс расширения восприятий и формирования новых аффордансов. Для того, чтобы правильно понимать какое-либо событие, необходимо изначально иметь некоторые идеи об этом событии. Воспринимать окружающий экологический мир – значит одновременно с этим миром воспринимать и себя как  личность. 

3. Восприятие детерминирует поведение и деятельность в окружающей среде. Поведение управляется информацией о внешнем мире и о самом себе одновременно. Различение настоящего, прошлого и будущего соотносится только с осознанием самого себя, то есть собственной личности. Информация, которой располагает один человек, существенно отличается от той информации, которую он передает другому. Информация, которую он получает, всегда отличается от той информации, которую ему передают.

4. Человек и его окружающая среда взаимно дополняют друг друга. Граница между живым организмом и окружающим миром не всегда проходит по поверхности физического тела. Абсолютное противопоставление «объектов» и «субъектов» в экологическом мире неправомерно. Сущность окружающей среды в том, что она окружает человека. Сущность экологического мира в том, что он предоставляет возможности.

5. Возможности экологического мира – это его свойства, соотнесенные с наблюдателем. Это то, что этот мир предоставляет индивиду, чем его обеспечивает, что ему предоставляет и предлагает – неважно, вредное или полезное.  Возможности экологического мира одновременно относятся как к окружающему миру, так и к человеку. Возможности в равной степени являются и фактом окружающего мира и поведенческим актом (деятельностью). Восприятие и осознание возможностей экологического мира – основа поведения и деятельности [5, 7, 8].

Анализ зарубежного опыта показывает, что проблеме экологического подхода уделяется значительное внимание. Однако большинство зарубежных и отечественных исследований посвящено не проблемам педагогического образования, а частным вопросам общей и экологической психологии (U. Bronfenbrenner, J. Gibson, K. Левин, R. Barker, J. Sallies, J. Kerr, R. Cervero, R. Lickliter, Ю.И. Александров, В.И. Панов и др.), когнитивных наук (P. Normak, K. Pata, M. Kaipain, T. Allen, R. Forman и др.), географии (Дж. Дуглас, П. Клаваль, Э. Нееф, Г. Тэйлор, Х. Бэрроуз и др.), рационального природопользования и охраны природы (Х. Бэрроуз, О. Глибко, М.Г. Ясовеев и др.), организации  социальной работы с детьми, подростками и лицами пожилого возраста (C. Hosken  и др.) и т.п.

Проблема экологического подхода к развитию образовательной среды в профессиональной подготовке учителей в психолого-педагогической науке не ставилась и не исследовалась. Специальных исследований по разработке теоретико-методологических основ, методического обеспечения и организационно-педагогических условий экологического подхода к развитию образовательной среды в профессиональной подготовке учителя до недавнего времени не проводилось.

Цель проводимого нами исследования состоит в разработке теоретико-методологического обоснования, методического обеспечения и организационно-педагогических условий реализации экологического подхода к конструированию образовательной среды профессионального становления будущего педагога.

Задачами  нашего исследования являются:

  1. Обосновать сущность, структуру и функции экологического подхода к конструированию образовательной среды профессионального становления будущего педагога.
  2. Выявить современное состояние реализации экологического подхода к конструированию образовательной среды профессионального становления педагога.
  3. Разработать модель реализации экологического подхода к конструированию образовательной среды профессионального становления будущего педагога.
  4. Обосновать организационно-педагогические условия реализации экологического подхода к конструированию образовательной среды профессионального становления будущего педагога.
  5. Разработать нормативное и научно-методическое обеспечение реализации экологического подхода к конструированию образовательной среды профессионального становления будущего учителя.
  6. Оценить эффективность научно-методического обеспечения  в реализации экологического подхода к конструированию образовательной среды.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в Республике Беларусь будут: 1) обоснованы сущность, структура и функции экологического подхода к конструированию образовательной среды профессионального становления будущего педагога; 2) получены новые научные факты о путях, средствах и условиях реализации экологического подхода к конструированию образовательной среды профессионального становления будущего педагога; 3) описана научно обоснованная модель экологического подхода к  конструированию образовательной среды профессионального становления будущего педагога; 4) выявлены организационно-педагогические условия внедрения экологического подхода к конструированию образовательной среды профессионального становления будущего педагога.

Одним из основных результатов выполняемого исследования станет теоретико-методологическое обоснование экологического подхода к конструированию образовательной среды профессионального развития учителя, обладающего умением строить образовательную среду, благоприятную для обучения и воспитания учащихся и комфортную для профессионального роста и развития учителей.

Частной задачей нашего исследования является разработка аппарата формального описания образовательной среды (на основе анализа ее структуры, основных компонентов и соответствующих параметров). Важнейшими компонентами образовательной среды являются персональный, интерперсональный, пространственно-предметный,  информационный и другие. С точки зрения экологического подхода, каждый компонент образовательной среды должен иметь свои параметры оценки. Например, персональный компонент образовательной среды должен иметь такие параметры оценки, как эргономичность, комфортность условий учебной и профессиональной деятельности и др.:  пространственно-предметный – соответствие условий деятельности санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям и стандартам и т.д.   

Для того, чтобы образовательная среда отвечала параметрам экологического подхода, учитель должен обладать определенными компетенциями и пережитым, отрефлексированным опытом нахождения в такой среде. Так, реализуя экологический подход к конструированию образовательной среды, каждый педагог должен уметь сделать ее вариативной, творчески насыщенной, интенсивно развивающейся, психологически комфортной и экологически безопасной и т.п. Эти компетенции возникают не автоматически, а требуют поэтапного формирования, эволюционного развития, привлечения всех ресурсов образовательной среды, начиная с первой ступени высшего образования.

Конструирование образовательной среды с ученом ценностей, принципов и норм экологического подхода создает оптимальные условия для личностно-профессионального развития будущего педагога, способствует повышению  результативности образовательного процесса и удовлетворенности им, формированию у будущих педагогов соответствующих компетенций для работы в учреждениях образования, для создания вариативной, творчески насыщенной, интенсивно развивающейся, психологически комфортной и экологически безопасной образовательной среды [8, 9].

Литература

  1. Каропа Г.Н. Проблемы и тенденции экологического образования в общеобразовательных школах стран Европейского Союза // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2009. № 1.
  2. Каропа Г.Н. Математическая теория хаоса и проблемы географического и экологического образования // Веснiк Брэсцкага  унiверсiтэта. Серыя 3. Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. 2013. № 1.
  3. Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. Минск, 2001.
  4. Каропа Г.Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании // Педагогика. 1998. № 7.
  5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
  6. Александров Ю.И. Психофизиологические закономерности научения и методы обучения // Психологический журнал. 2012. № 6.
  7. Александров Ю.И. Научение и память: традиционный и системный подходы // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. 2005. Т. 55.
  8. Каропа Г.Н. Содержание и принципы экологического подхода к процессу обучения географии // Веснiк Магiлеускага дзяржаунага унiверсiтэта iмя А.А. Куляшова. 2012. № 2.
  9. Панов В.И. Экологическая психология. М., 1995.