Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КОЛЛЕДЖА 

Еловская С.В., Мешкова И.А.
Россия, Мичуринский государственный аграрный университет
Педагогический колледж, г.Тамбов
elovskayasv@mail.ru 

Данная статья раскрывает особенности организации и содержания инновационной деятельности в педагогическом колледже, способствующей максимальному развитию творческих способностей студентов и педагогов, формированию инновационной компетенции как составляющего компонента  профессиональной компетентности.

Реформирование среднего профессионального образования включает проведение структурно-содержательной модернизации профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей личности и рынка труда, оптимизацию содержания профессионального образования, его организационных форм и технологий, развертывание системы социального партнерства с бизнесом и работодателями.

Современный рынок труда требует от выпускника педагогического колледжа не только выполнения традиционных профессиональных обязанностей, но и формирование у обучающихся новых компетенций: готовность к происходящим переменам, неопределенному будущему, самостоятельно принимать адекватные решения в нестандартных ситуациях, переоценке ценностей. Подготовка подобного специалиста возможна при изменении системы среднего профессионального образования.

В последнее время появились научные работы, посвященные организации и содержанию инновационной деятельности педагога; разрабатываются теоретические основы исследований с точки зрения системного, компетентностного, синергетического, личностно-деятельностного подходов, фасилитативной педагогики. Среди инновационных процессов реформирования педагогического образования необходимо отметить преобразование методологического знания, предполагающего полипарадигмальность, выступающей как методологическое основание инноваций, направленных на построение индивидуально-образовательного процесса, ассимилируя системный, компетентностный, синергетический, личностно-деятельностный, фасилититивный подходы в процессе обучения студентов педагогического колледжа.

В работах В.П.Волчкова, В.И. Загвязинского, Н.И.Лапина, Б.В.Сазонова, В.А. Сластенина, Р.Н.Юсуфбековой и др. раскрыты подходы к изучению структуры инновационных процессов, рассмотрены классификации нововведений, отражены общие и специфические особенности инновационно-педагогической деятельности. Роль творческого компонента при создании педагогических новшеств определена в исследованиях М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, И.Ф.Исаева, М.В.Кларина. Мотивационные компоненты инновационной деятельности педагогических работников исследованы Л.Л. Захаровым, Л.С. Подымовой, В.А. Сластениным. Разработке соответствующих инновационных технологий посвящены работы A.A. Андреева, Н.М. Анисимова, Б.С. Гершунского, Е.С. Полат, A.B. Хуторского и др.

В тоже время практическая организация осуществления инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования представлена на страницах научных изданий недостаточно, что объясняется низким уровнем развития данной деятельности в педагогическом колледже. Таким образом, различное понимание педагогического образования в инновационном пространстве России открывает множество направлений для его исследования.

Инновационная деятельность педагога, по мнению С.Г. Григорьевой, предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций:

? научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

? проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

? образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация») [1].

Инновационная деятельность педагогов колледжа рассматривается как фактор развития их профессиональной компетентности, которая определяется как интегральная многоуровневая характеристика профессиональных и личностных качеств педагога, совокупности знаний, умений, опыта, обусловливающих результативную профессиональную деятельность. Инновационная деятельность основана на осмыслении своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. п. [2, с.174].

Инновационная деятельность зависит от инновационного потенциала личности педагога, который определяется творческой способностью генерировать и продуцировать новые представления и идеи; открытостью новому и готовностью совершенствовать свою деятельность; развитием инновационного мышления и формированием инновационного поведения.

Инновационная деятельность преподавателей колледжа предполагает внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, обучение студентов методам творческой деятельности, приемам научно-обоснованной организации труда, навыкам самостоятельной работы, которые способствуют самореализации студентов, созданию ситуации открытости и успеха. Для повышения творческого потенциала студента необходимо использовать на занятиях проектную технологию, технологии проблемного и деятельностного обучения, способствующие активному участию студентов в учебном процессе, созданию атмосферы сопереживания и сотрудничества, организации совместной творческой деятельности в процессе освоения инновационных технологий [3, с. 97]. Использование разных видов учебной деятельности (создание презентаций, выполнение лабораторных работ в виртуальной лаборатории, видеоконференции, виртуальные экскурсии и т.п.) позволяет студентам самостоятельно получать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Таким образом, инновационная деятельность как фактор формирования профессиональной компетентности выпускника педагогического колледжа отражает уровень его способности к эффективной теоретико-практической подготовке будущих учителей и степень готовности к профессиональному развитию в современных условиях. Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры. 

Литература

  1. Григорьева С.Г. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2011.
  2. Еловская С.В., Мешкова И.А. Методологические основы формирования профессиональной компетентности выпускника педагогического колледжа // Вестник МичГАУ: научно-производственный журнал. 2013. №1. С.174-178.
  3. Еловская С.В. Модернизация иноязычного образования в неязыковом вузе // Вестник МичГАУ (научно-производственный журнал). 2014. №6. С. 95-97.