Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ИНВАРИАНТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПОЗИЦИЙ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Мещерякова Е.И.
Россия, Воронежский институт МВД России
elenamsol@yandex.ru

Прежде всего, заметим, что компетентность определяется как интегральная характеристика личности профессионала, т.е. неразрывно связанная, цельная, единая система компетенций, которые реализуются им в профессиональной деятельности. Являясь интегральной характеристикой, компетентность выступает как сформированное в процессе обучения будущего специалиста новое качество личности, в котором переплетены полученные знания, приобретенные умения и навыки, сформированная готовность к их использованию. В тоже время компетентность специалиста можно рассматривать как отражение образовательного процесса, для которого характерны системные признаки. При этом компетентность специалиста, рассматриваемая в качестве системы, одновременно выступает: во-первых, как интеграция образующих ее подсистем, которые можно классифицировать в соответствии с вводимыми критериями; во-вторых, как относительно обособленная и самостоятельная системную единица, но одновременно – как элемент (подсистема) более общей системы, законам которой она подчиняется (в качестве такой макросистемы можно представить социальную систему государства).

Являясь системой, компетентность специалиста обладает всеми важнейшими признаками систем. Так, она обладает целостностью, т.е. несводимостью компетентности к сумме образующих ее подсистем при одновременной невыводимости компетентности в целом из какой-либо ее части. Компетентность как система обладает и свойством структурности, т.к. связи и взаимодействия между ее подсистемами упорядочены, объединены в определенное структурированное образование, которым обусловлено состояние системы. Структурные элементы (подсистемы) в системе компетентности определенным образом взаимодействуют с окружающей социальной средой и включенными в нее средами (в нашем случае – образовательной, правовой, средой правоохранительной деятельности), что позволяет считать такую систему открытой. Для исследуемой системы можно определить и признак иерархичности, т.к. каждая входящая в нее подсистема одновременно включена в систему и может включать в себя иные элементы (подсистемы).

Исследование компетентности специалиста как интегральной характеристики его личности, для которой (компетентности) характерны системные признаки, позволяет выделять в ней различные элементы. В частности, компетентность специалиста можно рассматривать как единство инварианта и вариатива. Инвариант отличается определенной стабильностью, в нем отражаются интегративность и конвергентность образовательного процесса, его целостность, обобщенность, он менее зависим от внешнего воздействия и направлен на сохранение традиций. Что касается вариатива, то в его структуре преобладают гибкость и инновационная направленность, в нем отражаются  дифференцированность и дивергентность внутренних процессов, проявляется открытость новому в науке и практике.

В связи с тем, что именно инвариант компетентности специалиста отражает интегративность и конвергентность образовательного процесса, результатом которого и становится компетентность, рассмотрим его с позиций интегративного подходов.

Прежде всего, обратимся к устоявшемуся (энциклопедическому) определению инвариантности. Инвариантность – свойство какого-либо объекта не изменяться при изменении условий, ситуаций, в которых он функционирует, это наиболее глубокое, общее свойство объекта. Тогда инвариант можно определить как систему устойчивых связей, установившихся между элементами определенного объекта (им может выступать и система), которая обладает совокупностью всех основных признаков конкретных реализаций объекта, и в которой не происходят изменения в процессе преобразований этого объекта.

На основе приведенных дефиниций можно определить инвариант компетентности специалистов подразделений по делам несовершеннолетних. Это – система устойчивых функциональных связей между образующими ее элементами (подсистемами), обладающая определенной совокупностью основных признаков конкретных реализаций в различных видах профессиональной правоохранительной деятельности (как связанной, так и непосредственно не связанной с защитой интересов несовершеннолетних), а также на различных этапах процесса ее формирования в период обучения курсанта (слушателя) в ведомственном вузе.

Исходя из этого, инвариант компетентности специалистов подразделений по делам несовершеннолетних включает те элементы, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел независимо от того, в какой конкретно сфере эта деятельность осуществляется. Тем самым инвариант отражает результат образовательной деятельности ведомственного вуза, не зависящий от того, по какой конкретно специальности (Правовое обеспечение национальной безопасности, Правоохранительная деятельность, Педагогика и психология девиантного поведения и др.) и в соответствии с какой специализацией (Административная деятельность, Оперативно-розыскная деятельность, Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, Пенитенциарная педагогика и др.) получил образование выпускник ведомственного вуза.

Наличие инвариантной составляющей в структуре компетентности специалиста органов внутренних дел – выпускника ведомственного вуза позволяет  создать  важную, полезную и информативно насыщенную классификацию компетенций, которая позволит унифицировать и координировать подготовку специалистов, осуществляемую  в системе вузов МВД России. Кроме того, такая классификация может способствовать разработке интегрированных систем обучения, содержащих не только дидактические принципы и условия разработки и использования педагогических технологий, но и показывающих преимущества подготовки специалистов на базе педагогической интеграции.

Выпускник ведомственного вуза должен быть подготовлен к осуществлению правоохранительной деятельности в соответствии с полученной им конкретной специальностью, тем самым он должен быть подготовлен как субъект конкретной профессиональной деятельности, которая, безусловно, характеризуется своим предметным содержанием, условиями осуществления, предъявляемыми к ней требованиями. Однако выпускник ведомственного вуза – сотрудник органов внутренних дел, к которому действующим законодательством, регламентирующим деятельность сотрудника, предъявляются определенные требования. В этой связи и определяется инвариант компетентности выпускника ведомственного вуза – специалиста органов внутренних дел. Анализ исследований, в которых обосновываются различные подходы к классификации компетенций, образующих инвариант компетентности специалиста (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, М.Д. Ильязова, А.В. Хуторской и др.), позволяет выделить определенные элементы в его структуре. Так, в инварианте компетентности выделяются следующие виды компетентности, составляющие которых необходимы для осуществления профессиональной правоохранительной деятельности независимо от той специальности (специализации), которая получена по окончании ведомственного вуза. Это: 1) базовая социально-культурная компетентность; 2) профессиональная компетентность по направлениям деятельности сотрудника ОВД; 3) социально-психологическая компетентность.

Помимо классификации структурных элементов инварианта компетентности специалиста органов внутренних дел в соответствии с видами компетенций, целесообразно осуществить классификацию в соответствии с компонентами компетентности. Основываясь на исследованиях, проведенных И.А. Зимней [1], х А.А. Вербицким и М.Д. Ильязовой [2] , а также учитывая собственные исследования, мы считаем необходимым выделение следующих компонентов в инварианте компетентности специалиста органов внутренних дел: 1) ценностно-мотивационный; 2) когнитивный; 3) инструментально-поведенческий; 4) рефлексивно-оценочный.

Использование классификации по критерию, установленному А.В. Хуторским [3], позволяет выделить в системе компетенций, образующих инвариант компетентности специалиста органов внутренних дел – выпускника ведомственного вуза, следующие ключевые, общепредметные и предметные компетенции.

1. Ключевые компетенции: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2); способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3); способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5); способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7); способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-13); способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11) и др.

2. Общепредметные компетенции: способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9); способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-15); способность разрабатывать нормативные акты, участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности (ПК-1); способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3); способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4); способность осуществлять профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений (ПК-19); способность реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК-20); способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-33) и др.

3. Предметные компетенции: способность раскрывать преступления (ПК-13); способность осуществлять производство дознания по уголовным делам (ПК-14); способность организовывать и осуществлять розыск лиц (ПК-15); способность осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и иные виды административных производств (ПК-17); способность использовать при решении профессиональных задач особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности (ПК-21); способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией правоохранительного органа (для службы в котором осуществляется подготовка специалиста) (ПК-22); способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства (ПК-23); способность эффективно использовать при выполнении профессиональных задач криминалистическую и специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительных органов (ПК-24); способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-25) и др.

Нельзя не согласиться с А.В. Хуторским в том, что «ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов» [3]. Однако это утверждение можно «развернуть» в обратном направлении: наблюдается интеграция предметных компетенций в общепредметные, а последних – в ключевые компетенции. Например, такие предметные компетенции как способность раскрывать преступления (ПК-15) и способность осуществлять производство дознания по уголовным делам (ПК-16) формируются в процессе изучения определенных дисциплин, а затем интегрируются в способности выявлять, пресекать уголовные преступления и административные правонарушения (ПК-12), которая отнесена к общепредметным компетенциям. Что касается ключевых компетенций, то их формирование требует зачастую интеграции сразу нескольких общепредметных компетенций, которые, в свою очередь, становятся результатом интеграции нескольких предметных компетенций.

Результатом формирования системы компетенций в соответствии с их иерархией и становится инвариант компетентности специалиста органов внутренних дел – выпускника ведомственного вуза. Такой инвариант становится базовым новообразованием в системе компетентности специалистов органов внутренних дел независимо от полученной им специальности, в том числе – и специалиста подразделения по делам несовершеннолетних. Реальная интеграция всех указанных компетенций в инвариант компетентности специалиста осуществляется только тогда, когда специалист начинает практически действовать в определенной его должностными обязанностями сфере правоохранительной деятельности. Однако сформированность компетенций, включенных в инвариант, даже на достаточно высоком уровне не гарантирует высокой эффективности и результативности профессиональной деятельности.

Инвариант компетентности специалиста органов внутренних дел должен быть дополнен вариативом компетентности, образуемым теми компетенциями, которые формируются с учетом специфики конкретного направления правоохранительной деятельности в соответствии со специальностью и специализацией, по которым осуществлялась подготовка специалиста в ведомственном вузе. Большие возможности для формирования вариатива компетентности специалистов подразделений по делам несовершеннолетних, рассматриваемого в русле интегративного подхода, связаны с использованием эвристических методов обучения [4].

Литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

2. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. М., 2011.

3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

4. Панферкина И.С. Эвристические методы обучения в контексте интегративного подхода к подготовке специалистов для органов внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. №1. С.223-229.