Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ 

Щербакова Е.В.
Россия, Мезенский педагогический колледж
evgvtsherbakova@mail.ru

В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. К этой деятельности будущий учитель должен быть подготовлен – иными словами, у него должна быть воспитана информационная культура. Одной из форм такой подготовки является создание условий, при которых у будущего специалиста формируются потребности приобретения новых знаний с использованием современных информационных ресурсов и технологий.

Дисциплина «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» является исключительной возможностью для формирования мотивации такой познавательной деятельности и , как следствие, соответствующих знаний и умений.

Набор видов учебной деятельности студентов с использованием электронных информационных ресурсов включает в себя:

  • работы с государственными информационными ресурсами;
  • работы с информационными ресурсами, хранимыми в электронных библиотечных системах;
  • работы с информационными ресурсами архивного фонда;
  • работы со справочно-правовыми информационными ресурсами;
  • работы с информационными ресурсами, предоставляемыми негосударственными службами;
  • получение информации по электронной почте, из новостных  групп, электронных форумов/досок объявлений, чата, аудио/видео конференций;
  • работы с образовательными информационными ресурсами;
  • учебно-методические комплексы, электронные лекции, учебники, пособия и др.

В колледже по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура», «Дошкольное образование», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» дисциплина «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» является компонентом естественнонаучного блока общепедагогического цикла дисциплин.

В ходе диагностирования студентов, проведённого Рындак В.Г. и Полянской Е.Е.[1], выявлен их большой интерес к возможностям ИКТ в образовании. В то же время будущие учителя признают свою недостаточную осведомленность в этой сфере. Кроме того, 51% студентов считают, что ИКТ нужны только на отдельных этапах учебно-воспитательного процесса, т.е. нужны не везде, не всегда или не всем, и только 49% уверены, что современные информационно-коммуникационные технологии должны стать неотъемлемой частью программы развития информационного пространства школы.

Мы проанализировали значение возможностей ИКТ в учебном процессе с точки зрения будущих учителей, предложив расположить их в порядке возрастания значимости от 0 до 9. Полученные результаты показали, что 49% приходится на использование Интернет-ресурсов для поиска и отбора информации при подготовке к уроку; 27% – на применение презентаций на уроке с целью подтверждения слов учителя; 21% – на разработку и использование компьютерных тестов. С образовательными возможностями электронной почты, телеконференций, учебно-методических сайтов студенты не знакомы (2 %); о назначении школьной информационной системы «никогда не слышали» (1%).

Выделить компоненты личности педагога, обладающего информационной культурой, позволяет анализ опыта высококвалифицированных учителей. Учитель компетентен и профессионально грамотен в области информационно-коммуникационных технологий, если:

  • представляет учебную информацию с использованием компьютерных средств;
  • участвует в работе сетевых объединений преподавателей;
  • ведёт поиск дополнительной информации с использованием Интернет-ресурсов и   формирует из них собственные базы данных;
  • создает учебные пособия и материалы на электронных носителях;
  • управляет учебно-воспитательным процессом с помощью стандартных приложений и специальных компьютерных программ.

Информационная компетентность учителя определяет способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальной педагогической деятельности. Это значит, что образовательная деятельность в процессе формирования информационной культуры будущего учителя должна быть приближена к реальной деятельности школьного педагога.

С этой целью нами разработаны и широко используются лабораторные и практические работы специального назначения, примеры которых приводятся ниже.

Целью лабораторной работы № 1 «Поиск информации по школьному предмету на заданную тему в сети Интернет и формирование методической папки» является: создание и заполнение материалами рабочей папки; ознакомление с законом об авторском праве; поиск и отбор информации в сети Интернет. Для работы в сети Интернет студенты используют каталоги и поисковые системы.

При выполнении лабораторной работы № 2 «Разработка тестов по выбранной теме школьного курса с использованием программных средств учителя» будущие учителя знакомятся с возможными видами и формами тестовых заданий. Практическая часть лабораторной работы предполагает составление студентами тестовых и овладение программными средствами разработки теста.

Нами подготовлены материалы, отражающие принципы добросовестного использования объектов авторского права; кроме того, студенты знакомятся с публикациями, посвященными авторским правам на объекты интеллектуальной собственности в Интернете на таких сайтах, как: http://russianlaw.net – «Право и Интернет»; http://copyrighter.ru – «Защита авторского права».

Лабораторная работа № 3 «Разработка презентации по выбранной теме» посвящена созданию слайд-фильмов в программе Microsoft PowerPoint. Предварительно студенты знакомятся с образцами презентаций и требованиями к их оформлению. При создании презентации рекомендуется использование Интернет-материалов, а также все разработанные ранее дидактические пособия.

Лабораторная работа № 4 «Технология организации телекоммуникационной проектной деятельности учащихся. Создание учебного веб-сайта» призвана обучить студентов планированию проектной деятельности учащихся; познакомить с основами языка HTML и возможностями конструкторов создания веб-сайта.

Для организации телекоммуникационных проектов студенты должны иметь навыки пользования электронной почтой и телеконференциями.

В настоящее время в России наблюдается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Важное значение в повышении эффективности образовательного процесса придаётся разработке и практическому использованию информационных ресурсов[2]. Умение находить нужную информацию и использовать ее в своей деятельности – обязательное требование, предъявляемое к специалисту любого профиля. Особенно остро эта задача ставится перед учителем, который должен организовать не только свою  информационную деятельность, но и информационную деятельность учеников.

Литература

  1. Рындак В. Г., Полянская Е. Е. Электронный лабораторный практикум как средство формирования ИКТ-компетентности будущего учителя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-1.htm.
  2. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. М., 2004.