Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В КОЛЛЕКТИВЕ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА 

Акулинин К.С.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
hulktmb@gmail.com 

Рассматривая коллектив спортивного бального танца необходимо, в первую очередь, проанализировать специфику функционирования коллектива спортивного бального танца в рамках общеобразовательного учебного учреждения, рассмотреть специфику занятий по спортивным бальным танцам, выявить особенности психолого–педагогического воздействия на спортсменов танцоров, формирования ими своих исполнительских навыков и качеств личности.

Искусство бального танца – это средство музыкального, пластического, спортивного, физического, духовного развития личности. Термин «Спортивный бальный танец» носит интегративный характер, поскольку является не только формой танцевального искусства, но и достаточно сложной спортивной дисциплиной со своими критериями оценок, системой подготовки к концертно-соревновательной деятельности

Танцевальная мелодия, пластика жеста и движения органичны для природы человека, легко воспринимаются им и позволяют реализовывать суть индивидуального творчества. Вместе с тем соревновательный характер на основе стремления к лидерству, достижения мастерства создает посыл к повышению танцорами своих навыков, стимулирует процесс роста качественных и количественных показателей.

Возможности организации педагогического взаимодействия в контексте социализации и реализации личности в структуре занятий спортивными танцами определяются ресурсами субъектно-средовых противоречий и, как следствие, модификацией системы принципов педагогического взаимодействия [1].

Систематические тренировки в процессе обучения развивают мускулатуру, устраняют физические недостатки (сутулость, плоскостопие), развивают правильную осанку, красивую легкую походку, элегантные манеры. Не менее важным является в процессе обучения бальным танцам и воспитание дисциплинированности, способностей понимать и анализировать учебный материал, формирование стремления к творческому саморазвитию личности.

Этап начальной подготовки охватывает первый год обучения для учащихся от 6 до 9 лет, не имеющих специальной хореографической подготовки по классическому, народному, эстрадному танцу, спортивной подготовки по гимнастике, фигурному катанию на коньках. Для указанных категорий этап начальной подготовки в спортивных бальных танцах может носить сокращенный характер, после чего такие учащиеся могут быть переведены в группу следующего года обучения.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания в этом возрасте зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная организация и систематичность занятий Основной целью на этапе начального обучения является сохранение контингента, занимающихся в течение всего учебного года.

Для начального этапа обучения спортивным бальным танцам характерны общие для хореографии принципы обучения: детей необходимо научить прямо держаться, легко и свободно ходить, бегать, прыгать, координировать движения рук и ног при ходьбе, эластично опускаться после прыжка – все это чрезвычайно важно как для правильного развития ребенка, так и для его музыкального роста.

Тренировочно - обучающий процесс в коллективе спортивного бального танца – это повышенная нагрузка для организма как физическая, так и психическая. Вследствие этого занятия определенным образом структурируются. На практике чаще всего занятия носят комбинированный характер и проводятся следующим образом: каждое занятие включает в себя разминку, объяснение и изучение нового материала, повторение и закрепление уже изученного на прошлых занятиях под контролем тренера. Разминка по продолжительности занимает до 15 % от времени занятия и включает в себя набор физических упражнений, исполняемых под музыку быстрого и медленного темпов. В неё включаются начальные простейшие движения народного станка, упражнения для развития координации движений, ориентирование в зале. Разминка исполняется по принципу «делай как я» и направлена на физическую подготовку к основному занятию, а также на развитие координации и ритмических способностей учащихся.

Объяснение и освоение нового материала занимает 60 % от времени занятия. На каждом занятии изучается новая информация только по одному танцу и / или один теоретический вопрос. Знакомство с новым материалом начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Далее учащиеся знакомятся с ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно, поэтому иногда можно идти по пути параллельного освоения фигур, т.е. не ждать, пока будет полностью освоена одна фигура, а работать сразу над несколькими элементами одинаковой сложности. В результате такой работы у учащихся расширяется двигательный кругозор, и освоение танца в целом происходит быстрее. Дети быстрее осваивают движение, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию, свойственная в детском возрасте, позволяет учащемуся считывать движения. Далее необходимо развивать способность самостоятельно выполнять движения в определенном ритме, темпе, под характерный музыкальный материал.

Повторение пройденного материала занимает до 15 % времени. На каждом занятии обязательно повторяются уже изученные танцы (частично или полностью).

Учебная программа на начальном этапе может включать в себя и танцы неконкурсной бальной программы: элементы современной, классической, джазовой хореографии. Стоит отметить, что педагог вправе самостоятельно регулировать направление обучающего процесса, исходя из тех условий, которые были сформированы для обучаемой им группой учеников. Изучаются также основные движения танцев спортивной конкурсной программы: медленный вальс, ча-ча-ча, квикстеп, джайв.

Учащиеся, успешно окончившие полный курс начальной подготовки, должны свободно исполнять простейшие танцевальные движения спортивных бальных танцев, знать и исполнять композиции начального этапа обучения.

На последующих этапах обучения спортсмены – танцоры легче постигают танцы технически более сложные. Поэтому они начинают постепенно изучать танцы программы сложности Е, D, C класса, полностью осваивают программу десяти танцев обеих программ. Освоение быстрых танцев с достаточно сложной координацией происходит постепенно, путем протанцовывания в медленном или в половинном темпе под ту же музыку. Перемена темпа еще более развивает чувство ритма. Разбирая ошибки учащихся, педагог должен помнить, что в памяти остается последний вариант, и заканчивать разбор ошибки всегда правильным вариантом.

По достижении определенного уровня мастерства, освоения начальных принципов движения в спортивном бальном танце, руководитель коллектива формирует танцевальные дуэты – пары, на основе схожести, и гармоничном дополнении друг друга различных параметров спортсменов - танцоров. Здесь может быть использована методика формирования пар на основе индивидуального выбора с введением ряда ограничений, таких как возраст, рост, вес, темперамент и т.д. У педагога очень ответственная и деликатная роль – правильно поставить в пары и, если требуется, вовремя заменить партнеров, чтобы сохранить баланс сил, мотивирование к занятиям, создать более совершенные дуэты [2].

Не менее сложной является задача научить двигаться в паре. Здесь необходимо подвести учащихся к дополнению мироощущения «я» в творчестве, расширение понятия до «мы». Только ощущая себя «вместе», можно справиться с техническими рекомендациями по исполнению парной фигуры.

В танцах со сложной координацией, особенно в латиноамериканской программе, необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении.

Построение занятий в коллективе должно идти по пути создания такого психологического микроклимата, где педагог, свободно общаясь с учащимися, на принципе сотворчества, содружества, общего интереса к делу, чутко реагирует на восприятие учащихся, и, поддерживая заинтересованность, позитивный настрой, мотивацию, что в свою очередь побудит учащихся к дальнейшему развитию спортсмена – танцора на занятиях спортивным бальным танцем.

Весь процесс обучения спортсменов – танцоров в коллективе спортивного бального танца направлен на формирование комплекса навыков и умений, позволяющих успешно реализовывать имеющиеся исполнительские навыки в соревновательном процесс. После этапа изучения фигур, формирования танцевального дуэта и его подготовки к соревновательной деятельности наступает период реализации накопленного мастерства исполнителя. На поздних этапах обучения внимание уделяется тому, как танцор умеет работать самостоятельно, под наблюдением, развивается  Суть «само» процесса – целенаправленное устремление личностью к овладению навыками и умениями, реализация своего потенциала и поиск новых актуальных целей и задач, используя накопленный в ходе предыдущего обучения опыта [3, 4]. Этот процесс имеет выраженную структуру, а знания, полученные в процессе самообучения и саморазвития, дополняют уже имеющуюся систему знаний.

Литература

1. Юрьева М.Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2001.

2. Шанкина С.В. Образовательные технологии на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 8 (64). С. 73-81.

3. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Личностно-профессиональное становление студента-хореографа в вузе: методология и теория. Тамбов, 2009.

4. Шаршов И.А. Акмеологические противоречия профессионально-творческого саморазвития преподавателя и студента // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2007. Т.1 № 11. С. 23-36.