Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ 

Артюхина Н.Н.
Россия, МБОУ СОШ № 1, г. Кирсанов
nataliya.artyuxina@mail.ru

Первыми представителями профессии «социальный педагог» стали в основном педагоги, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Поэтому логично, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Рассмотрим, по каким направлениям деятельности осуществляется подготовка будущих социальных педагогов в вузе:

- защита провозглашенных Конвенцией ООН прав человека на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и др.

- оказание помощи ребенку в устранении причин, негативно влияющих на процесс его социализации, то есть диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка.

- помощь семье в разрешении психологических проблем, а также проблем связанных с учебой и воспитанием ребенка;

- участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию подопечного;

- профилактика правонарушений, девиантного и делинквентного поведения детей и подростков;

- организация взаимодействия различных групп детей и взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах.

Рассмотрев общую характеристику социально-педагогической деятельности, мы можем резюмировать, что социальный педагог в своей профессиональной деятельности призван способствовать развитию (саморазвитию) личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, обеспечивать консолидацию сил и возможностей общества применительно к конкретному индивиду, развивая его активность как субъекта воспитательного процесса. Он является связующим звеном между подопечным и его окружением, посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества. Социальный педагог в ходе профессиональной деятельности оказывает влияние не только на подопечного, но и на ситуацию в социуме. В связи с этим во время профессиональной подготовки в вузе будущие социальные педагоги должны не только приобретать специальные, профессионально-ориентированные знания, умения и навыки, но и развиваться в личностном плане [1].

Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальный педагог» также должны быть общие, специфические черты. Попробуем определить, каковы же эти требования к личностным и профессиональным особенностям социального педагога как профессионала.

Исследованием личностно-профессиональных  характеристик социальных педагогов, определением их индивидуально-психологических особенностей в своих работах занимаются Л.И. Аксенова, В.Г. Бочарова, Г.А. Воронина, М.А. Глазунова, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, В.А. Монастырский, Ф.А. Мустаева, В.А. Сластенин, П.А. Шептенко, Е.И. Холостова и др. Проведя анализ исследований данных авторов, Л.Н. Макарова и А.В. Королева выделили общую структуру профессионально-личностных качеств социального педагога (таблица 1) [2].

Таблица 1. Профессионально-личностная характеристика социального педагога

Профессионально-личностные качества

социального педагога

 

Характеристики качеств

Гуманистические

 

 Доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм – способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, – переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования – умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам ребенка.

Психологические

 

 Для социального педагога значимы определенные требования к психическим процессам. Он часто сталкивается с различными нестандартными ситуациями жизни подопечных, которые требуют оперативных мер и нестандартных решений, чему способствует высокий уровень протекания психических процессов устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик.

Психоаналитические

 

 Самоконтроль, самокритичность, самооценка. Для социального педагога актуальна проблема эмоционального сгорания, что представляет опасность для его здоровья. Следовательно, социальный педагог должен обладать способностью к самоанализу и рефлексии, что также оказывает положительное влияние на его профессиональную деятельность.

Психолого-педагогические

 

Коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость. Особенность профессии типа «человек-человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если специалист не умеет организовывать это взаимодействие, налаживать межличностные отношения, то его профессиональная деятельность не будет эффективной.

В результате анализа профессионально-личностных качеств социального педагога становится очевидно, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической деятельности, следовательно, в профессиональном вузовском образовании необходима разработка соответствующих методик диагностирования и развития этих качеств у студентов [3, 4].

Cодержание профессиональной подготовки специалиста зависит от целей его профессиональной деятельности, ее направленности, функционала специалиста и требований, предъявляемых к его профессионально-личностным качествам. Таким образом, проведенное осмысление профессиональной деятельности социального педагога и его профессионально-личностных качеств показывает, что:

  1. Социальный педагог является специалистом, работающим в социальной сфере. Главной целью, его работы является предупреждение и преодоление различных негативных явлений в социуме, а также их влияния на личность и процесс ее социализации.
  2. Содержание деятельности социального педагога определено выполняемыми им функциями.
  3. Требования к профессионально-личностным качествам социального педагога основаны на том, что он в процессе профессиональной деятельности оказывает большое влияние на личность подопечного и социум. А эффективность развития этих качеств существенно влияет на успешность его профессиональной социально-педагогической деятельности.        

Следовательно, профессиональная подготовка социального педагога в вузе должна проводиться с учетом вышеприведенных требований, так как профессиональная компетентность социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Литература

1. Королева А.В. Развитие критического мышления социального педагога в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2010.

2. Макарова Л.Н., Королева А.В. Критическое мышление социального педагога: сущность и технология развития. Тамбов, 2013.

3. Королева А.В. Пути разрешения основных противоречий в подготовке будущих социальных педагогов в вузе как фактор повышения эффективности их профессиональной деятельности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2012. Т.1 № 19. С. 107-113.

4. Шаршов И.А., Старцев М.В., Королева А.В. Системно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 11(103). С. 110-116.