Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЧС РОССИИ

Усков В.М., Теслинов И.В., Сапожникова Н.Г.
Россия, Воронежский институт государственной противопожарной службы МЧС России
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
vm.uskov.card@mail.ru

В современных условиях признается особая роль высокой морально-психологической готовности и способности личного состава спасательных формирований в ликвидации последствий аварийных и катастрофических ситуаций [1]. В условиях увеличения информационного потока, связанного с оснащением спасательных подразделений современной техникой, автоматизированными системами управления, существенно снижается внимание к формированию у курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений МЧС морально-психологической готовности к исполнению профессионально-должностных обязанностей.

В педагогике и психологии готовность человека к определенной деятельности рассматривается как фундаментальная основа ее успешного выполнения. В последние годы вопросам духовного обновления личности, воспитания у него высоких моральных и психологических качеств уделяется повышенное внимание в педагогической литературе. Системное рассмотрение качеств специалистов спасательных подразделений приводит к необходимости анализа понятия «морально-психологическая готовность», сущность которого исследована недостаточно полно. К сожалению, в настоящее время в практике подготовки кадров в вузах нет единого понимания сущности морально-психологической готовности, ее структуры и педагогического обеспечения ее формирования в условиях учебно-воспитательного процесса [1].

Состояние готовности связывается как с устойчивыми особенностями, свойственными данному человеку, так и ситуативными факторами трудовой задачи. Понятие «готовность» отражает мотивационный аспект личности. Выделяют три фактора индивидуальной готовности к профессиональной деятельности: два психологических (отношение человека к данной работе, его направленность в этой области и способности к профессии) и педагогический (овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной профессии).

Понятие профессиональной готовности как категории теории деятельности рассматривается, с одной стороны, как результат процесса подготовки, с другой - как установка на что-то. Психологическая готовность складывается из двух составляющих: 1) психофизиологической устойчивости обусловленной состоянием организма; 2) психологической устойчивости, обусловленной профессиональной подготовкой и общим функциональным уровнем психологических свойств личности. Формирование морально-психологической готовности специалистов в условиях вуза представляет собой комплекс согласованных его целям, задачам, содержанию, формам к методам мероприятий должностных лиц вуза, а также совокупность определенных факторов (условий) как предметных, так и процессуальных, направленных на достижение такого уровня морально-психологической готовности выпускников, который позволит им успешно выполнять служебные обязанности по прямому должностному предназначению в современных условиях.

Нормативно-методической базой педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности являются руководящие документы по организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Формирование готовности специалистов спасательных формирований к профессиональной деятельности в условиях специализированного вуза осуществляется с использованием разработанной модели воспитательной среды вуза. Современная действительность вызывает необходимость разработки для формирования морально-психологической готовности специалистов воспитательной системы, методической системы воспитательной работы в вузе, технологий и методик воспитания; формирования воспитательной среды [1, 2, 3].

Анализ готовности к труду свидетельствует, что возможно выделение, с одной стороны, общей или длительной, а с другой временной или ситуативной готовности. Первая чаще всего связана с готовностью к выполнению тех или иных задач деятельности, поскольку представляет собой устойчивую систему профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, а также мотивов деятельности, следовательно, может рассматриваться как устойчивая характеристика личности. Готовность как психологическое состояние личности обучающегося - это его внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активное и целесообразное действие во время обучения и с началом работы после вуза. Цель формирования готовности заключается в облегчении процесса адаптации в условиях современного производства, в достижении успеха, для чего необходимо овладеть операциональной, нравственной, психической, организаторской сторонами избранной профессии.

Понятие профессиональной готовности как категории теории деятельности рассматривается, с одной стороны, как результат процесса подготовки, с другой - как установка на что-то. Теоретическое изучение установки, как одного из механизмов регуляции поведения человека, позволяет нам глубже понять процесс вовлечения личности в конкретную деятельность, а, следовательно, раскрыть пути формирования и развития ее готовности; активного творческого отношения к профессиональной деятельности.

Основными принципами и содержанием педагогического обеспечения являются научность, гуманизм, историзм, патриотизм, законность, систематичность, положительный эмоциональный настрой, учет индивидуальных особенностей обучающихся, личностно-ориентированное обучение. Содержание педагогического обеспечения включает, духовную составляющую (цели, задачи, принципы и т.д.), материально-техническую составляющую (технические средства воспитания, средства массовой информации, библиотеки, клубы, комнаты досуга и др.), организационные формы (сочетание коллективных и индивидуальных форм воспитания).

Целью педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности студентов, необходимого для эффективного выполнения задач профессиональной деятельности, является создание стройной согласованной системы деятельности субъектов и объектов учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, основными задачами педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности студентов являются:

1) формирование необходимых для успешной профессиональной деятельности знаний, умений и навыков учебной и служебной деятельности;

2) воспитание высоких моральных, волевых, физических и психологических качеств, привычек поведения в соответствии с требованиями к специалистам спасательных подразделений;

3) морально-психологическая подготовка курсантов к действиям в сложных и экстремальных ситуациях;

4) подготовка должностных лиц института, прежде всего, профессорско-преподавательского состава к деятельности по педагогическому обеспечению формирования морально-психологической готовности курсантов;

5) стимулирование деятельности должностных лиц по педагогическому обеспечению формирования у курсантов морально-психологической готовности к работе.

Педагогическое обеспечение состоит из следующих видов: информационного, методического, социально-психологического, научного, кадрового, материально-технического. Информационное обеспечение включает учебники, учебные пособия (в том числе электронные), методические разработки, плакаты, схемы, экзаменационные задачи, отражающие вопросы формирования морально-психологической готовности. Методическое обеспечение включает систему методов, способов, правил и приемов организации деятельности преподавателей, направленную на разработку и совершенствование учебных и воспитательных планов, программ и учебно-методических материалов, развитие учебно-материальной базы, обеспечивающих эффективное формирование у студентов морально-психологической готовности и направлено на совершенствование его организации и, в конечном итоге, на поддержание заданного качества подготовки специалистов.

Социально-психологическое обеспечение заключается в осуществлении комплекса мероприятий по анализу и поддержанию уставных межличностных отношений в студенческих коллективах, формированию коллективных настроений и мнений. Научное обеспечение включает научно-исследовательскую работу, направленную на проведение исследований по проблемам современных методов, способов и технологий формирования у студентов морально-психологической готовности, внедрение в учебно-воспитательный процесс новых технологий, разработку новых методик обучения, проведение педагогических экспериментов и обработку результатов исследований. Задачами кадрового обеспечения являются подбор педагогических кадров, обеспечивающих эффективное формирование морально-психологической готовности, повышение их квалификации, проведение мероприятий, направленных на повышение уровня их профессионального мастерства. Главной задачей материально-технического обеспечения является предоставление педагогам и студентам средств, необходимых для проведения всех видов учебных занятий  и воспитательной работы.

Все виды педагогического обеспечения взаимосвязаны, при этом, исходя из специфики вуза как образовательного учреждения, ведущая роль принадлежит методическому обеспечению, оказывающему максимальное влияние на организацию учебно-воспитательного процесса в целом и, следовательно, на качество подготовки специалистов. На основе анализа процесса подготовки специалиста в вузе нами определена структура педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности специалистов, которая включает нормативно-методическую базу, программу (системообразующий элемент), цели и содержание, методы, формы, педагогические кадры, студенческий контингент, воспитательную среду.

Нормативно-методической базой педагогического обеспечения формирования морально-психологической готовности являются руководящие документы по организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Основные положения руководящих документов реализованы в квалификационных требованиях к выпускнику вуза, планах и программах обучения, являющихся системообразующим элементом, предусматривающих выбор и использование в педагогическом процессе вуза различных форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих формирование морально психологической готовности. Объектами педагогического обеспечения являются студенты и студенческие коллективы. Субъектами педагогического обеспечения выступает профессорско-преподавательский состав, то есть собственно субъекты воспитательной системы вуза [1, 2, 3].

Реализация предложенной модели формирования морально-психологической готовности специалиста спасательных подразделений к профессиональной деятельности предполагает использование соответствующих методик формирования профессиональных качеств у специалистов и позволяет перевести воспитательную работу с курсантами, слушателями и студентами  вуза на научную основу.

Таким образом, морально-психологическая готовность специалистов по безопасности жизнедеятельности и защите в чрезвычайных ситуациях является одним из наиболее важных факторов его профессиональной подготовки. Её структура является основой для разработки психолого-педагогической модели формирования морально-психологической готовности применительно к специалистам. Это позволяет скоординировать усилия должностных лиц вуза по организации целенаправленного процесса формирования у обучающихся необходимых профессионально важных качеств и повысить качество и эффективность воспитательной работы, конкретизировать цели, формы и методы воспитания, создать структуру, позволяющую формировать необходимый уровень морально-психологической готовности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях и по безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Литература

  1. Бондарев С.С., Усков В.М. Формирование морально-психологической готовности у студентов высших учебных заведений // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Журнал практической и теоретической биологии и медицины. М: 2010. Т. 9. № 2.  С. 420-426.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.Н.Степанова. М., 2001.
  3. Усков В.М. Воспитательная система в управлении развития личности // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых структур. Иркутск, 2014. С. 418–421.