Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 

Бескровная Е.А.
Россия, ГБОУ Школа № 149, г. Москва
beskrovnaya786@mail.ru

Изучение проблем педагогического общения и взаимодействия показывает, что на результат влияет множество личностных проявлений, выраженных в поведении, эмоциональном состоянии, изменяющиеся в соответствии с ситуацией и индивидуальной культурой [1]. В ситуации делового общения педагоги себя намеренно вуалируют или искренне презентуют аудио-визуальными вербальными и невербальными средствами, обеспечивающими самопрезентацию на уровне личной культуры. Выгодная самопрезентация является важнейшим условием высокой эффективности общения и взаимодействия педагога с учащимися.

Культура делового общения -  одна из основных составляющих профессиональной культуры педагога.Педагогу необходимо умение правильно себя позиционировать: достойно и эстетично выглядеть и вести себя в деловых и конфликтных ситуациях, показать выдержку и эмоциональную устойчивость, владение культурой речи. Сегодня реально защищённым от педагогических просчетов в общении с учащимися может быть лишь всесторонне образованный педагог, способный оперативно действовать адекватно ситуации, презентуя себя на основе нравственно-этических норм. Современный педагог - носитель высокого уровня профессиональной культуры, основы которой должны формироваться в процессе вузовской подготовки специалиста и совершенствоваться постоянно [2].

Культура делового общенияможет быть представлена как система знаний, ценностей, образцов поведения, органично реализуемых на практике с целью ускорения достижения результатов совместной деятельности средствами умений самопрезентации, как ее компонента [3].На основании вышесказанного мы представляем культуру педагогического общения в неразрывном единстве составляющих её компонентов, каждый из которых действенен при условии наличия всего комплекса: сформированных знаний, умений, личностных характеристик, позволяющих специалисту вести себя в соответствии с нормами, адекватно себя позиционировать, проявляться личностно.

Культура педагогического общения способствует раскрытию позитивных намерений и отношений средствами умений самопрезентации. Видится возможным объединение в группу умений самопрезентации всех свойств и качеств личности, способствующих проявлению специалиста аудио-визуальными вербальными и невербальными средствами. Данная группа умений направлена на повышение эффективности организации и управления процессами делового общения, успешного взаимодействия и  сотрудничества на уровне культуры. Умения самопрезентации, в составе культуры педагогического общения,  выражают личный уровень  культуры педагога, привлекая или отталкивая учащихся, их родителей и коллег по работе. 

В качестве искомого результата мы видим педагога, который владеет умениями самопрезентации в соответствии с нормами педагогической культуры и культуры общения, проявляемыми с помощью волевого усилия на достойном нравственно-этическом уровне [4]. В этом случае педагог изначально занимает выигрышную позицию, вызывает симпатию, заинтересованность и искомое доверие со стороны учащихся, родителей, других учителей. Сплав представленных качеств является наиболее яркой характеристикой успешного педагога высокого уровня культуры (рисунок 1).

Практика показывает, что содержательная основа педагогической культуры, особенно в части б. и в. компонентов, нуждается в дополнительном формировании в ходе учебного процесса в вузе. Динамическая основа слабо развита у многих будущих педагогов по трем исследованным компонентам – а, б, в. Подавляющее большинство студентов не считают значимым учиться культуре общения, не пытаются овладеть умениями самопрезентации через контроль внешности, речи и управление эмоциями. Педагоги практики считают их значимыми в профессиональной деятельности.

Будущему педагогу со студенческих лет необходимо осознать, что личная культура предоставляет широкие возможности для реализации профессиональной компетентности в случае высокого уровня владения умениями самопрезентации. Они обеспечат ему возможность учесть, создать, изменить и рационально использовать психолого-педагогические условия, включающие педагогическую, психологическую, этическую, культурную, организационную и другие составляющие. В комплексе они позволят позиционировать себя как специалиста и быть адекватно воспринятым учащимися, родителями, коллегами. В конечном итоге - это  залог профессиональной уверенности, самоудовлетворения, успеха профессиональной деятельности в целом.

Будущий педагог должен понимать, что от уровня сформированности группы умений самопрезентации зависит возможность расположить к себеучащихся и родителей, создать доверительную, доброжелательную, искреннюю атмосферу сотрудничества. Применение умений самопрезентации предоставит возможность снятия отрицательных эмоций, возникновения желания сотрудничать, налаживания продуктивных отношений, чем создаст посыл на участие в решении проблем, обеспечит успех взаимодействия и удовлетворение. Недооценка значения умений самопрезентации – ключ к разгадке многих профессиональных конфликтов, отказа в приеме на работу, межличностной неприязни и прочих неудач. Стихийно сформированные или интуитивно применяемые умения самопрезентации, как правило, расслабляют педагога. Он выглядит невзрачно-сомнительно, что затрудняет достижение искренности, доверительности, взаимопонимания и обстановки  доброжелательности в общении.

К педагогу, как потенциальному источнику позитивных изменений в ученике, возникает множество вопросов у окружающих еще до начала взаимодействия, до того, как он проявит высокий уровень специальной профессиональной подготовки. Как правило, неумение самопрезентации будущего педагога и преграждает путь в профессию. Педагогу следует самопрезентоваться так, чтобы коллеги, учащиеся и их родители могли рассмотреть их позитивные намерения [5]. Умения самопрезентации выделяют выигрышные моменты, привлекают внимание и способствуют его удержанию. Педагог не должен раздражать выражением лица, взглядом, внешним видом, запахом, манерой говорить, а точнее – тоном, излишней жестикуляцией, неумением управлять собственным эмоциональным состоянием и прочими проявлениями темперамента, характера, культуры и воспитанности. В этом случае педагог реализует принцип уважения к личности, демонстрируя, что к моменту общения готовился, ему рад и полон желания конструктивно сотрудничать. 

Литература

1. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. М., 2000.

2. Макарова Л.Н. Развитие стиля педагогической деятельности преподавателя вуза // Педагогика. 2005. № 6. 72-80.

3. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов н/Д., 2006.

4. Пассов В.И., Кузовлев В.П., Кузовлева Н.Е. Мастерство и личность учителя. М., 2001.

5.Фадеева Е.И. Тайны имиджа. М., 2002.