Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ В ВУЗЕ

Столяров А.В., Леонов П.М, Дуплякин М.А.
Россия, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
stolya-aleksei@mail.ru

Происходящие изменения в социальной, экономической и политической обстановке в стране и за рубежом требуют совершенно нового подхода к уровню подготовленности выпускников вузов и соответственно изменению организации образовательного процесса в них.

При этом в учебных программах вузов не предполагается увеличение количества учебного времени на изучение учебных дисциплин под руководством преподавателей, а наоборот увеличивается количество учебного времени отводимого на самостоятельное изучение учебного материала обучающимися. Т.е. можно говорить, что самостоятельное изучение учебного материала (самостоятельная работа) становится основной формой обучения в стенах вуза [1].

Эти изменения не обошли стороной и военные вузы. В военном вузе самостоятельная работа является частью учебной деятельности обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной программы и организуется в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам [2].

В распорядке дня военных вузов обязательным элементом является именно данный вид деятельности курсантов [3]. Время для самостоятельной работы отводится из расчета не менее трех часов ежедневно. В ходе самостоятельной работы с курсантами организуются и проводятся консультации.

Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работы обучающихся и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно и носят индивидуальный характер. Перед проведением семинаров, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр, экзаменов (зачетов), проводятся групповые консультации.

Самостоятельная работа организуется и контролируется командирами подразделений слушателей (курсантов). Ее методическое обеспечение осуществляется кафедрой.

Однако, как показывает практика, при организации самостоятельной работы у курсантов возникают проблемы, которые в свою очередь сказываются на ее эффективности. К числу таких проблем относятся:

1. В настоящее время в довузовских образовательных учреждениях (школах) в процессе обучения между учителем и школьником происходит взаимоотношение, носящее субъектно-объектный характер (субъектом педагогического процессаявляется - учитель, объектом является школьник). Однако, с первых дней обучения в военном вузе вчерашний школьник сталкивается с субъект-субъектным характером взаимоотношений между преподавателем и курсантом (преподаватель является субъектом преподавательской деятельности, а курсант - субъектом деятельности учения), т.е. преподаватель военного вуза в большей степени является консультантом, а курсант в свою очередь - обучающимся.

2. Курсанты не умеют планировать и организовывать свою самостоятельную работу.

3. Психологическая неготовность курсантов к изменению взаимодействия с преподавательским составом.

4. Отсутствие у вчерашних школьников навыков самостоятельного поиска и изучения учебного материала. В лучшем случае они (вчерашние школьники) готовы к выполнению домашних заданий и то которые контролируются (проверяются) преподавателями.

5. Отрыв курсантов от самостоятельной работы для выполнения различных видов деятельности (несения службы в суточном наряде, выполнения хозяйственных работ, участия в  спортивных соревнованиях и многое другое).

6. Отсутствие систематического контроля со стороны должностных лиц (вуза, факультета, кафедр, командования курсантского подразделения)  за организацией самостоятельной работы курсантов.

Таким образом, правильная организация самостоятельной работы, грамотное планирование своего времени курсантами в ходе самостоятельной работы и помощь со стороны командования вуза, факультета, кафедр в организации самостоятельной работы является залогом качественной подготовки компетентного специалиста в стенах военного вуза.

Литература

1. Столяров А.В. Активизация процесса обучения курсантов военного вуза на основе модульно-рейтинговой технологии: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2011.

2. Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495).