Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Сухова Ю.В.
Россия, МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»
juliasuhowa@yandex.ru

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Речь свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе [1]. И кто, как не учитель, обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать её доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания. Словарный запас современного человека состоит из большого количества заимствованных слов, которые поступают к нам через различные источники информации, в том числе Интернет.

В последнее время влияние Интернет-общения на речь будущих педагогов является важной и требующей решения проблемой. Вместо того, чтобы использовать её разумно, люди общаются в социальных сетях, посещают бесполезные форумы и сайты, читают непроверенную информацию [2].

Мастерство учителя включает в себя большое количество различных элементов, но культура речи занимает главную позицию. Если педагог владеет культурой речи, профессиональными знаниями и умениями, то он непременно добьётся больших успехов в обучении студентов.

Поскольку профессионально-педагогическая деятельность учителя осуществляется на 80% в форме живой устной речи, роль звучащего слова по сравнению с печатным, письменным, очень значима. Устная речь покоряет, волнует и увлекает несравненно сильнее печатного или письменного текста.

Будущий учитель должен иметь профессиональную готовность к такому профессионально-речевому общению с детьми, их родителями, коллегами, которое обеспечивается оптимальным использованием возможностей «педагогического голоса», интонации, логического ударения, пауз и т.д.

Устная звучащая речь имеет определенные акустические характеристики: темп речи, громкость, тембр, интонационная окрашенность, полетность, дикция.

Педагогу необходимо выработать оптимальный для урока темп речи. Если учитель будет говорить слишком быстро, ученикам трудно сосредоточиться на содержании информации, успеть осмыслить ее; очень медленный темп речи действует на учеников утомительно.

Умение управлять темпом речи – навык, необходимый для человека голосовой профессии. Учитель должен выбирать скорость, удобную для собеседника; соотносить темп речи с её содержанием; изменять темп в зависимости от важности сообщаемого.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи учителя, является динамика звучания голоса, способность варьировать его силу.

Для совершенствования возможностей педагогического голоса рекомендуется выполнять следующие специальные упражнения: «Прочитайте скороговорки сначала медленно, четко проговаривая все звуки. Затем убыстряйте темп чтения». Необходимо следить за четкостью произношения: «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»; «Осип охрип, а Архип осип».

Громкость голоса – субъективное слуховое ощущение интенсивности (силы) звука, образующееся в результате работы голосового аппарата. Профессиональное владение голосом предполагает использование в педагогическом общении множества градаций громкости, большого динамического диапазона. Чаще всего учитель говорит не очень тихо, но и не очень громко, однако ему необходимо иметь голосовой «запас прочности»: бывают случаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучности, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос.

Значимой акустической характеристикой выступает тембр. Он воспринимается как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова. Тембр имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса.

Важнейшим элементом речевой культуры речи учителя является интонация. Под интонацией понимается «совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональной окраски» [3]. Интонация воздействует на чувства учеников, придаёт словам учителя окраску и заставляет заострить внимание на определённых деталях. Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются: изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво); чтение по ролям; инсценировки басен, сценок.

Полетность – способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегченного звукоизвлечения — голос как бы «летит».

Одним из обязательных элементов техники речи является дикция. Под дикцией понимается: 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов [3]. Особенно важно для учителя обладать хорошей дикцией, поскольку его речь является образцом для учеников. Небрежность в произнесении окончаний слов («проглатывание»), гнусавость могут быть устранены, если выполнять упражнения самостоятельно или под руководством специалиста по технике речи.

Немаловажно соблюдать паузы в ходе речевого взаимодействия с учащимися. Пауза – временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции. При правильном использовании они позволяют лучше передать смысл произнесенного слова и фразы, отмечаются на письме знаками препинания. С помощью паузы можно заинтриговать младших школьников, рассказывая о каком-то событии. Кроме того, паузы дают возможность следить за реакцией учеников на сказанное.

Для того, чтобы речь учителя была образцом для учеников, важно не только знать основные коммуникативные качества речи, их содержание, но и стремиться к реализации в собственной речевой практике.

Правильность речи – это соответствие структуры речи действующим в языке нормам: произносительным (орфоэпическим), акцентологическим, лексическим, грамматическим (морфологическим), синтаксическим, _рояграфическим, пунктуационным, каллиграфическим, стилистическим.

Чистота речи – это отсутствие в ней чуждых литературному языку слов и оборотов. Исследователи выделяют элементы, способные засорить речь: 1) диалектные слова (слова, свойственные не общему языку народа, а местным говорам); 2) профессиональные слова; 3) речевые штампы, канцеляризмы (слова, словосочетания и предложения, употребляемые в деловых («канцелярских») документах); 4) жаргонизмы, т.е. слова и словесные обороты, которые возникли и употребляются в жаргонах – узкогрупповых «проявлениях» от народного языка; 5) слова-сорняки, слова-паразиты, засоряющие речь (ну, вот, как бы, так сказать); 6) языковые элементы, отвергаемые нормами нравственности (вульгаризмы – слова, грубо, обозначающие какие-либо предметы, явления); 7) иноязычные слова.

Богатство речи – это использование разнообразных языковых средств. Лексическое, словарное богатство проявляется в том, что в речи используется большой запас активной лексики. С лексикой связано и семантическое богатство речи. Процесс обновления семантики слов – постоянный источник обогащения словаря, благодаря которому речь приобретает качество образности, экспрессивности. Можно использовать следующие упражнения, формирующие богатство речи.1. Приведите группы слов на тему: школа, вуз, столовая, магазин, театр и др. 2. Укажите лексические значения слов: каламбур, капелла, каркас, категория и др.[4].

Педагогу необходимо владеть и функциональными качествами речи: точностью, логичностью, ясностью, доступностью, уместностью, действенностью, выразительностью и др.

Выразительность речи – это умение передать её содержание яркими языковыми средствами. В зависимости от приёмов, которые используются для привлечения внимания слушателей, выделяют произносительную, акцентологическую, лексическую, интонационную и стилевую (или стилистическую) выразительность. Это качество зависит от самостоятельности мышления говорящего, его заинтересованности в том, что он говорит. Важную роль в формировании выразительности речи играют: знание языка; свойств и особенностей языковых стилей; владение выразительными возможностями языка, речевые навыки говорящего.

Точность речи – содержательно-языковое качество, которое характеризует речь со стороны содержания. Достигается оно за счёт знания предмета речи и умения его словесно изложить.

Доступность речи – качество публичного выступления, заключающееся в том, что оратор отбирает факты, аргументы, речевые средства с максимальным учетом возможностей восприятия речи в конкретной аудитории. Уровень доступности как коммуникативного качества должен определяется оратором каждый раз, в каждом конкретном случае, в зависимости от того, на какую аудиторию направлена речь, чтобы она была максимально правильно воспринята слушателем. При этом следует учитывать возраст, уровень образованности, социальное положение, психологическое и эмоциональное состояние аудитории и т. д.

Логичность предполагает ясное, точное и непротиворечивое высказывание. Предмет высказывания должен оставаться неизменным. Два противоположных по смыслу высказывания не могут быть одновременно истинными, утверждение должно сопровождаться достаточным количеством аргументов. Для оттачивания логичности можно использовать следующее упражнение: «Прочитайте текст. Чем обеспечивается его логичность? Как проявляется логическая связь внутри данного ниже рассуждения?»

Самым непосредственным способом с речевой культурой учителя связаны такие нормы этикета, как вежливость, корректность и тактичность. Этикетное и моральное в них настолько слиты, что даже трудно отделить их друг от друга. В их основе лежат такие моральные нормы, как доброжелательность и уважительность по отношению к людям. Доброжелательность же, в свою очередь, есть одна из форм проявления гуманизма.

Вежливость – это, прежде всего, соблюдение общепринятых правил приличия, умения вести себя подобающим образом в соответствии с конкретной обстановкой (на работе, дома, в гостях, в общественных местах и т.п.).

Корректность – понятие, родственное вежливости. Смысл его заключается в умении держать себя в рамках приличия в любых жизненных ситуациях, не ущемляя достоинства и гордости другого человека.

Тактичность включает в себя умение соблюдать меру в отношениях между людьми (служебных, деловых, личных и т.д.), нарушение которой приводит к неудовольствиям и обидам. Тактичный человек обращает внимание не только на содержание своих слов, но и на форму, учитывая индивидуальные особенности своего партнера по общению, его психологическое состояние, настроение [5].

Ясность – наличие у говорящего правильной, чёткой артикуляции звуков. Чтобы ясно выражать мысли, нужно иметь вполне ясное представление о предмете. В частности, вредит ясности речи употребление двусмысленных выражений

Таким образом, каждому учителю необходимо постоянно совершенствовать своё речевое мастерство, следить за речью и знать типологию речевых ошибок. Речевая культура в профессиональной деятельности будущего преподавателя играет ведущую роль, так как является одним из компонентов педагогического мастерства, а процесс ее формирования, развития и совершенствования – важнейшей задачей, ведь учитель вносит большой вклад в воспитание у подрастающего поколения интереса, любви и уважения к родному языку, родной культуре.

Литература

1. Манаенкова М.П. Речевая компетенция - зеркало духовной культуры человека // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 9 (55). С. 273-275.

2. Макарова Л.Н., Копытова Н.Е., Королева А.В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней информационной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 6 (110). С. 84-91.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

4. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Сборник упражнений по творческому саморазвитию учащихся. Тамбов, 2012.

5. Потылко Г.Л. Этико-психологические основы общения. М., 1983.