Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Гужва Т.М.
Украина, Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко
istfac@Luguniv.edu.ua

Социально-экономические и политические изменения, которые произошли в украинском обществе в конце ХХ – в начале ХХІ столетия, сопровождались не только успехами и достижениями, но и усилением негативных явлений и процессов. В частности, появились новые проблемные группы среди разных категорий клиентов социальной работы, которые нуждаются в квалифицированной социальной поддержке и защите.

В этих условиях возрастает не только значимость профессиональной социальной работы, но и складываются новые требования к профессиональной подготовке будущих социальных работников. Особое внимание на современном этапе уделяется формированию ценностной сферы личности будущего специалиста по социальной работе, поскольку он должен быть готов к эффективному общению и взаимодействию с людьми, самостоятельному принятию решений в интересах клиента.

В современной научно-педагогической литературе, посвященной профессиональной подготовке социальных работников, нашли отражение различные аспекты проблемы. С.П. Архипова, И.Д. Зверева, А.Г. Карпенко, А.И. Капская, Ж.В. Петрочко разрабатывали теоретико-методические основы подготовки специалистов социальной сферы. В работах Р.И. Коротковой, А.И. Капской и др. рассмотрены вопросы, связанные с подготовкой социальных работников к работе с волонтерами, к формированию здорового образа жизни детей и молодежи. Л.В. Винникова, А.Е. Куликова посвятили свои диссертационные исследования подготовке социальных работников в зарубежных странах. Однако названные исследователи лишь касались аксиологических аспектов подготовки будущих социальных работников. Исключением является диссертационная работа И.Ю. Менщиковой [1], которая рассмотрела педагогические условия формирования профессиональных ценностей будущих специалистов социальной роботы в России. В нашей стране специальные работы по этой проблематике пока отсутствуют.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы теоретически обосновать педагогические условия формирования педагогических ценностей у будущих социальных работников.

Прежде всего, отметим, что в научной литературе по-разному определяется само понятие «педагогические условия». В работах известных педагогов и психологов Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина педагогические условия рассматриваются как мероприятия, способствующие достижению поставленных целей и задач. Такое определение является распространенным и в новейшей педагогической литературе. В частности, Е.Ю. Никитина считает, что педагогические условия - это совокупность мероприятий, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [2, с. 125].

Существенными, на наш взгляд, является уточнение, сделанные российским исследователем Н.М. Борытко, который под педагогическими условиями понимает внешние обстоятельства, существенно влияющие на протекание педагогического процесса. При этом автор обращает внимание, что эти внешние обстоятельства в той или иной степени сознательно сконструированы педагогом [3]. В.И. Андреев также раскрыл механизм создания педагогических условий, подчеркнув, что они являются результатом целенаправленного отбора, конструирования элементов содержания, методов и организационных форм обучения для достижения поставленных целей [4, с. 124].

На основе обобщения вышеизложенного педагогические условия в нашем исследовании мы будем рассматривать как совокупность мероприятий, создающих благоприятную среду для успешного осуществления педагогического процесса. Если данное определение спроецировать на процесс формирования профессиональных ценностей будущих социальных работников, то педагогическими условиями, обеспечивающими его эффективность, следует считать совокупность мероприятий в рамках профессиональной подготовки, которые обеспечивают успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений, навыков, личностных качеств будущего специалиста, позволяющих ему осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с ценностными стандартами.

Сложным и важным является вопрос о выделении комплекса педагогических условий при проведении педагогического исследования. Есть основания утверждать, что для этого нужно выполнить следующие последовательные действия: выявить основные компоненты исследуемого педагогического явления; отобрать мероприятия, способствующие усилению эффективности каждого из компонентов; отсортировать отобранные условия для обеспечения их целостности.

Мы считаем, что обоснование педагогических условий формирования профессиональных ценностей у будущих социальных работников должно осуществляться с учетом как теоретических, так и практических аспектов.

Во-первых, следует ориентироваться на определенные нами основные компоненты процесса формирования профессиональных ценностей будущих социальных работников: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Это означает, что педагогические условия, которые будут предложены, должны способствовать:

а) повышению эффективности формирования мотивов к усвоению профессиональных ценностей у студентов;

б) повышению аксиологического потенциала социально-гуманитарных и профессионально-ориентированных учебных дисциплин и качества знаний студентов о ценностях социальной работы;

в) значительному расширению возможностей для формирования профессионально значимых практических умений и навыков и созданию ситуаций для самостоятельного принятия решений о том, как действовать в соответствии с усвоенными ценностями.

Во-вторых, следует учитывать, что формирование профессиональных ценностей происходит в образовательном процессе через взаимодействие преподавателя (руководителя практики) и студента. От характера этого взаимодействия, стиля взаимоотношений между участниками образовательного процесса во многом зависит эффективность воздействий на ценностную сферу личности будущего специалиста.

В-третьих, важна активность студента как субъекта познавательной деятельности, его способность к рефлексии, самовоспитанию, самосовершенствованию.

Мы считаем, что при определении педагогических условий также необходимо принять во внимание экспертные суждения и оценки специалистов, которые осуществляют профессиональную подготовку будущих социальных работников.

Принимая во внимание указанные основания, мы внесли в расширенный список педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования профессиональных ценностей будущих социальных работников, следующие:

- использование интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки;

- активное включение студентов в процесс инновационной деятельности;

- демократический стиль взаимоотношений между преподавателями и студентами;

- создание здорового психологического климата, ситуации успеха в обучении для каждого студента;

- гармонизация эмоционального и интеллектуального факторов обучения, аксиологической и личностной направленности знаний;

- обеспечение междисциплинарной ценностной направленности содержания образования через интеграцию учебных дисциплин и усиления их аксиологического потенциала;

- стимулирование рефлексивной деятельности студентов в процессе обучения, а также процессов самовоспитания, самоопределения;

- включение студентов в волонтерскую деятельность, ориентированную на освоение профессиональных ценностей;

- включение студента в проектную деятельность, которая обеспечивает формирование направленности его поведения и деятельности на профессиональные ценности.

Составленный расширенный список педагогических условий было предложено экспертам для оценки уровня их воздействия на процесс формирования профессиональных ценностей будущих социальных работников. В роли экспертов выступили преподаватели кафедры социальной работы Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, а также работающие руководители социальных служб и социальные работники. Им было предложено оценить предоставленные педагогические условия по шкале от 1 до 10, то есть осуществить ранжирование. Полученные оценки (ранги) мы внесли в специально созданную таблицу и вычислили сумму рангов. В свою очередь сумма рангов позволила определить условия, которые набрали наибольшее количество баллов. Такими условиями стали: обеспечение междисциплинарной ценностной направленности содержания образования через интеграцию учебных дисциплин и усиления их аксиологического потенциала; использование интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки; включение студента в проектную деятельность, которая обеспечивает формирование направленности его поведения и деятельности на профессиональные ценности.

Рассмотрим подробнее педагогические условия формирования профессиональных ценностей у будущих социальных работников.

Первое условие – обеспечение междисциплинарной ценностной направленности содержания образования через интеграцию учебных дисциплин и усиление их аксиологического потенциала.

Ценностную направленность содержания образования в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «социальная работа», как уже отмечалось, можно обеспечить через интеграцию социально-гуманитарных и профессионально-ориентированных учебных дисциплин. Среди социально-гуманитарных учебных дисциплин, в которых рассматривается проблема ценностей, следует назвать философию, социологию, а среди профессионально-ориентированных – курсы «Теория социальной работы», «Этика социального работника» и другие.

Однако, как показывают наши наблюдения, опрос преподавателей и студентов, вопросы, связанные с формированием профессиональных ценностей социальных работников, представлены в содержании образования недостаточно. Существует потребность в усилении аксиологического потенциала как социально-гуманитарных, так и профессиональных учебных дисциплин, а также в разработке специального учебного курса, изучение которого способствовало бы усвоению студентами систематизированных знаний о профессиональных ценностях, формированию особого отношения к вопросам аксиологического характера.

Второе педагогическое условие – использование интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки.

Следует отметить, что технологизация высшего образования является одной из самых заметных тенденций его развития на современном этапе. Среди наиболее распространенных технологий, которые используются в высших учебных заведениях, следует назвать интерактивные технологии.

По мнению А.М. Старевой, использование интерактивных технологий в высшей школе предусматривает: описание целей, средств и результатов; соотношение личностных и логико-процессуальных компонентов педагогической деятельности, возможность включения индивидуальных психологических характеристик преподавателей в структуру педагогической технологии; готовность содержания образования к технологической форме преподавания [5, с. 30].

Поскольку основными формами организации обучения в процессе профессиональной подготовки будущих социальных работников остаются лекции, семинарские и практические занятия, необходимо обратить внимание на особенности применения интерактивных технологий обучения именно в процессе их осуществления.

Наиболее интересными интерактивными методами, которые можно использовать во время лекции являются: карта мыслей («паутинка»); раздаточный материал с основными положениями лекции; разговор во время прогулки (Talk-Walk) – обсуждение проблемных вопросов в парах, прогуливаясь по аудитории; групповая работа; заполнение флипчартов. На семинарских и практических занятиях уместно использовать «открытый микрофон», метод «мозгового штурма», обучение в группах, «погружения» и др.

Названные выше интерактивные приемы и методы не являются новыми для высшей школы, но особенности их применения для формирования профессиональных ценностей у будущих социальных работников не определены. Мы считаем, что использование интерактивных технологий обучения позволит сформировать внутренние познавательные мотивы и профессиональный интерес к усвоению профессиональных ценностей, дать целостное представление об аксиологических аспектах профессии.

Третье педагогическое условие – включение студента в проектную деятельность, которая обеспечивает формирование направленности его поведения и деятельности на профессиональные ценности.

Проектная деятельность студентов должна носить ценностно-ориентированный характер, а ее объектом должны стать педагогические ситуации, которые как объект проектирования всегда существуют в рамках педагогического процесса. Проектная деятельность поможет сформировать умение самостоятельно находить пути достижения положительного результата в ходе реализации усвоенных профессиональных ценностей.

Таким образом, педагогические условия мы рассматриваем как совокупность мероприятий, создающих благоприятную среду для успешного формирования профессиональных ценностей у будущих социальных работников. При обосновании педагогических условий формирования профессиональных ценностей у будущих социальных работников мы учитываем: основные компоненты этого процесса (мотивационный, когнитивный, деятельностный); характер взаимодействия, стиль взаимоотношений между участниками образовательного процесса; активность студента как субъекта познавательной деятельности, его способность к рефлексии, самовоспитанию, самосовершенствованию.

Опираясь на вышеуказанные основания, а также учитывая результаты опроса экспертов, мы определили три основные педагогические условия формирования профессиональных ценностей у будущих социальных работников, а именно: обеспечение междисциплинарной ценностной направленности содержания образования через интеграцию учебных дисциплин и усиление их аксиологического потенциала; использование интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки; включение студента в проектную деятельность, которая обеспечивает формирование направленности его поведения и деятельности на профессиональные ценности.

Литература

1. Менщикова И.Ю. Формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов по социальной работе: дис. ... канд. пед. наук. Курган, 2008.

2. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2001.

3.Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград, 2001.

4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

5. Старєва А.М. Інтерактивна технологія навчання студентів у вищій школі // Наукові праці. Том 42. Вип. 29. С. 31-32.