Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Бучнева А.С.
Россия, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39»,
г. Сергиев Посад
buchneva.a@mail.ru

Понятие творчество педагога в основном употребляется, когда речь идет о внедрении инновационных идей в педагогическую деятельность. Результатом творчества воспитателя является рост его профессионального мастерства и личностное саморазвитие. Таким образом, творчество воспитателя - это способность изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности что-то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать до возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; гибкость в выборе адекватных средств воздействия на малыша; поиск нестандартных способов решения образовательных задач; оригинальное целесообразное применение средств стимулирования творческой инициативы воспитанников и их познавательной активности.

Другими словами, педагогическое творчество - средство и одновременно результат деятельности воспитателя в преодолении себя вчерашнего, процесс обновления, совершенствования в профессиональной деятельности. Положительные чувства и эмоции, которые наполняют воспитателя в процессе творческой деятельности, не только побуждают к дальнейшей творческой активности, но и отвлекают от концентрации на стрессогенных факторах профессиональной деятельности, тем самым предохраняя от стрессов и предотвращая возникновение синдрома профессионального выгорания [1, c. 107].

Особенность творчества воспитателя заключается в том, что он легко налаживает отношения с каждым малышом как с творческой личностью в процессе их совместных многократных игровых, поисковых действий в различных сферах деятельности. И наоборот, воспитателю, который недостаточно уделяет внимания своему творческому профессиональному росту, трудно найти общий язык с детьми и наладить с ними сотрудничество.

Стоит помнить: продуктами творчества воспитателя является не только результаты творческой деятельности в виде конспекта, нового дидактического материала или игры, методической разработки и т.п., но и результаты творческого сотрудничества с воспитанниками: художественное изделие, придуманная сказка, инсценирована ситуация, разыгранная роль персонажа в спектакле, конструкторское сооружение и другое.

Творчество нельзя навязывать. Оно либо есть, либо его нет, потому что нет у педагога поддержки и веры в его потенциальные возможности. Педагог сам шлифует свое творчество и для этого нужна настоящая свобода его деятельности и плодотворный труд. Итак, чтобы был коллектив творческих педагогов надо, прежде всего, предоставлять им возможность быть свободными в организации своей работы, поддерживать и поощрять их, заботиться о создании определенного конструктивного диалога в системе «творческая среда - творческий педагог» и выработать убеждение у каждого воспитателя: «Я могу творить! Я способен к творчеству!», «Я хочу творить!», «Мне это нужно».

Для запуска творческих механизмов в коллективе педагогов максимально значимыми именно на начальных этапах развития творчества являются яркие впечатления, события, явления и пики положительных эмоций у воспитателя и детей. Такое эмоциональное погружение педагога и детей в творчество сопровождается эмоциональным подъемом: воспитатель, получив от детей обратный заряд эмоций и энергии как результат сотворчества, настраивается на новый творческий поиск и так продолжается ежедневно.

С таким воспитателем детям интересно, такому воспитателю дети доверяют, они слышат его с первого раза и эмоционально откликаются на предложение о деятельности, проявляют познавательную и творческую активность, демонстрируют стремление быть похожим на любимого воспитателя, с таким воспитателем дети не хотят прощаться в конце рабочего дня, и это является свидетельством высокого уровня его профессионального мастерства и творчества [2, c. 36].

Что может побудить воспитателя к творчеству?

1. Готовность к творчеству в профессиональной деятельности, его активная жизненная позиция.

2. Профессиональная потребность в овладении секретами мастерства.

3. Стремление выйти за пределы условностей и консервативных правил.

Стоит помнить: особенно хороший эффект есть от того, когда творческий педагог, педагог-новатор не остается наедине со своими идеями и достижениями; он не только рассказывает о своих достижениях, демонстрирует их, делится ими, но и побуждает своих и привлекает их к общему творческому поиску, передает свой опыт работы для активного использования в своем и других педагогических коллективах; творческий воспитатель никогда не будет слепо списывать, а вдумчиво генерировать свои идеи в решении данной проблемы.

Иногда в педагогических коллективах находятся воспитатели, для которых характерны негибкость психических процессов, бедность идей, пассивность. Они привыкли работать только по указанию другого. Эффективной для такого воспитателя является работа в паре с неординарной сильной личностью. Тогда он пытается подражать коллеге, вносить свой посильный вклад в совместную деятельность, дополнять своего творческого коллегу, доводить его творческие замыслы до логического завершения.

Можно выделить следующие основные направления творческой деятельности воспитателя:

  • ежедневные моделирования процесса взаимодействия воспитателя с детьми, в том числе, составление содержательных календарных планов образовательной деятельности с воспитанниками;
  • совершенствование известных и разработка новых педагогических методов и приемов, активное использование их в работе с детьми;
  • систематическое обновление и обогащение игровой и развивающей среды в группе;
  • поиск неординарных форм работы с детьми (интересные путешествия, занятия-развлечения, поисковая деятельность и экспериментирование, кружковая работа и т.д.);
  • овладение и внедрение современных прогрессивных педагогических технологий и идей в практику работы с дошкольниками;
  • выбор эффективных средств стимулирования творческой активности детей и их родителей;
  • оригинальное решение проблем методического характера (подготовка консультации, выступления на педсовете, разработка конспекта нетрадиционного занятия или развлечения; творческий отчет и т.д.).

Каким же образом творческая деятельность воспитателя влияет на развитие творческих способностей ребенка? Общеизвестно: у активного, творческого педагога и дети творческие. Он знает меру в том, что детям нужно показать, а что они сами должны открыть под его руководством. Слишком распространены объяснения, изложение готовых истин, предложения образцов для запоминания или копирования - все это не способствует саморазвитию ребенка, реализации его творческих наклонностей. Активность ребенка, в том числе и творческая, формируется при условии поддержки взрослым ее инициативе. Многочисленные же запреты и негативные оценки тормозят познавательную активность и развитие творческих способностей дошкольника [3, c. 48].

Творческие способности - это способность удивляться, познавать, умение находить выход из нестандартных ситуаций; это направленность на открытие нового, необычного, оригинального. В развитии творческих способностей детей важнее не стремление получить конечный результат, а сам процесс деятельности - экспериментирование. Слишком тщательное отношение к тому, что делает ребенок, к результатам его труда может воспрепятствовать развитию его познавательной активности, творческих способностей.

Поскольку именно деятельность определяет развитие ребенка, пора переориентировать образовательный процесс со словесного, монологического руководства поведением и занятиями детей на организацию диалогического взаимодействия в парах «ребенок - взрослый» или микрогруппа «ребенок - дети», «дети - дети», или даже элементов полилога в ходе различных видов деятельности детей (вместо монологических указаний воспитателя - диалогическое взаимодействие с детьми).

Детское творчество, как правило, связано с игрой. Дошкольники рисуют и - играют, танцуют и - играют, конструируют и - играют, называют слова, составляют предложения, придумывают сказки и - играют. Через игру ребенок познает мир, в игре ребенок пытается найти свое место в жизни. Итак, в игре ребенку следует ненавязчиво раскрывать приемы творческого мышления, учить ее замечать необычное, проявлять креативность - одну из базовых характеристик, которая заключается в развитии способности ребенка к творчеству.

Основными характеристиками творчества ребенка являются: скорость мысли; гибкость мышления; оригинальность идей и решений; смелость; чрезвычайная любознательность и любопытство; способность к концентрации внимания в течение длительного времени; устойчивые желание делать все по-своему - независимость действий и мыслей; изобретательность.

Стоит заметить: об уровне профессионального мастерства воспитателя и его творческом потенциале можно судить, исходя из количества в группе творческих детей. На это указывают их ответы на занятиях, работы по изобразительной деятельности, рассказы детей из собственного опыта, созданные сказки, небылицы, загадки, конструкции из стройматериала, выполненные роли в сюжетно-ролевой игре и тому подобное [4].

Как показывают научные исследования и опыт педагогов-практиков, творческие способности детей проявляются примерно с пятого года жизни, но это вовсе не означает, что до этого момента их не следует развивать. Поскольку творческие способности ребенка формируются в процессе различных видов деятельности, педагогу следует постоянно заботиться о психолого-педагогические условия для их развития:

1. обеспечивать систематическое накопление детьми как можно больше положительных впечатлений об окружающем мире во время различных видов деятельности (игра, рисование, конструирование, лепка, аппликация, игра на ДМИ, пение и танцы, театрализованная деятельность, чтение, письмо, сочинение стихов или сказок, труд, ДПД и т.д.);

2. стремиться, чтобы дети получали удовольствие от самого процесса деятельности и не занимались ею под принуждением взрослого;

3. обеспечивать стимулирующее развивающая среда, наличие необходимых для творческой деятельности дошкольников всегда доступных материалов;

4. ни в коем случае не давать негативной оценки детскому творчеству,

5. поощрять интересные и глубокие вопросы детей,

6. активно использовать в образовательном процессе нестандартные творческие задания (изобразительные, музыкальные, словесные, логико-математические, творческие задания комбинированного типа),

7. не допускать чрезмерной опеки детей, которая может мешать детскому творчеству,

8. обеспечивать положительный психологический микроклимат в группе.

Литература

  1. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей /под ред. Е.А. Пахомовой: в 2 ч. Кемерово, 2014. Ч.1.
  2. Демин В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды // Мониторинг образовательного процесса. 2010. № 4. С. 35-39.
  3. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. М., 2012.
  4. Троян А.Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями. Магнитогорск, 2011.