Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Якушкина Л.П.

Россия, Орловский государственный университет

ylp2202@mail.ru

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов в современной высшей школе в условиях все более нарастающего потока информации и внедрения информационных технологий в производство и повседневную жизнь становится одним из важнейших направлений всей методики обучения. Это обусловлено необходимостью повышать познавательную активность будущих специалистов, превратить сам процесс обучения из школы памяти в школу мышления. Современный специалист решает часто меняющиеся задачи, носящие часто поисковый характер. Поэтому высшая школа должна не просто подготовить специалиста, но и сформировать творческую личность. Отсюда одно из генеральных направлений совершенствования работы в вузе – переход от информативных форм обучения к обучению управляемому, выявление способностей студентов и управление их развитием. Вот почему так важны формы обучения, прививающие способности к самообразованию.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов является не только усвоение определенной суммы научных знаний, но и становление, и формирование личности будущего специалиста. Как экспериментально, так и теоретически установлено, что развитие личности, ее отдельных сторон отражает давно известную закономерность «развитие в процессе деятельности». Следовательно, не только формирование в вузе творчески работающего специалиста, но и его разностороннее развитие невозможно без активной, самостоятельной работы его самого в процессе обучения и воспитания. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов направлена на переработку воспринятой на лекции информации в знания, переработку знаний в умения и при создании условий тренировки - приобретение навыков. Внеаудиторная самостоятельная работа должна быть ориентирована не на вооружение студентов тысячами готовых фактов, а на усвоение методов получения этих фактов, причем не только известных, но и новых [1].

Роль самостоятельной работы в формировании современного высококвалифицированного специалиста исключительно велика. Ведь именно в процессе индивидуальных занятий воспитываются и развиваются важнейшие качества, знания и навыки: способность к творческому изучению новых вопросов науки и техники, критичность ума, умение ориентироваться в стремительном потоке научной информации. В ходе самостоятельной работы развивается умственная самостоятельность – «способность, которая состоит в том, что ученик в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, для приобретения знаний» [2].

Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер на протяжении всего периода обучения студента в вузе. Сознательное и активное включение студентов в учебную, в том числе и самостоятельную, работу предполагает в качестве важнейшего условия формирование у них приемов самостоятельной учебной деятельности, воспитание культуры умственного труда, развитие навыков самовоспитания и самоподготовки.

Проблема самостоятельной работы студентов чрезвычайно значима и многогранна. Самостоятельная работа – важнейшее средство обучения, способствующее формированию умения свободно оперировать полученными знаниями, творчески применять их в решении практических задач. Умение самостоятельно работать – один из главных критериев, характеризующих готовность специалиста к профессиональной деятельности. Все функции самостоятельной деятельности студентов, ее богатые возможности являются педагогическими потенциями образовательного процесса. Основная профессиональная задача педагога как раз и заключена в их наиболее конструктивной реализации [3].

В ходе внеаудиторной самостоятельной работы у студента формируется и проявляется познавательная самостоятельность. Это интегративное свойство личности, требующее системного подхода к его анализу. Это многоаспектное личностное образование характеризуется такими проявлениями, как саморегуляция познавательной деятельности, синтез познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивое положительное отношение учащихся к познанию. Такое понимание охватывает все компоненты личности, а не какую-то одну ее сторону.

В дидактике предприняты попытки раскрыть познавательную самостоятельность через обобщение уровней сформированности ее компонентов, при этом исследователи опираются на следующие показатели: направленность познавательных мотивов, сознательность усвоения знаний, сформированность умения выделять главное, стремление к завершенности учебно-познавательной деятельности. Низкий уровень характеризуется стремлением усвоить знания, средний - устойчивой ориентацией на овладение способами познавательной деятельности, высокий - на совершенствование способов добывания знаний. И поэтому в качестве критериев самостоятельности можно выделить следующие: саморегуляция познавательной деятельности; синтез познавательного мотива и способов самостоятельного поведения; проявление устойчивого отношения к познанию.

Необходимыми условиями для успешной организации и осуществления внеаудиторной самостоятельной работы студентов, на наш взгляд являются: положительная мотивация студентов к учению; познавательный интерес; практические умения по самоорганизации самостоятельной работы; современные программы курсов; методические разработки и указания; учебники и другие пособия; лабораторное оборудование; обеспечение студентов лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами; рациональное планирование самостоятельной работы по каждой дисциплине изучаемого курса; эффективное руководство со стороны преподавателей; систематический контроль и учет выполнения самостоятельных заданий [4].

Одной из важных составляющих эффективной самостоятельной работы студентов являются познавательные интересы в процессе обучения. Для стимулирования познавательных интересов, кроме того, в учебном процессе необходимо учитывать и то, что задания и задачи для самостоятельной работы должны носить профессионально-ориентированный характер, то есть в той или иной степени они должны быть связаны с будущей профессией.

Таким образом, образованного человека сегодня отличают следующие качества: гибкость, развитое мышление, способность быстро реагировать на быстро изменяющиеся социальные и экономические потребности общества; готовность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию; духовная развитость, умение гармонизировать свои отношения с окружающей социальной и природной средой [4]. Все перечисленные личностные качества могут быть сформированы и развиты только в ходе спланированной и эффективно организованной самостоятельной деятельности учащихся. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов является важнейшей составляющей такой деятельности в системе высшего профессионального образования. Поэтому перед преподавателями высшей школы стоит задача эффективной организации и осуществления внеаудиторной самостоятельной работы студентов, их учебной самостоятельной деятельности как важнейшего средства эффективного профессионального образования [5].

Литература

  1. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2002.
  2. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2000.  № 1. С. 114-115.
  3. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 2004.
  4. Федорова М.А., Якушкина Л.П. Самостоятельная работа в современном вузе: организационный аспект. Орел, 2008.
  5. Федорова М.А. Формирование учебной самостоятельной деятельности студентов в личностно развивающем профессиональном образовании. Орел, 2011.