Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ К УПРАВЛЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 

Бражник О.Ю.
Россия, Курский государственный университет
shulgina.oksana2014@yandex.ru

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящихся в условиях социальной депривации. Задержка психического развития связана с нарушениями темпа психического развития. Школьники с ЗПР характеризуются ретардацией эмоционально-волевой сферы и интеллекта, сниженной работоспо­собностью и другими чертами, препятствующими их обучению и воспитанию в условиях массовых общеобразовательных школ. Дети и подростки с ЗПР нередко имеют отставания в физическом развитии и соматическую патологию, что существенно осложняет проведение с ними коррекционной работы.

Образование названной категории детей, согласно Л.М. Щипициной, может осуществляться на основе двух подходов: дифференциации и интеграции. Дифференциация детей с ЗПР обеспечивается посредством определения их в специальные (коррекционные) учреждения VII вида. Интеграция предполагает их «включение» в массовую общеобразовательную школу, создание равных возможностей с их здоровыми сверстниками в получении образования, необходимого для адаптации и полноценной интеграции в общество.  

Интеграция детей с ЗПР в школы массового типа становится успешной лишь в том случае, если создана специальная коррекционно-развивающая образовательная среда, адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечения и оздоровления, воспитания и обучения, коррекции нарушений в развитии, социальной адаптации.

Теоретические основы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР представлены в работах Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, А.Д. Гонеева, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко, И.Н. Щербо, Н.В. Ялпаевой и др. [1 - 10].

Определению ведущих условий обеспечения качества подготовки руководителей школ к управлению коррекционно-развивающей деятельностью способствует разработка научных основ управления специальным образованием (Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Т.П. Мищенко, Н.М. Назарова, И.Л. Соловьева, М.Н. Соловьев, Д.С. Шилов) [11]; теории адаптивной школы (Н.М. Невзоров, Е.А. Ямбург), а также общей теории и практики управления образовательными учреждениями (Т.М. Давыденко, Ю.В. Васильев, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, В.С. Лазарев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова) [12,13]; гуманистической парадигмы непрерывного профессионально-педагогического образования и формирования гуманитарной культуры специалиста (В.Г. Воронцова, И.Ф. Исаев, И.А. Колесникова, Л.Н. Макарова, Л.И. Мищенко, Л.С. Подымова, И.М. Подушкина, А.В. Репринцев, П.Е. Решетников, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицина, А.Н. Ходусов) [14].

Процесс подготовки руководителей ОУ к управлению коррекционно-развивающей деятельностью нуждается в таком технологическом обеспечении, которое соответствует целям, задачам, содержанию управления КРД и служит эффективности формирования профессиональной компетентности руководителей школ в данной области.

В нашем исследовании акцент сделан на подготовку руководителей школ к управлению КРД в ОУ (на материале специальных (коррекционных) классов VII вида). Поэтому возникает необходимость разработки практикоориентированной образовательной программы повышения квалификации  «Управление коррекционно-развивающей деятельностью в ОУ».

Технологическая цепочка освоения программы выстраивается в логике разработки и реализации педагогических и управленческих проектов, обеспечивающих выработку у руководителей проективных умений и навыков в области построения оптимальных моделей управления КРД.

Программа направлена на реализацию целей, ориентированных на развитие эмоционально-ценностного отношения к ребенку с задержкой психического развития, к организации коррекционно-развивающей деятельности в ОУ; на развитие профессиональных знаний, умений (навыков) руководителя ОУ в области управления КРД, профессиональных способностей директоров школ в данной области; их личностных качеств, необходимых для организации указанного вида деятельности; опыта творческой деятельности руководителя ОУ; на достижение продуктивности КРД в ОУ.

Содержание программы связано с формированием, углублением и систематизацией знаний обучающихся о законодательных и нормативно-правовых основах организации КРД в общеобразовательном учреждении; с совершенствованием профессиональных навыков в области управления общеобразовательной подготовкой детей с ЗПР; с развитием управленческих умений в создании условий для коррекционной работы с детьми с ЗПР; с совершенствованием профессиональных умений, направленных на определение и реализацию организационно-педагогических условий достижения качества функционирования и развития КРД  в специальных (коррекционных) классах VII вида; с развитием творческой направленности профессионально-управленческой деятельности руководителя ОУ в области управления КРД в специальных (коррекционных) классах VII вида; с формированием умения осуществлять управление социальной подготовкой и лечебно-профилактической работой с детьми с ЗПР.

Коррекционно-развивающая деятельность в массовой общеобразовательной школе – составная и неотъемлемая часть педагогического процесса, специально организованное взаимодействие учащихся с ЗПР, их родителей, педагогов, администрации школы, специалистов (логопеда, психолога, социального педагога, врача), которое служит интеграции общеобразовательной и социальной подготовки, коррекционной и лечебно-профилактической работы. В построении КРД важное значение приобретают, наряду с общедидактическими принципами, такие принципы, как принцип пропедевтического характера обучения; решения задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребенка; ориентации обучения на «зону ближайшего развития»; учета индивидуальных отклонений в развитии; комплексного воздействия в процессе психолого-медико-педагогического сопровождения [15, с. 32]. 

Цели, содержание коррекционно-развивающей деятельности, ее сложная структура, необходимость реализации полифункциональных образовательных задач требуют от управленческого персонала образовательных учреждений особых личностных качеств, общей и профессиональной культуры, педагогического и управленческого мастерства, индивидуального стиля творческой деятельности.

Управление коррекционно-развивающей деятельностью в общеобразовательной школе – это диалогическое взаимодействие субъектов, объединенных общностью целей и ценностей в решении проблем сохранения и укрепления здоровья, общеобразовательной подготовки, развития, адаптации и социализации детей с проблемами в развитии. Основной целью управления КРД в школе является создание целостной образовательной системы, адаптивной к особенностям детей с ЗПР, обеспечивающей реализацию поли­функциональных образовательных задач в результате создания психо­лого-педагогических и медицинских условий, ресурсного сопровождения и объе­динения усилий учителей, родителей, специалистов (логопеда, психолога, соци­ального педагога, валеолога, врача) по подготовке разносторонне развитой лич­ности школьника. Особенности субъектов КРД (учащихся с ЗПР, их родителей, педагогов, специалистов) определяют специфику модели управления этой деятельностью в конкретной общеобразовательной школе и диктуют необходимость авторского проектирования КРД в условиях каждого конкретного ОУ [15].

Каждый ребенок, испытывающий трудности в обучении в связи с отклонениями в развитии, должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе ОУ и получить при этом необходимую специализированную помощь. Поэтому цель управленческой деятельности по внедрению системы КРД связана с созданием в ОУ оптимальных педагогических условий для адаптации и социально-педагогической реабилитации детей с ЗПР. Содержание управленческой деятельности руководителей ОУ по разработке и внедрению системы КРД включает:

- создание диагностико-консультативной службы, работающей на основе междисциплинарного взаимодействия (основным ее ядром выступает психолого-медико-педагогический консилиум);

- построение образовательного процесса на диагностической основе;

- создание в ОУ единого реабилитационного пространства, спроектированного с учетом структуры дефекта каждого ребенка; мобилизацию педагогического коллектива на формирование функциональной готовности детей к непрерывному школьному образованию через реализацию вариативных и индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

- обеспечение коррекционной направленности образовательных программ по учебным предметам;

- создание вариативных учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию, степени сложности и срокам обучения;

- обеспечение преемственности между воспитанием в коррекционно-развивающих дошкольных группах и специальных (коррекционных) классах VII вида;

- пролонгирование КРД на вторую школьную ступень (5-9 классы);

- обеспечение оптимальной наполняемости классов;

- создание положительного морально-психологического климата в ОУ;

- формирование педагогического коллектива с развитой эмпатией, способностью создать атмосферу повышенного внимания и заботы;

- построение учебного процесса на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития», организацию внутришкольной системы повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ЗПР;

- обеспечение непрерывного профессионального развития педагогов, специалистов, участвующих в КРД. 

Литература

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  3. Гонеев А.Д. Теоретические основы подготовки к коррекционно-педагогической деятельности с подростками: дис. … докт. пед. наук. Курск, 2001.
  4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
  5. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
  6. Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Никишиной Н.А., М., 1981.
  7. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями обучения в массовых школах // Дефектология. 1996. №1.
  8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М., 1999.
  9. Щербо И.Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе. М., 2003.
  10. Ялпаева Н.В. Организация комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями на региональном уровне // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии. Курск, 2002. С. 255-259.
  11. Малофеев Н.Н. Дети с трудностями в обучении: дифференциация и интеграция. // Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Самара, 1998. С. 6-20.
  12. Внутришкольное управление: Вопросы  теории и практики / под ред. Т.И. Шамовой. М., 1991.
  13. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория и практика. М., 1990.
  14. Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-психологический подход: автореф. дис. … докт. пед. наук. СПб., 1997.
  15. Бражник О.Ю. Педагогические основы подготовки руководителей общеобразовательных учреждений к управлению коррекционно-развивающей деятельностью (на материале специальных (коррекционных) классов VII вида: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2005.