Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

Нащекина Н.В.
Россия, Курский институт развития образования
nnv.kiro46@mail.ru

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют собой сложные социально-педагогические системы, во многом зависимые от изменяющихся экономических и социально-политических условий макросреды. Сегодня они испытывают насущную потребность в определении долгосрочных перспектив развития в связи с ростом конкуренции на рынке образовательных услуг; в предвидении потребностей общества в вопросах содержания образования; должны соответствовать возрастающим требованиям к качеству конечных результатов деятельности  и др.

Большую роль в определении перспектив развития образовательной организации играет прогнозирование состояния субъектов образовательной деятельности (изучение изменения образовательных потребностей, количественного состава обучающихся, соотношения различных категорий обучающихся, отношения обучающихся к занятиям, требований к профессиональной компетентности педагогических кадров в связи с развитием инновационных процессов в образовании и др.). Важно также изучение возможностей повышения качества образования, что влечёт за собой прогнозирование вероятных вариантов изменения содержания образования, его соответствия будущим требованиям инновационного развития экономики, выработку рекомендаций в отношении использования инновационных технологий, форм и методов обучения, насыщение учебного процесса информационными и электронными ресурсами.

Таким образом, прогнозированию подлежат основополагающие элементы управляющей и управляемой подсистем образовательной организации. Прежде всего, это касается определения стратегических целей развития организации, которые следует рассматривать во взаимосвязи с развитием макросреды и потребностями участников образовательных отношений.

В таких условиях руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен уметь мыслить в долгосрочной перспективе, обеспечивать устойчивое конкурентное преимущество управляемой подсистемы и её готовность к будущим изменениям, приводить настоящее в соответствие со стратегией развития образовательной системы, формировать инновационную стратегию и разрабатывать инновационные программы развития образовательной организации.

При этом руководители образовательных организаций в большинстве своём не обладают достаточной профессиональной компетентностью в области реализации прогностической направленности управленческой деятельности, позволяющей принимать опережающие управленческие решения долгосрочного плана действия, ориентированные на перспективу, на поступательное устойчивое развитие управляемого объекта. Прогностическая направленность управленческой деятельности руководителя образовательной организации в нашем представлении – это интегративная характеристика профессиональной деятельности управленца, отражающая его потребность в обеспечении устойчивого развития образовательной организации на основе результатов научного прогнозирования, систематическом исследовании возможных вариантов будущего состояния образовательной системы, формулировании стратегических целей, создании внутренних ресурсов её развития в соответствии с прогнозируемыми изменениями внешней и внутренней среды [1, с.10].

В связи с этим, наряду с появлением новых возможностей использования неформального и информального вариантов непрерывного образования для совершенствования профессионально-личностных качеств руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, остро ощущается необходимость в их специальной подготовке к реализации прогностической направленности управленческой деятельности, развитии профессиональной прогностической компетентности в системе дополнительного профессионального образования. Это позволит существенно снизить противоречия между возрастанием роли прогнозирования деятельности образовательной организации в условиях инновационного развития экономики и уровнем подготовки её руководителя к реализации прогностической направленности управленческой деятельности; между осознанием необходимости опережающего управленческого реагирования в условиях возрастающей конкуренции в сфере образовательных услуг и неготовностью руководителей к его осуществлению; между необходимостью прогнозирования альтернатив развития процессов в управляющей и управляемой подсистемах и отсутствием у руководителей опыта практического использования методов прогнозирования.

Наиболее продуктивными для реализации в практике управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по нашему мнению, являются два вида прогнозирования: исследовательское и нормативное. Исследовательское прогнозирование в образовательной организации основывается на анализе тенденций деятельности и изыскании возможностей её развития, исходя из совокупности факторов. К таковым относятся: существующая база данных о конкурентоспособности конкретной организации и качестве предоставляемых ею образовательных услуг, информация о запросах потреби­телей образовательных услуг, перспективах экономического, социокультурного развития региона, тенденции развития рынка труда, определяющие выбор профилей обучения. Для анализа зарождающихся тенденций и условий их возникновения, определения жизнеспособности и возможностей развития, выявления степени зависимости анализируемого показателя от времени наиболее целесообразно применение такой разновидности исследовательского прогнозирования как трендовое прогнозирование. Этот вид прогнозирования позволяет руководителю образовательной организации получать обоснованные рекомендации для целеполагания, планирования и проектирования. В конечном итоге исследовательское прогнозирование ориентировано на выявление перспективных проблем организации, подлежащих решению средствами управления.

Нормативное прогнозирование в деятельности руководителя образовательной организации основывается на том, что первоначально оцениваются будущие цели развития образовательной системы, а затем определяется то, что нужно сделать для их достижения в те или иные временные периоды. Этот вид прогнозирования содержит в себе желаемое видение будущего. Результатом нормативного прогнозирования должно стать определение возможных путей решения проблем, выявленных в ходе исследовательского прогнозирования, которые должны быть реализованы средствами управления. В управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, нормативное прогнозирование востребовано при формулировании философии управления, определении её миссии, создании концепции, программы развития, образовательной программы, перспективных направлений обновления содержания образования с учётом динамики развития рынка труда; программ взаимодействия в системе широкого социального партнёрства с заинтересованными группами и др.

Отметим, что для приведения системы к заданному состоянию необходимо тщательное исследование будущего и создание образа опережающей действительности. Особенно важно предвидеть, какая информация окажется наиболее значимой для разработки альтернативных вариантов будущего развития образовательной системы. Это предполагает нестандартное интерпретирование текущих тенденций или новые представления в отношении явлений и событий, которые могут иметь место или могут быть вызваны как изменениями в самой образовательной организации, так и обусловлены изменениями в других системах, существующих в ближнем окружении или в макросреде, в ожиданиях заинтересованных групп. Исходя из этого, руководителю необходимо стремиться к достижению оптимального взаимодействия между отдельными составляющими всего спектра влияний на развитие образовательной системы. Это обусловливается прогностической направленностью управленческой деятельности,  и степенью развития прогностической компетентности руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Под компетентностью обычно понимается интегральное качество, проявляющееся в способности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации, и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

В педагогических словарях компетентность определяется как личные возможности должностного лица и его квалификация (знания, опыт), по-зволяющие принимать участие в разработке определённого круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определённых знаний, навыков; как уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности [2, с. 133]. 

На наш взгляд, развитие прогностической компетентности у руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, имеет свои отличительные особенности, обусловленные спецификой содержания управленческой деятельности, спецификой объектов управления, на которые она направлена. Управленческая мобильность, определение стратегической траектории развития управляемого объекта, предвидение тенденций изменения внешней среды, влияющих на управляемую систему, и, в связи с этим, прогнозирование перспектив её развития в контексте нормативного и исследовательского прогнозирования, становятся первоочередными задачами в деятельности современного управленца. В наибольшей степени это должно найти отражение в осуществлении инновационной политики, организации образовательной деятельности, формировании нового типа взаимодействия участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Мы полагаем, что прогностическая компетентность является одной из составляющих профессиональной компетентности руководителя образовательной организации и находит своё выражение в следующих взаимосвязанных компонентах: 1) в мотивационно-ценностной и операционно-деятельностной готовности руководителя к прогнозированию, как важнейшему элементу управленческой деятельности; 2) в прогностической направленности функций управления; 3) в проектно-исследовательском характере управленческой деятельности[3, с. 80].   

Рассмотрим подробнее каждый из вышеназванных компонентов прогностической компетентности. Мотивационно-ценностная и операционно-деятельностная готовность руководителя к прогнозированию, как важнейшему элементу управленческой деятельности, воплощается в опережающем управленческом реагировании на прогнозируемые тенденции экономического, социального, культурного развития региона, динамику развития рынка труда в целях обеспечения устойчивого развития образовательной организации, качества конечных результатов её деятельности на длительную перспективу; в сформированности личного опыта практического использования основ теории прогнозирования образовательных систем, владения эффективными технологиями  и методами нормативного, исследовательского, трендового прогнозирования.

Реализация прогностической направленности функций управления выражена в анализе возможных изменений в окружающей среде (внешней и внутренней), в ожиданиях заинтересованных групп, способных оказать существенное влияние на переход к новому пониманию миссии и пересмотр стратегических целей образовательной организации, совершенствование или создание новых профессионально-педагогических ценностей; в прогнозировании изменений состояния управляемого объекта, его системы управления и организационной структуры; в определении степени вовлечённости участников отношений в сфере образования в управление образовательной организацией, характера перераспределения их функциональных полномочий и уровня ответственности; в установлении источников, способных обеспечить институциональные преимущества  организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Проектно-исследовательский характер управленческой деятельности руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, проявляется в выявлении механизмов эффективного, поступательного развития образовательной системы, наращивания ее инновационного потенциала; определении перспективных целевых инновационных программ развития образовательной организации; создании нового качества ресурсного обеспечения развития образовательной деятельности; прогнозировании культурно-образовательных  потребностей субъектов образовательных отношений в контексте вероятностных изменений; модернизации целей, содержания, форм организации обучения и воспитания; обеспечении опережающей подготовки педагогических кадров к реализации инновационной политики образовательной организации.

Таким образом, формирование прогностической компетентности руководителей образовательных организаций не только создаёт основу для реализации прогностической направленности управления, но и приводит к качественному изменению содержания управленческой деятельности, перенесению акцентов в деятельности руководителей на опережающее управление образовательной системой, способствует выявлению механизмов эффективного поступательного развития и наращивания инновационного потенциала образовательной организации, что в конечном итоге определяет её конкурентоспособность и качество конечных результатов деятельности.

Литература

1. Нащекина Н.В. Подготовка руководителей общеобразовательных учреждений к реализации прогностической направленности управленческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д., 2005.

3. Нащекина Н. В. Условия развития прогностической компетентности руководителей образовательных учреждений в процессе повышения квалификации // Образование и саморазвитие. Казань. 2008. № 2(8). С. 79-83.