Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Конькова И.А.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
konkovairysik@mail.ru

Проблема подготовки будущих педагогов является одной из актуальнейших в многообразных сферах современной жизни. Это обусловлено тем, что все изменения, которые проходят в обществе в целом и в сфере образования в частности, сконцентрированы на личности педагога.

В связи с этим к современной системе образования предъявляются достаточно жесткие и противоречивые требования. С одной стороны, она должна динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям, происходящим в стране, а с другой – быть, по возможности, устойчивой в своей психолого-педагогической основе, не подверженной изменениям; должна «вырастать» из исторически складывающихся, преемственных и медленно сменяющих друг друга образовательных парадигм, и вместе с тем она должна быть прогностической, направленной в будущее, поскольку выпускники учебных заведений должны будут работать в условиях, отличных от учебной деятельности.

С учетом данных условий образование как целостная система предполагает две цели: социализацию и индивидуализацию личности учащегося. Интегрировать эти образовательные направления деятельности в единое образовательное пространство, создать условия для полноценного развития ребенка, призвана система дополнительного образования детей [1].

Развитие системы дополнительного образования детей обусловлено и новыми требованиями к уровню образованности человека, в полной мере заявившими о себе в XXI веке. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько разносторонним развитием его личности, ориентирующейся в социально-культурной ситуации, в традициях отечественной и мировой культуры, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, в условиях дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу [2].

Характерными признаками дополнительного образования детей являются: свободный выбор ребенком сфер деятельности; ориентация на личностные интересы ребенка; единство обучения, воспитания и развития; специфика квалификации педагогических кадров (педагог дополнительного образования, педагог-организатор, методист) [3].

Исследования свидетельствуют об интересе к дополнительному образованию детей, однако в научных работах последних лет рассматривалась проблема подготовки педагогов для системы дополнительного образования с точки зрения общих подходов к организации деятельности детей, без учета специфики данной сферы и профессиональной деятельности в ней.

В поиске новых подходов к организации процесса подготовки педагогов в системе дополнительного образования важно осмыслить не только внешние изменения, обусловленные открывающимися возможностями образовательной среды, но и внутренние, связанные с необходимыми изменениями в деятельности преподавателей.

Поэтому подготовка и переподготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей предполагает организацию педагогического процесса, обеспечивающего поэтапное развитие и формирование профессионально значимых качеств личности, соответствующих специфичным целям и задачам деятельности по созданию условий для социокультурного развития ребенка [4].

Совершенствование содержания подготовки педагогов в системе дополнительного образования предполагает разработку учебно-программной документации нового поколения. Концептуальными подходами к разработке учебных планов и программ являются: реализация требований к подготовке специалиста в соответствии со стандартом; учет требований к специалисту, предъявляемых современной образовательной практикой; реализация компетентностного подхода; включение материала, предназначенного для самостоятельного изучения. Содержание максимально ориентировано на опережающую подготовку к реализации реформирования общеобразовательной школы и осуществляется в соответствии с инновационными процессами, направлениями и тенденциями развития образования.

Основные проблемы в области содержания образования связаны с ростом объема преподаваемого материала, его постоянным обновлением, а также с недостаточным обеспечением процесса подготовки педагогов учебными и методическими пособиями. Поскольку элементы содержания образования, во-первых, очень разнородны по характеру и, во-вторых, имеют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, постольку усложняется задача их организации в единый образовательный процесс [5].

Подготовка педагогов в системе дополнительного образования нуждается в совершенствовании прежде всего в области технологии обучения. В условиях обновления данной системы необходимо заложить в технологии обучения модификацию их разнообразных параметров в расчете на психологию обучающихся, цели образования и условия обучения, а также имеющиеся средства обучения.

Технологии обучения, применяемые в процессе подготовки педагогов, создают социокультурное пространство, в котором формируются личность, дисциплина, воля, интерес к специальности; обеспечивают перенос знаний в сферу труда; формируют сознательность педагога и влияют на его целеустремленность и жизненную стратегию.

Таким образом, организационно-педагогическими условиями подготовки педагогов в системе дополнительного образования должны стать:

– открытость образовательной среды учреждения дополнительного образования для внедрения инноваций в процесс подготовки педагогов.

– разработка модели профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов;

– модель личности специалиста системы дополнительного образования детей основанная на различных видах профессионально-педагогической деятельности и включающая в себя личностный, когнитивный и деятельностный компоненты.

Литература

  1. Груздова И.В. Теоретические предпосылки готовности будущего педагога к формированию основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста // Полиаспектная подготовка современного педагога. М., 2011.
  2. Модели профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей /[Голушко Т. К. и др.; под ред. Л. Н. Макаровой, И. А. Шаршова]. Тамбов, 2009.
  3. Кочеткова В.Г. Уровневая подготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2003.
  4. Макарова Л.Н., Усов А.А. Профессионально-дидактическая культура педагога дополнительного образования. Белгород, 2003.
  5. Невдах С.И. Организационно-педагогические условия подготовки педагогов в системе дополнительного образования взрослых // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и Психология». 2013. № 1 (23).