Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Шодмонкулова Д.Х.
Узбекистан, Ташкентский государственный педагогический университет
tdpu_nizomiy@mail.ru

Деятельность педагога является очень сложным процессом. Внедрение в этот процесс инновации ещё более усложняет его. Структура нновационной деятельности педагога может быть представлена следующим образом[1]. Рассмотрим кратко содержание компонентов.

Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть:

1) внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости и др.);

2) мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др.;

3) профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся и др.);

4) мотивы личностной самореализации.

Второй компонент структуры — креативный (способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации и др.). Линия его развития начинается от подражания опыту, концепции, идеи, отдельному приему, форме и методу. Далее педагог переходит к копированию через творческое подражание. Следующий этап — подражательное творчество, когда педагог, беря за основу идею, полностью разрабатывает содержание, методы и формы ее реализации. На четвертой стадии — подлинное творчество (создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей) — педагог создает свою собственную оригинальную концепцию, методику обучения и воспитания [там же].

Технологический или операционный компонент инновационной деятельности педагога можно представить следующим образом:

- «личностно-мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных (западающих) педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;

- профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятия решения об использовании нового;

- формирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшеств;

- прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности: обсуждение с коллегами, администрацией, консультантами путей внедрения новшества;

- создание «массива» идей, разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы;

- реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения;

- осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности: оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога».

Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности педагога является рефлексия в форме самоанализа, самооценки, само понимания и само интерпретации собственного сознания и деятельности, а также мыслей и действий обучающихся, коллег. В функциональной модели деятельности педагога, разработанной Н.В. Кузьминой, рефлексия педагога включена в гностический компонент. Сформированность инновационной деятельности может быть оценена по одному из четырех уровней:

1) адаптивный характеризуется неустойчивым отношением педагога к инновациям. Новшество осваивается только под давлением социальной среды;

2) репродуктивный отличается более устойчивым отношением к педагогическим новшествам, копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями. Педагог осознает необходимость самосовершенствования;

3) эвристический уровень характеризуется большой целеустремленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов внедрения новшеств. Педагог всегда открыт новому, ищет и внедряет новые способы педагогических решений;

4) креативный уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, создает авторские школы, охотно делится педагогическим опытом и др. Интуиция, творческое воображение, импровизация занимает важное место в деятельности таких педагогов.

Характеристику современному преподавателю ВУЗа дала З.Ф. Есарева: «Преподаватель - это научный работник, который хорошо овладел научными методами обучения и воспитания, умело использует технические средства преподавания, непрерывно повышает свою квалификацию, активно участвует в научно-исследовательской работе, в общественной жизни»[2].

Большая часть педагогов выбирают определенные формы приобретения навыков инновационной педагогической деятельности на основе инновационного подхода [3]. В их числе:

  • самостоятельное изучение;
  • повышения квалификации на специальных курсах;
  • постоянное участие в работе научных конференций;
  • совершенствование и развитие необходимых знаний, умений и навыков путём традиционного обучения «устоз-шогирд» (мастер наставник-ученик);
  • организация самостоятельного научного исследования.

Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации, в том числе и технологии развивающего обучения, должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики.

Литература

1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

2. Есарева 3.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1993.

3. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.