Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ершова Н.Б.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
nat23031976@yandex.ru

Пересмотр содержания и технологий обучения иностранным языкам у студентов неязыковых специальностей в образовательных учреждениях, направленных на формирование новой, самостоятельной, инициативной творческой личности, подготовленной к жизни и профессиональной деятельности, обусловлен стремительно развивающимися инновационными технологиями в образовании.

Готовность преподавателя иностранных языков внедрять в учебный процесс инновационные технологии соответствует целям и задачам обучения иностранным языкам в высшем учебном образовательном учреждении.

Целесообразно отметить, что учет таких факторов, как активное внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность, усиление информационной насыщенности профессиональной среды, повышение требований к профессиональной компетенции специалиста, являются необходимыми предпосылками для гуманитаризация системы образования как общей тенденции в развитии образования. Именно поэтому активное использование новых технологий, таких, как разнообразные технические средства, становится главной задачей для эффективного представления учебного материала.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что формирование учебно-технологической среды вуза, которая обеспечивает повышение качества образовательного процесса, расширяет возможности педагогов для творческого поиска и внедрения в учебный процесс новых прогрессивных технологий обучения и формирует компетенции, ведущие к раскрытию творческого потенциала специалистов.

Подучебно-технологической средой следует понимать наличие материально-технического обеспечения, то есть материальных носителей информации (наглядные пособия, стенды, аудио и видеоаппаратура, компьютеры и др.); информационно-технического обеспечения, то есть возможность доступа к материальным носителям информации; сформированность навыков работы с техническими средствами и информацией (знание способов и приемов работы с техническими средствами обеспечения, а также методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации); коммуникативного обеспечения, то есть возможность необходимого и полноценного общения, непосредственного или с помощью средств коммуникации [1].

В настоящее время существуют рациональные способы научной организации труда, которые могут обеспечить достижение поставленной цели обучения за минимальное время. К одним из таких способов рациональной организации образовательного процесса можно отнести современные технические средства обучения иностранным языкам в вузе.

Технические средства включают в себя различные аудиовизуальные средства, обучающие и контролирующие технические устройства, тренажеры и программы и т.д. В зависимости от характера применения техническое обеспечение можно классифицировать как демонстрационное и универсальное (традиционное). К демонстрационным следует отнести аудиовизуальные технические средства, которые включают в себя учебные телевизионные передачи Центрального телевидения; использование замкнутых телевизионных систем, передающих учебную информацию из локального технического центра; видеозапись учебного фильма; к универсальным – такие технические средства как DVD – проигрыватель, аудиоплеер и др..

Необходимо подчеркнуть, что использование замкнутых телевизионных систем в преподавании иностранных языков сегодня получило распространение, поскольку неотъемлемым условием эффективного образовательного процесса является стабильная материально-техническая база вуза. Поскольку демонстрация мультимедийных учебных программ невозможна без компьютера, их взаимодействие фактически приводит к объединению технических средств обучения с наглядными пособиями и резкому усилению возможностей преподавания иностранных языков.

Во-первых, мультимедиа может одномоментно стимулировать обучающихся; во-вторых, мультимедийный компьютер является когнитивным инструментом учебного процесса, усиливающим умственные способности учащегося на этапах обдумывания, решения задач и анализа результатов; в-третьих, мультимедийная информация совершенно не нуждается в каком-либо промежуточном виде кодирования, как это случается при традиционной передаче знаний от преподавателя к обучающемуся, поскольку является средством выражения любых абстракций, вплоть до создания виртуальной реальности; в-четвертых, мультимедиа отвечает конструктивному стилю изучения дисциплин, стимулируя у человека активную позицию и позволяя вновь погрузиться в события урока и лучше их оценить; демонстрирует огромное число информационных возможностей; уменьшает разрыв между теорией и практикой, делая последнюю неотъемлемой частью образовательных программ.

Сегодня почти во всех образовательных учреждениях страны имеется необходимое оборудование для использования в процессе обучения современных технологий: лингафонные кабинеты, интернет-классы, акустические лаборатории и т.д. Традиционная демонстрация видеозаписи учебных фильмов хотя и обладает определенными достоинствами, но на современном этапе является демонстрационным. Несомненно, основная роль отводится педагогу, который должен использовать новые формы работы с техническими средствами, мотивируя студентов развивать свои творческие способности, не просто воспринимать информационные блоки посредством видеотрансляции, а взаимодействовать друг с другом моментально, используя полученную информацию визуально [2].

Особую роль в дидактическом плане играют компьютерные учебные программы по иностранному языку, обеспечивающие введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний. Необходимо использовать в учебном процессе мультимедийные учебные программы, комбинирующие звук, видеоизображение и тексты.

Особенно интересным является создание совместных проектов с использованием сети интернет, что допускает определенные возможности выхода за пределы учебного общения в силу его заинтересованности в информации, касающихся не только иностранных языков. Здесь многое зависит от инновационной культуры преподавателя, от того каким образом он может мотивировать студентов использовать ими различные возможности современных инновационных технологий [3].

Бесспорно, что получение новых продуктов и результатов в учебном процессе должно обеспечиваться не только безграничными возможностями технических средств, но и индивидуализацией обучения, способностью обучающихся самим управлять учебным циклом и находить для себя оптимальные варианты усвоения знаний, умений и навыков.

Инновационным здесь можно считать внедрение в учебный процесс современных компьютерных программ по обработке звучащей речи. При помощи таких продуктов обучающийся может не только воспроизводить, воспринимать звучащий на иностранном языке текст, но и осуществлять запись своей речи, проводить фонематические, акустические анализы звучащей речи и т.д. Это может способствовать улучшению произношения студента, а также формированию навыков правильного оформления устных высказываний на иностранном языке.

Обобщая вышесказанное отметим, что поскольку высокий уровень владения современными информационными технологиями становится общим универсальным критерием, характеризующим профессиональную компетентность будущего специалиста, то необходимость рационального использования современных инновационных технологий, в том числе технических средств на занятиях по иностранным языкам, способствует адаптации будущего специалиста к изменяющейся профессиональной среде и достижениям научно-технического прогресса, а также способствует развитию творческого потенциала обучающегося.

Литература

  1. Кажанова З.Н. Ершова Н.Б. Адаптация студентов-экономистов к учебно-технологической среде вуза как компонент формирования их профессиональных компетенций // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2005. Т.2. №8. С. 193-196.
  2. Голушко Т.К., Макарова Л.Н. Компьютерная подготовка в профессиональном становлении педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 9 (78). С. 269-273.
  3. Cысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий // Язык и культура. 2014. № 1 (25). С. 160-167.