Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Панкова О.Ю., Прокудин Ю.П.
Россия, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
olga78tmb@mail.ru

Современная подготовка специалистов в высших учебных заведениях требует системного подхода, не только по профилирующим дисциплинам, но и по естественнонаучным и социально-экономическим циклам. Подготовка специалистов по направлению «Музыкально-инструментальное искусство», учитывая возрастающие потребности общества, должна осуществляться на комплексной основе с учётом формирования готовности использовать знания о современной естественнонаучной картине мира и социально-экономических процессов в образовательной и профессиональной деятельности.

Будущий специалист должен быть подготовлен к участию в комплексных естественнонаучных и социально-экономических исследованиях, связывая их с проблемами общекультурной, художественной, творческой, педагогической деятельностью. Такой подход даёт возможность в полной мере профессионально изучать историю музыкальной культуры Тамбовского края, развитие церковных, светских, профессиональных и любительских музыкальных традиций; исследовать деятельность выдающихся исполнителей и педагогов края прошлого и настоящего времени.

Указанный нами системный подход требует такого использования методов, которые выявляют целостность и внутреннюю организованность сложных естественных и социально-экономических процессов. Основными принципами системного подхода являются:

  • целостность (представление о цели объекта);
  • связи (типы связей, внутренние и внешние);
  • структура и организация системы;
  • уровни и иерархия;
  • управление.

Системный подход включает в себя как синтез, так и анализ (единство анализа и синтеза). В этом плане комплексное (естественно-социально-экономическое) исследование является одним из ключевых аспектов данной подготовки, что потребует системности и в работе, для чего был разработан и применен следующий алгоритм:

  • изучение закономерностей формирования, развития и размещения изучаемого объекта;
  • оценка условий и факторов, влияющих на развитие и размещение объекта, его подсистем и элементов;
  • выявление взаимосвязей между географической средой, производством и расселением;
  • научно обоснованное районирование территории; выработка предложений по оптимизации и повышению эффективности функционирования отдельных элементов объекта;
  • исследование проблем народонаселения, формирования оптимальной системы населенных мест и рационального использования трудовых ресурсов;
  • изучение условий расселения и определение мер по их улучшению и выравниванию в территориальном плане;
  • исследование географических различий в условиях, уровне и характере жизни населения, обоснование мер по сближению социально-экономических параметров в различных типах поселений и районах страны;
  • разработка научных основ пространственной организации жизни общества для целей планирования и проектирования;
  • изучение экологического воздействия производства и расселения на природную среду.

Комплексное исследование проводится в двух направлениях и на разных территориальных уровнях (масштабах): первое направление – социально-экономическое; на уровне крупного экономического района – для характеристики основных объектов региона; на уровне областей – для анализа межобластных (внутрирегиональных) отличий; на уровне административных районов – для выявления внутриобластных различий.

Второе направление – физико-географическое (естественное); на уровне физико-географических зон и провинций – для раскрытия общего характера ландшафтной основы; на уровне физико-географических подзон и районов – для выявления структурных порайонных различий; на уровне типологических комплексов (типов местности, типов урочищ) – в целях характеристики отдельных ключевых участков.

Положение относительно ландшафтных комплексов требует применения классификационных признаков для их выделения. Методическое значение подобной классификации в том, что она позволит овладеть многообразием объектов и изучать вместо очень большого количества индивидуальных объектов, их характерные виды и типы [1].

Из общей совокупности методов исследования следует выделить научные методы познания и конкретные способы, и приемы отбора материала, его обобщения и анализа. Совокупность научных методов познания составляет методологию науки, определяет ее направленность и конкретные результаты.

В основе методологии социально-экономической географии лежит метод диалектики.Его первейшее и важнейшее требование - рассмотрение всех явлений в их постоянном изменении, развитии и взаимосвязи. В социально-экономической географии четко выражен треугольник взаимосвязей, состоящий из блоков: общество производство природная среда. Связи между ними прослеживаются как по главным каналам, так и по дополняющим их направлениям и выражаются людскими перемещениями, потоками энергии, сырья, топлива, продукции, информации.

Это множество связей объединяется в группы, к типичным относятся: социально-демографические, производственные, социально-природные (в том числе рекреационные), природно-хозяйственные (включая ресурсные), производственно-экологические и др.

Согласно материалистической диалектике, во всей сложной картине этих связей и зависимостей обязательно прослеживается действие трех основных законов развития природы и общества: а) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий причины движения и развития материального мира и отражающих его социальных явлений; б) закон перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий характер такого движения и развития; в) закон отрицания, определяющий общее направление развития от отмирающего старого к нарождающемуся новому и относительную повторяемость некоторых моментов старого в возникающем новом.

Кроме общих методов в географической науке применяется ряд специальных методов и приемов сбора, обработки и анализа обширной информации.

Так, например, литературный методисследования широко применяется в процессе исследований, так как он позволяет детально изучить литературу по данной теме, использовать опыт других исследователей и, не повторяя их, внести свой вклад в разработку научной проблемы. Этим методом пользуется каждый исследователь. Литературный метод предполагает тщательный подбор литературы по интересующей проблеме.

Возросший круг проблем предъявил требования к совершенствованию методики исследования. Совершенствуется и обновляется техника исследований: находят применение аэрокосмические съемки, вычислительная и электронная техника, автоматическое картографирование и т.д. В этих условиях возросли требования к подготовке специалистов различных направлений, в т.ч. и музыкально-педагогического образования, где необходимы широкая эрудиция в различных областях знаний, комплексность подхода, умение убедительно аргументировать свои выводы [2]. Требуются глубокие знания основ физической и экономической географии, экономики, статистики, социологии, математики, технологии производства и других смежных наук. Кроме того, будущий специалист должен в совершенстве владеть методами и приемами научных исследований не только в области музыкального образования, но и географии, экономики, демографии, социологии и других гуманитарных, естественнонаучных и социально-экономических дисциплин.

Литература

1. Панков С.В. Формализованные способы исследования региональных ландшафтно-социально-экономических систем // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. Вып. 1. С. 434-437.

2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М., 1980.