Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА 

Лебедева Е.В.
Россия, Орловский государственный университет
lev0678@rambler.ru

Понятие «прогнозирование» широко используется в философии, социологии, экономике, психологии, педагогике и других науках. В последнее время прогнозирование приобретает особую роль в экономической деятельности.

В связи с постоянными изменениями, происходящими в современных экономических условиях, расширяются функциональные обязанности экономиста: в процессе своей профессиональной деятельности он выполняет коммуникативную, проектировочную, прогностическую, диагностическую, организаторскую, конструктивную функции, которые определяются основной целью – достижение положительных результатов.

Одной из важных сторон профессиональной подготовки будущих специалистов в области экономики являются умения планировать и прогнозировать экономические процессы. Практически каждое предприятие, будь оно большим или маленьким, частным или государственным, явно или неявно пользуется прогнозами, потому что каждое предприятие должно планировать будущее, о котором оно пока ничего не знает. К тому же необходимость в прогнозах пронизывает все функциональные линии так же, как все типы организаций. Прогнозы необходимы в финансировании, маркетинге, подборе кадров и различных производственных областях, в правительственных и коммерческих организациях, в социальных организациях и политических партиях.

Некоторые исследователи считают, что «экономическое прогнозирование» следует понимать как систему исследований качественного и количественного характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических явлений и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития. Придерживаясь в основном этой точки зрения, будем считать, что, во-первых, прогнозирование связано с предсказанием будущих значений экономических параметров и показателей, а во-вторых, экономическое прогнозирование позволяет провести анализ экономической ситуации в целом, с акцентом на закономерности процессов и явлений. 

Таким образом, во втором случае на первый план выдвигаются выявление и систематизация результатов стратегических или иных альтернатив, анализ последствий, связанных с реализацией каждой из них. Поскольку процесс экономического прогнозирования связан с исследованиями количественного характера, то возникает необходимость в непосредственном обращении к математическому аппарату. Однако, как показывает наш опыт, здесь существует проблема, состоящая в том, что студенты (будущие экономисты) с трудом воспринимают информацию, связанную с процессом прогнозирования, и особенно – представленную на языке математики и требующую при использовании математической обработки. Обычно обучение математике ведется в отрыве от потребностей экономической подготовки и очень формально. Студенты не видят необходимости тех или иных математических действий в будущей экономической деятельности. Отсюда – эта проблема.

На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации возможен, если процесс обучения будущих экономистов математике соединить с деятельностью, направленной на экономическое прогнозирование.  Кроме того, обучение будущего экономиста математике с учетом предстоящей ему деятельности будет вызывать заинтересованность в математической подготовке и, тем самым,  будет более эффективным, так как «вероятностное прогнозирование, является мощным средством обнаружения закономерностей и получения выводов практического характера»[1,c.98].

Таким образом, умение планировать и прогнозировать экономические процессы играет важную роль в будущей их профессиональной деятельности. Поскольку «процесс экономического прогнозирования связан с исследованиями количественного характера»[2, с.8], то возникает необходимость в непосредственном обращении к математическому аппарату. Наличие профессиональной заинтересованности, вызванной потребностями прогнозирования, усиливает активность студента при изучении математики и приводит к формированию благоприятных условий для повышения качества  приобретаемых им математических знаний, умений и навыков. Наиболее связанной с прогнозированием частью математики является теория вероятностей, охватывающая математическую статистику в качестве своего важнейшего прикладного  раздела. Прогностическая сущность многих базовых вероятностных понятий, в силу закона больших чисел, определяет внутренние потребности самой теории вероятностей в привлечении идей прогнозирования к процессу обучения.

Процесс прогнозирования предполагает использование статистических данных, выражающих свойства объектов в количественной форме. Статистические данные берутся из нематематической ситуации. Исходные статистические данные об исследуемом процессе (явлении) представляют собой совокупность чисел, которую необходимо обработать средствами математики, чтобы выделить свойства изучаемого объекта, например, его средние характеристики, степень изменчивости, характер влияния некоторого фактора на этот объект.

Следовательно, при построении элементарных прогнозов требуются навыки решения прикладных статистических задач, состоящих в группировке и удобном представлении исходных экономико-статистических данных. Для этого необходимо определить некоторую статистическую совокупность, соответствующий ей вариационный ряд и характеризующие его статистические показатели, то есть провести этап формализации, заключающийся в переводе задачи о прогнозе на математический язык.

Итак, первая функция прогнозирования – анализ процессов и тенденций – напрямую связана с этапом формализации математического моделирования.

Решив задачу в рамках математической модели, нельзя получить прогностический вывод, если не перейти к истолкованию полученного математического результата на языке исходной ситуации. Это означает непременный переход к этапу интерпретации. Истолкование результата решения математической задачи приводит к определенным выводам и позволяет принять решение прогностического характера.

К способам осуществления этапа интерпретации можно отнести оценку объекта прогнозирования, выявление альтернатив развития, оценку последствий принимаемых решений, накопление научного материала для обоснования выбора решения и т.п. При этом происходит принятие решения по проблемам рассматриваемой задачи.

Приходим к выводу, что прогнозирование – это процесс, включающий в себя этап не просто моделирования, а математического моделирования.

Опираясь на то, что математическое моделирование занимает центральное место в реализации прикладной направленности теории вероятностей, из приведенных рассуждений можно заключить, что прогнозирование может выступать в качестве способа овладения  методами математического моделирования.

Таким образом, прогнозирование позволяет соблюсти три этапа «прикладной направленности  обучения математике (формализация, внутримодельное решение, интерпретация), которые лежат в ее основе»[2, с.9].

Следовательно, прогнозирование можно рассматривать как способ реализации прикладной направленности обучения будущих экономистов теории вероятностей для их профессионального развития.

Литература

  1. Селютин В.Д.Компоненты методической готовности учителя к обучению детей стохастике // Школьные технологии. 2004. № 2. С. 93-102.
  2. Лебедева Е.В. Методика обучения студентов экономического профиля теории вероятностей на основе прогнозирования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2009.