Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

Локтев А.И., Стул Т.Г.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
stultg@mail.ru

Важной задачей образования на любом этапе является повышение качества образовательного процесса. В свою очередь необходимым условием, повышающим качество учебного процесса, является продуктивная учебно-методическая работа, что лежит в основе формирования и развития профессиональной и других компетенций у будущих специалистов. Учебно-методическая работа заключается в обеспечении учебно-методической документацией (рабочие программы дисциплин, дидактические материалы), соответствующей федеральным государственным образовательным стандартам; осуществлении мониторинга деятельности и т.д. В настоящее время происходит смена подготовки специалиста от квалификационной образовательной модели к компетентностной. Поэтому и медицинское образование постепенно переходит на новый уровень.

В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, каждое учебное заведение встало перед проблемой разработки новых рабочих программ, методик проведения занятий и т.д. Этот процесс связан с изменением не только количества часов, но и с изменениями самой структуры программы, а также с большим потоком информации в предметной  и в научно-методической областях. При организации учебного процесса в первую очередь учитывается оптимальное сочетание теоретической подготовки студентов и освоение ими практических навыков.

В связи с появлением ФГОС нового поколения количество учебных часов сократилось. Как следствие, особое внимание уделяется формам организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна показать студенту возможности проявления познавательной активности. Навыки самостоятельной работы у будущих медиков нужно формировать систематически в процессе теоретических, практических занятий и во внеурочное время.

При этом меняется функция педагога. Он становится консультантом в потоке информации. Организациясамостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации студентов. Студенты, систематически включённые в самостоятельную работу, имеют более высокий уровень подготовки, прочные и систематизированные знания и умения. Часть самостоятельной  работы студенты выполняют в рабочих тетрадях. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию ответственности и организованности. Рабочая тетрадь имеет цель - оказывать помощь студентам в овладении фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, закреплении и систематизации знаний, исследовательской деятельности.

Н.А. Пащенко выделяет следующие функции рабочей тетради в учебном процессе:

  1. Обучающая функция – предполагается формирование у студентов необходимых знаний и умений.
  2. Развивающая функция – рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается.
  3. Воспитывающая функция – воспитание аккуратности в ведении конспекта.
  4. Формирующая функция – рабочая тетрадь формирует у студентов навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.
  5. Рационализирующая функция – рациональная организация учебного времени и учебной работы студентов.
  6. Контролирующая функция – рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений студентов [1, с. 2].

Навыки конспектирования лекций, ведения записей в тетрадях на практических занятиях, составления рефератов и докладов, оформления медицинских документов обеспечивают получение студентом-медиком необходимого объема знаний, умений и навыков. В настоящее время необходимо обратить особое внимание на разработку учебно-методических пособий с учетом компетентностного подхода.

Рабочая тетрадь является одним из эффективных видов методического обеспечения аудиторной и внеаудиторной работы. Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, набор заданий для организации работы студентов, составленный в соответствии с учебной программой. Она состоит из методических указаний, организующих и направляющих деятельность студентов.

Рабочая тетрадь может быть разработана как к лекциям, так и к практическим занятиям, акцентируя наиболее важные и значимые аспекты учебного материала. Разнообразие заданий позволяет поддерживать у студентов интерес и закреплять учебный материал. Задания могут включать заполнение таблиц, схем, словаря терминов, ответы на теоретические вопросы по темам для самопроверки, выполнение проблемно-ситуационных задач.

Рабочая тетрадь, таким образом, является учебно-методическим пособием, направленным на организацию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Такое пособие должно представлять собой логический алгоритм материала  дисциплины, стать методическим руководством управляющего типа, призванного обеспечить внеаудиторную и аудиторную самостоятельную работу студентов.

Рабочие тетради призваны обеспечивать выработку общих и профессиональных компетенций и возможность индивидуального самосовершенствования и саморазвития студентов, обеспечивать единство обучения и контроля, давать цельное представление об изучаемой материале, служить формой отчета.

Задания в рабочих тетрадях нацеливают студентов на усвоение ключевых вопросов темы; устанавливают логическую связь между ранее изученным и новым  материалом, ориентируют на установление межпредметных связей; требуют от студентов сравнения, доказательств, выводов; нацеливают на творческую и поисковую деятельность, служат систематизации и закреплению учебного материала [2].

При подборе заданий в рабочей тетради степень сложности заданий возрастает от вопросов, требующих воспроизведения определенной информации, до заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Работа с тетрадями является одним из направлений личностно-ориентированного обучения, нацеленного на развитие аналитических и креативных способностей [3]. В конечном итоге такой вариант самостоятельной работы вырабатывает у студентов логическое мышление, повышает мотивацию, тем самым способствуя профессиональному саморазвитию, закрепляет практические умения и навыки и помогает лучшему запоминанию и усвоению учебного материала.

Рабочая тетрадь является результатом выборки наиболее значимого материала из многочисленных учебных пособий и представляет собой цельное комплексное изучение темы. Рабочие тетради дают возможность систематизировать материал различных типов пособий и индивидуализировать процесс обучения; обеспечивают взаимосвязь между аудиторной и внеаудиторной работой.

Включение студентов в работу с тетрадями значительно увеличивает объем самостоятельной деятельности, задания способствуют формированию познавательных интересов и самостоятельности. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера, вносит разнообразие в учебный процесс, содействуя активизации внимания студентов и оптимизации их самостоятельной работы. Если в рабочую тетрадь включён краткий теоретический материал, то тетрадь может использоваться как справочное пособие.

Совершенствование рабочих тетрадей – это постоянная деятельность преподавателя по учету данных практического опыта обучения, являющегося базой по проверке эффективности  рабочих тетрадей.

В целом повышение эффективности обучения достигается через комплексное учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Рабочая тетрадь является многофункциональным методическим средством для решения этой педагогической проблемы. 

Литература

  1. Пащенко Н.А. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов -  http://www.informio.ru/publications/id951/Uchebno-metodicheskoe-obespechenie-samostojatelnoi-raboty-studentov
  2. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. М., 2008.
  3. Павлов Н.Е. Организация самостоятельной работы студентов. http://www.pavlov-ne.ru/orgsamostoyatrabot/index.html