Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ МВД РОССИИ 

Ерошенков Н.В.
Россия, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
nic_bui@mail.ru

В ходе реформирования системы министерства внутренних дел (МВД) России с принятием ФЗ «О полиции» и развитием новой нормативно-правовой базы в сфере правоохранительной деятельности перед ведомственной системой образования поставлена важная задача – обеспечить формирование нового кадрового корпуса полиции, к которому обществом предъявляются высокие личностные, профессиональные и нравственные требования.

Как свидетельствуют опыт и результаты многочисленных исследований, соблюдение законности и служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел (ОВД) определяется в настоящее время не столько требовательностью руководителей, сколько профессиональной воспитанностью и нравственными установками самих сотрудников ОВД. Во многих случаях именно эти качества оказывают большее воздействие на эффективность и качество их служебной деятельности. В этой связи, актуализируется проблема нравственного развития курсантов в системе профессиональной подготовки в вузеМВД России.

Под нравственным развитием в педагогической психологии понимают осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию [1]. Применительно к нашему исследованию, нравственное развитие курсантов происходит в процессе профессионально-нравственной подготовки, реализуемой в вузе МВД России. Нравственное развитие курсантов возможно при положительной динамике сформированности у будущих сотрудников ОВД профессиональной нравственности, представляющей собой интегральное личностное образование, проявляющееся:

- в профессионально-нравственном сознании (знании профессиональных и нравственных принципов, норм, нравственном осознании и осмыслении своего положения в обществе и профессии);

- в профессионально-нравственных отношениях и чувствах (в профессиональных и нравственных оценках, чувствах и отношениях к обществу, государству, профессии, личности, служебному долгу);

- в профессионально-нравственном поведении (в системе профессиональных действий и поступков на основе принятых в профессии и обществе нравственных ценностей, правил и норм) будущих сотрудников правоохранительных органов.

Таким образом, нравственное развитие курсантов выражается в осмыслении ими личностно-профессионального предназначения, в увеличении ответственности перед собой и обществом, стремлении к нравственному совершенствованию на службе и в быту. Полицейский только тогда является нравственным, когда для него нормы нравственности и морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы служебного и внеслужебного поведения [2, с. 206].

Культурологическая направленность содержания нравственного развития курсантов предполагает реализацию таких базисных ценностей личности, как самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация и др. Поэтому становится важным, чтобы в современной системе профессиональной подготовки в вузе МВД России особое внимание уделялось процессам порождения и развития профессионально-нравственного поведения, сознания, отношений, чувств, ценностей, а не только их трансляции. Интеграции профессионально-нравственных знаний, чувств и отношений, поведения, воплощающихся в профессионально-нравственных идеалах, этических ценностях, нормах, моральной мотивации и этических оценках также ведет к нравственному развитию будущих сотрудников ОВД.

Учитывая сложность и многогранность нравственного развития курсантов, определим, что профессионально-нравственная подготовка осуществляется в вузе МВД России в процессе функционирования различных видов взаимодополняющих подготовок. К основным из них мы относим: начальную профессиональную подготовку, собственно профессиональную подготовку, морально-психологическую подготовку и самоподготовку (рисунок 1).

Дадим их краткую характеристику. Начальная профессиональная подготовка в рамках профессионально-нравственной подготовки осуществляется в вузах МВД России на первом курсе обучения курсантов. Осуществление данного вида подготовки позволяет ознакомить курсантов с системой юридических дисциплин, нацелить обучающихся на понимание нравственного аспекта их будущей профессиональной деятельности, на более глубокое изучение тех учебных дисциплин, которые наиболее востребованы при поступлении и прохождении службы в каждом конкретном правоохранительном органе. Кроме того, в рамках данной подготовки курсанты знакомятся с системой юридического образования и науки в РФ, с различными направлениями подготовки (специальностями), существующими в рамках ведомственного образования, с их преимуществами. Основной целью данного вида подготовки курсантов является их ценностная установка к реализации профессиональной деятельности в системе ОВД, основанная на принципах морали и нравственности.

Собственно профессиональная подготовка в вузе МВД России как вид профессионально-нравственной подготовки курсантов реализуется в ходе их обучения по образовательным программам высшего профессионального образования, включает в себя правовую (базовую и профильную) подготовку, служебную, огневую и физическую подготовку и направлена на изучение нравственной специфики будущей профессиональной деятельности курсантов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА

КУРСАНТОВ

 

 

 

 

 

 

 

Начальная профессиональная

 

Собственно профессиональная

 

Морально-психологическая

 

Самоподготовка

 

 

 

 

 

 

 

Введение

в специальность

 

Правовая

 

Воспитательная

 

Учебная

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство

с системой юрид. образ-я и науки

 

Базовая

 

Профильная

 

Психологическая

 

Учебно-исследовательская

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с нрав. аспектами будущей проф. деятельности

 

Служебная

 

Социальная

 

Научно-исследовательская

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с разл. направлениями подготовки

 

Огневая

 

Культурно-просветительская

 

Самоподготовка под руководством тьютора

 

 

 

 

 

 

 

Ценн. установка к реализации проф. деят-ти в ОВД

 

Физическая

 

По укреплению служебной дисциплины и законности

 

Самообразование и самовоспитание

                 

Рис. 1 Взаимодействие различных видов подготовок в системе профессионально-нравственной подготовки курсантов 

Одним из элементов профессионально-нравственной подготовки будущего сотрудника правоохранительных органов является его правовая подготовка. Деятельность служб и подразделений полиции столь многогранна, что ее сотрудникам требуются знания практически по всем отраслям права: и профилирующим, и специальным, и комплексным, поэтому выпускники вузов МВД России, должны иметь базовую юридическую подготовку (в Бел ЮИ МВД России – по специальностям «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности»; «Правоохранительная деятельность»), в том числе знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие правовую основу деятельности полиции [3] и специальную (профильную) подготовку (в Бел ЮИ МВД России – по специализациям: оперативно-разыскная, административно-правовая, предварительное следствие в ОВД; по профилям подготовки: оперуполномоченные УР, ЭбиПК, участковые уполномоченные полиции, следователи и дознаватели). Кроме этого, в целях повышения эффективности подготовки кадров за образовательными учреждениями высшего профессионального образования МВД России с учетом накопленного ими опыта подготовки кадров для ОВД России закреплены приоритетные профили подготовки, а также профильные подразделения МВД России в целях обеспечения взаимодействия по вопросам подготовки квалифицированных специалистов [4]. В частности, Бел ЮИ МВД России является базовым учебном заведением по подготовке кадров по обеспечению транспортной безопасности.

Профессионально-нравственная подготовка курсантов в вузе МВД России предусматривает также систему мероприятий в рамках служебной, огневой и физической подготовки. Объединение их усилий способствует фиксации профессионально-нравственных знаний, умений, навыков, компетентности курсантов в их повседневной будущей служебной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций. Типичными формами служебной, огневой и физической подготовок являются: постоянно действующие семинары; лекции, семинары, индивидуальное обучение; практические занятия; учебные сборы курсантов по направлениям их будущей оперативно-служебной деятельности; профессионально-ориентированные мероприятия, такие как конкурсы профессионального мастерства, тренажи перед заступлением на службу, практику, стажировку, спортивные соревнования, эстафеты и другие.

Морально-психологическая подготовка является самостоятельным видом профессионально-нравственной подготовки будущих сотрудников ОВД в процессе учебно-воспитательной и оперативно-служебной деятельности, которая реализуется в деятельности отделов морально-психологического обеспечения вузов МВД России и осуществляется в целях формирования у будущих сотрудников ОВД моральной установки на верность Конституции России, российским законам, Присяге сотрудника органов внутренних дел России, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач; получения системы знаний в областинравственных основ службы в ОВД и соответствующего опыта их применения на практике и т.д. Морально-психологическая подготовка курсантов реализуется в рамках воспитательной, психологической, социальной, культурно-просветительской деятельности, а также работы по укреплению служебной дисциплины и законности личного состава.

Самоподготовка курсантов является составной частью профессионально-нравственной подготовки в вузе МВД России и направлена на формирование компетентных специалистов ОВД. Самоподготовка проводится в целях углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других формах занятий, для выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, в том числе в области профессиональной нравственности, подготовки к предстоящим семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам; и имеет следующие разновидности: учебная; учебно-исследовательская; научно-исследовательская; самостоятельная подготовка под руководством преподавателя (тьютора); самообразование, самовоспитание и другие [5].

Системность и согласованность содержания профессионально-нравственного развития в различных видах подготовки в вузе МВД России обеспечивается целым рядом педагогических условий: ценностное регулирование процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в ведомственных вузах; рациональная сбалансированность субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в образовательной среде вуза МВД России; наличие встречных профессионально-нравственных потоков взаимодействия между образовательной средой вуза МВД России и курсантом; ориентация курсантов на моральный компромисс целей и средств в конкретной правоохранительной сфере их будущей профессиональной деятельности [6].

Таким образом, нравственное развитие курсантов происходит в системе их профессионально-нравственной подготовки в процессе функционирования различных видов взаимодополняющих подготовок в вузе МВД России: начальной профессиональной, собственно профессиональной, морально-психологической и самоподготовки.

Литература

1. Гамезо М.В., Степаносова А.В., Хализева Л.М. Словарь-справочник по педагогической психологии. 2001: http://pedagogic_psychology.academic.ru

2.Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д., 2005.

3. Параносенков П.М. Правовые основы деятельности полиции Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 5. С. 68 - 70.

4. Приказ МВД России от 29.08.2012 №820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России».

5. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. М., 1999.

6. Исаев И.Ф., Ерошенков Н.В. Педагогические условия профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде вуза МВД России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №12 (128). С. 214-218.