Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ВОСПИТАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Озёрская С.Н.
Россия, Дмитриевский сельскохозяйственный техникум
susan2272@mail.ru

В период происходящих обновлений правовых норм образования и его гуманизации определились новые требования к процессу обучения, где в центре внимания находится обучающийся, который из «объекта воздействия» превращается в полноправного партнера, когда отношения между преподавателем и студентами выстраиваются как сотрудничество, сотворчество. При этом особое внимание преподавателем уделяется не только развитию самого обучающегося, но и развитию его внутреннего мира, обучению общению внутри среды и диалогу с окружающим миром, т.е. его социализации.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важнейшей задачей воспитания является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, иную культуру, иные взгляды, иные традиции и обычаи.

Воспитание, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

В свою очередь российский исследователь Н.Е. Щуркова считает, что воспитание на современном этапе есть «организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества». А преподаватель – «соучастник этого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед» [1, с.7-8].

Существенная роль в образовании отводится дисциплине «Иностранный язык», которая обладает широкими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучающихся.

Согласно концепции коммуникативного обучения иностранной культуре, воспитание должно пронизывать весь процесс обучения. На современном этапе наиболее эффективным является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманными методами и средствами самой культуры [2, с.35].

Культурологический подход в обучении призван обеспечить: а) формирование и развитие мировоззрения личности, ее общей культуры и культуры речи, б) развитие мышления, памяти, чувств и эмоций, воображения, в) развитие таких личностных черт характера, как воля, целеустремленность, креативность, толерантность, потребность в самосовершенствовании, самообразовании, самовоспитании и т.п.

В настоящее время наблюдаются некоторые негативные процессы, происходящие в современном мире: рост различного рода экстремизма, агрессивность, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменение социокультурной жизни подрастающего поколения. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей, свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. По мнению психологов и педагогов, также наблюдаются нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях. Все вышеперечисленные социальные и личностные проблемы указывают и подчеркивают значимость и актуальность формирования толерантной личности.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному и имеет некоторые отличия. В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в русском – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо.

Толерантность – это ценностное отношение человека к окружающим, выражающееся в признании, принятии и сущностное человеческое качество, неразрывно связанное с пониманием им иных культур. Это связано с внутренним ощущением свободы, позволяющим самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии.

В решении некоторых проблем имеет деятельность преподавателя иностранного языка по формированию и развитию толерантной личности в процессе обучения иностранному языку.

В понятии термина «толерантность» мы выделяем следующие аспекты: а) толерантное отношение к себе; б) толерантность в отношениях с ровесниками (одноклассниками, одногруппниками и т.п.); в)  толерантность по отношению к традициям своего народа; г) межкультурная толерантность [3, с. 187].

По нашему мнению, основными целями формирования толерантности у обучающихся в процессе обучения иностранному языку являются: 1. содействие формированию ценностного отношения обучающегося  к своей личности и развитию его творческой индивидуальности через иноязычную коммуникативную деятельность; 2. формирование готовности обучающегося строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества (с другими обучающимися, с преподавателем) на занятиях по иностранному языку; 3. содействие осознанному пониманию  становления себя, как толерантной личности.

Для достижения и реализации целей нами определены и поставлены следующие задачи: 

- формировать способности к оценке фактов, умения анализировать, сравнивать и сопоставлять;

- развивать умения логично излагать свои мысли и высказывать свое мнение на иностранном языке;

- создавать условия для творческого самовыражения, самореализации личности обучающихся в процессе обучения иностранному языку и познания иноязычной культуры;  

- способствовать сплочению группы обучающихся, изучающих иностранный язык, в коллектив со своими традициями на основе доверительности, взаимопомощи и уважения друг к другу; 

- знакомить с общечеловеческими ценностями, с культурой собственной страны и иноязычной культурой;

- содействовать осмыслению единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; воспитывать личностные качества (самостоятельность, вежливость, коммуникабельность, толерантность, готовность к сотрудничеству в микрогруппах).

Опираясь на опыт педагогов-исследователей (И.Б. Игнатова,  В.Н. Карпенко, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Л.Ф. Свойкина и т.д.), основными принципами процесса обучения иностранному языку с целью формирования и развития толерантной личности обучающегося мы считаем следующие принципы: принцип субъективности, принцип адекватности, принцип индивидуализации, принцип рефлексивной позиции, принцип создания толерантной среды.

В ходе реализации вышеизложенных принципов на занятиях необходимо использовать ролевые и имитационные игры; коммуникативные задания и упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами и эмоциями; дискуссии по проблемам, соответствующим интересам и возрастным особенностям обучающихся; метод проектов, метод обучения в сотрудничестве. Подобные формы организации занятий повышают интерес обучающихся не только к изучению иностранного языка, но и смежных учебных дисциплин и профдисциплин, стимулируют познавательную активность обучающихся, способствуют установлению положительных взаимоотношений между преподавателем и обучающимися, создают возможность для формирования основных компетенций: информационных, коммуникативных и социокультурных.

Особое значение имеет выбор формы организации учебной деятельности: обучение в малых группах, групповая, парная и индивидуальная работа. Важно, чтобы при любой организации учебной деятельности создавался оптимально положительный психологический климат для достижения познавательной цели, с одной стороны, а с другой, чтобы в ходе выполнения иноязычных коммуникативных заданий прослеживалась определенная культура общения, способы общения, а также оказание помощи и поддержки не только преподавателем, но и самими  обучающимися. Этим способам совместной деятельности необходимо непрерывно обучать.

Таким образом, процесс обучения иностранному языку в условиях реализации гуманистического образования, основанного на принципе диалога культур, содействует формированию и развитию целостной личности, способной к толерантному отношению и восприятию иноязычных социокультур, отражающих многообразие мира в его духовно-ценностном значении для всего человечества, а также способной самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений.

Литература

1. Щуркова Н.Е. Программа воспитания. М., 2009.

2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989. 

3. Озёрская С.Н. Толерантность и культура в процессе поликультурного образования в вузе // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Белгород, 2013.