Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НРАВСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В.В. Анциферов
Россия, Воронежский институт МВД России
avv1367@ mail.ru

В настоящее время в учебном процессе образовательных учреждений МВД России наблюдается слабая развитость диагностических методик определения сформированности компетенций специалистов по некоторым предметам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, определяет требования к подготовке специалистов, в нем сформулированы компетенции, которыми должен обладать выпускник.

Как отмечают исследователи, обучение, основанное на компетенциях, имеет личностную направленность, осуществляется в процессе практической деятельности с использованием прошлого опыта и строится на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций, представляющих собой совокупность профессиональных и личностных качеств [1, с. 26].

Проведенное И.И. Ивакиной исследование показывает, что наблюдается неразвитость механизмов целеобразования и целеусвоения на всех уровнях профессиональной подготовки в высшей школе, в частности, отсутствие четко заданных и диагностичных комплексных конечных целей по качеству профессионально-нравственной подготовки специалистов с высшим образованием, отражающих текущие и перспективные общественные потребности в определенном уровне подготовки кадров в вузах [2, с. 3].

Так, например, в Воронежском институте МВД России по направлениям подготовки (специальностям): «Специальные радиотехнические системы»; «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи»; «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»; «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения» по учебному предмету «Профессиональная этика» выпускник должен владеть одной-двумя общекультурными компетенциями.

По специальности «Специальные радиотехнические системы» выпускник должен овладеть следующей общекультурной компетенцией (ОК): способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе этических, морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2). Выпускник должен знать: морально-нравственные, эстетические нормы общества, нормы профессиональной этики.

По специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи» выпускнику не определены общекультурные компетенции, касающиеся этических и морально-нравственных норм общества.

По специальности «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» выпускник должен овладеть следующей общекультурной компетенцией (ОК): способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2).

В процессе преподавания учебной дисциплины «Профессиональная этика» возникает вопрос, каким образом определить сформирована ли данная компетенция при изучении учебной дисциплины?

Как справедливо отмечают М.А. Емельянова, Н.В. Горшенина, В.М. Мустафина, Т.В. Костогриз, Т.А. Романенко в ходе промежуточной и итоговой аттестации придется оценивать не только привычные знания и умения, но и большой набор общих и профессиональных компетенций (стандартами регламентирована оценка компетентностных образовательных результатов). В этих условиях образовательное учреждение не может ограничиваться существующими и ставшими уже привычными тестовыми заданиями с выбором ответов, поскольку компетенции не являются некоторым набором предметных знаний и умения.

Сегодня востребованы новые оценочные средства, построенные на основе современных достижений теории педагогических измерений и позволяющие диагностировать уровень сформированности многоплановых и многоструктурных характеристик качества подготовки обучающихся, имеющих деятельностную природу и проявляющихся в соответствующих видах практический деятельности обучающихся. Разработка таких измерителей становится важной функцией преподавателей и методистов образовательного учреждения. Следует отметить, что методические рекомендации по диагностике сформированности профессионально нравственных компетенций специалистов, дающие четкие критерии оценки на уровне системы образования, пока не подготовлены.

Решение этой проблемы предлагают сами исследователи. Так Н.В. Ерошенков в качестве показателей целевого критерия эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов предлагает 1) степень осознания значимости (роли и миссии) профессионально-нравственной подготовки курсантов и 2) меру достижения целей профессионально-нравственной подготовки  курсантов.

Целевым ориентиром достижения профессионально-нравственной подготовки курсантов исследователь считает сформированность профессиональной нравственности курсантов, которую можно отчасти конкретизировать с помощью требований к компетенциям курсантов, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.

Реализацию цели профессионально-нравственной подготовки курсантов Н.В. Ерошенков обуславливает ее содержанием и вводит содержательный критерий эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде вуза МВД России. Показателями содержательного критерия эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки автор определяет: 1) степень оптимизации содержания образования в контексте профессионально-нравственной подготовки курсантов; и 2) практико-ориентированность содержания профессионально-нравственной подготовки курсантов [3, с. 65].

А.В. Найбауэр в исследовании отмечает, что в основе содержания профессионально-нравственной подготовки курсанта лежат понятия мораль, духовность, нравственность, профессиональная нравственность, раскрытие которых предусматривает: выработку профессионально-нравственных основ мировоззрения, основных понятий профессионально-нравственного сознания; усвоение профессионально-нравственных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей; формирование представлений о видах моральной регуляции и «механизмах» функционирования морали в обществе, включая выработку оценочных представлений; формирование профессионально-нравственного поведения курсантов, обогащение их возможностей к профессионально-нравственному самосовершенствованию [4, с. 6].

О.А. Ступина рассматривает совокупность нравственных, этических, гражданских качеств будущего специалиста как совокупность универсальных и общепрофессиональных компетенций и обуславливает необходимость и возможность разработки критериев оценки их зрелости и уровня сформированности. В качестве наиболее эффективного предлагает рассматривать метод дилемм и оценивание уровня сформированности рефлексивного (абстрактно-логического) мышления [5, с. 105].

И.О. Елеференко считает, что необходимой, обязательной профессиональной компетенцией всех социометрических профессий, которую необходимо формировать в процессе подготовки специалиста в вузе является воспитание профессиональной нравственности. Критерием профессионально-нравственной культуры выступает эмпатия [6, с. 35].

Проведенный анализ литературных источников по проблеме диагностики сформированности профессионально нравственных компетенций специалистов показывает, что существуют разные подходы к решению данного вопроса.

Как показывает практика, содержание профессионально нравственной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России носит комбинированный характер, так как оно регламентировано нормативными документами соблюдения профессиональной этики сотрудниками органов внутренних дел; уставом образовательной организации; приказами начальника образовательного учреждения МВД России; программным содержанием учебной дисциплины, программой воспитания, обусловлено системой требований преподавателя, образовательными потребностями, интересами, личностными ценностями курсанта.

 Таким образом, по нашему мнению, для диагностики сформированности профессионально нравственных компетенций специалистов целесообразно использовать как существующие методики, так и решение учебных задач, проблемных ситуаций, конкретных случаев из практической деятельности, ситуаций морального выбора. По результатам принятия обучающимися соответствующего оптимального в данных условиях решения, мы сможем определить сформированность профессионально нравственных компетенций специалистов.

Литература

  1. Качество профессиональной подготовки специалистов в колледже: теория и опыт реализации / под ред. М.А. Емельяновой. М., 2012.
  2. Ивакина И.И. Технология разработки и функционирования системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005.
  3. Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в образовательной среде вуза МВД России: дис. канд. пед. наук. Белгород, 2014.
  4. Найбауэр А.В. Содержание нравственного образования в системе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа: автореф.  … дис. канд. пед. наук. М., 2004.
  5. Ступина О.А. Проблема педагогических критериев оценки уровня морально-нравственной компетентности будущего юриста-правоведа в процессе профессиональной подготовки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. №1. С. 99 – 105.
  6. Елеференко И.О. Онтогенез системы подготовки специалистов творческих профессий в контексте социокультурных и педагогических трансформаций XX века: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2011.