Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

Базарбекова Р.Ж.
Казахстан, Казахский национальный педагогический университет имени Абая
rabiga68@mail.ru

В последние годы часто рассматривается вопрос об изменении или обновлении оценочной системы качества образования в условиях обучения. Так как в практике нынешней школы пятибальная система, применяющаяся при оценке знания ученика, недостаточна для формирования какой либо компетентности учащегося. Допустим, при проверке полученного задания (контрольная, тестовая, письменная работы и т.п.) отсутствие критерий фактической оценки и то, что учитель ищет только допущенные ошибки, оценивает путем сравнения одного ученика с другим, не способствует развитию личностных качеств школьника, его правильному отношению к окружающей среде, правильной самооценке.

Поставленная оценка не всегда бывает объективной, оценка одновременно может быть и объективной, и субъективной. Известно что, объективность увеличивает точность, совершенствует качество образования, а субъективность наоборот, снижает.

В мире сформирован собственный опыт оценки результата образовательного дела. Допустим, за границей существуют разнообразные оценочные системы: 7-балльная, 10-балльная, 11-балльная, 12-балльная, 100-балльная, рейтинговая и т.п.. Например, в Бельгии и Люксембурге применяется 60 балльная система, а в Дании широко применяется 13 балльная оценочная система (0 - «плохо», 13 - «отлично»). В Швеции четырехбалльная оценочная система осуществляется словами «очень хорошо сдано», «хорошо сдано», «сдано», «не сдано». При этом за границей в основном учитывается не то, сколько знаний получил ученик, а то, насколько он сможет применить полученное знание в жизненной практике.

А в образовательной системе нашей страны в большистве случаев оценка учеников ограничивается только его полученного теоретического знания. В связи с этим критериальное оценивание знания ученика является единственной системой, дающей педагогам точность. Виды критериального оценивания, внедренного в Интеллектуальных школах Н.Назарбаева Республики Казахстан – системы «формативной оценки», «суммативной оценки», направлены на развитие компетентности учащегося, на формирование личности. Здесь формативное (формирующее) оценивание проводится при ежедневном учебном процессе (самостоятельные работы, тесты и т.п.). Два вида формативного оценивания «добился», «стремился» помогает ученикам доработать свои задания и добиться высоких результатов[1].

Набранные баллы помогают ученику самостоятельно выбрать личную траекторию саморазвития. В результате сами ученики, их родители и учителя, сравнивая успехи в определенном промежутке времени (квартальный, промежуточный, годовой и т.п.), получают возможность постоянно наблюдать за динамикой личностного развития его знания. Демократичность оценки способствует решению множества проблем психологического характера между учениками и родителями, между учениками и учителями, между родителями и учителями.

При критериальном оценивании установливается шкала предварительной оценки, перед учеником ставится план его достижения. Такая оценочная система дает возможность учащемуся самому исправлять свои ошибки, контролировать и оценивать себя и других, сохраняет определенность и объективность оценки, помогает учителю ежедневно дифференцировать то, как ученик в процессе урока понял изученную тему. На основании всего этого между учителем и учеником возникает обратная связь, то есть критериальное оценивание руководствуется обучением, воспитанием, развитием, стимулированием.

Ученик проходит несколько формирующих оцениваний, в которых полностью охвачены все цели учебного плана, только «стремящийся» ученик «достигает» свои цели путем исправительных работ, приходит к внутренней совокупной оценке. Во внутренней совокупной оценке полностью охватываются все критерии. Ученик должен показать, что полностью усвоил задание, согласно дескриптору. В результате чего в конце четверти в совокупной оценке определяется знание ученика, считывается балльной системой. Критериальное оценивание – это оценивание успехов в учебе участников образовательного процесса по всем известным дескрипторам. Критерий (происходит от греческого слово – означает средство для рассуждения), знак, средство оценивания, определения и дифференцирования какого либо предмета на основании критики.

Дескриптор (на английском –descriptor) озаначает слово «описатель». Это понятие в основном применяется в качестве языка информационного поиска электронного каталога. В толковом словаре научно-отраслевых терминов казахского языка дескриптору дано такое определение «пароль, ключевое слово или словосочетание, использующееся для деления на группы, дифференцирования, индексация документов, сводов информаций и т.п. при их поиске» [2].

Дескриптор - это уровень успеха по определенному баллу, характеризующему каждый шаг ученика к достижению высокого результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов, чем выше успех тем больше будет баллов по данным критериям.

Оценочные критерии являются основной частью формативного оценивания. Формативное оценивание объясняется как «оценивание для улучшения образования» или «формирующий», так как оно помогает развитию и формированию личности ученика, глубокому пониманию материала. Формативное оценивание способствует установлению обратной связи с учеником, контролю своего действия. В самоконтроле каждый ученик сам определяет все виды результатов деятельности, для этого ведет «дневник обратной связи».

В письменном виде обратная связь – это определенные рекомендации при проверке и оценивании письменных работ ученика (самостоятельные работы, портфолио, домашняя работа и т.п.).  В традиционном случае при оценке работы ученика по «5» балльной системе подчеркивают замеченную ошибку или ставят вопросительный знак, после ставят оценку. В этом случае такая оценка знания учеников начальных классов не дает возможности ученику самостоятельно понять ошибку, всесторонне освоить материал. Иногда ученик не понимает, зачем учитель подчеркнул или поставил вопросительный знак. Поэтому установить обратную связь путем письменного оценивания является рациональным способом оценивания. При установлении обратной связи путем письменного оценивания, согласно оценочным критериям, дается краткий комментарий («??ла??а?ыс») работе в письменном виде.

Главное при обратной связи - учитель должен сказать ученику о том, что он старался хорошо выполнить работу, а в случае обнаружения ошибки должен дать рекомендации ему для того, чтобы он сам исправил свою работу. Например: «Молодец», «Правильно выполнил задания», а если есть ошибки, тогда не только подчеркивается ошибка, но и пишется комментарий. Например, в традиционном обучении на уроке казахского языка ученик при разборке последнего предложения на части в случае, когда он сначала, подчеркнув слово одной чертой, исправляет его сверху волнистой чертой, учитель ставит вопросительный знак рядом с предложением. А при  формативном оценивании во время установления обратной связи в письменном виде учитель пишет такой комментарий: « В последнем задании трудно понять, какой частью предложения является слово. Повторно напишите последнее предложение и точно укажите черту, которой подчеркнули слово».

При письменной или устной обратной связи ученик сам понимает свою ошибку. А учитель через учебные действия ученика понимает, что необходимо внедрить новые методики и изменения в свою деятельность, то есть в технологию обучения. Рациональная обратная связь способствует совместному действию учителя с учеником, дает возможность оценить процесс учебного действия, и ученику и учителю исправить замеченные недостатки. Учитель обобщая информацию об усвоении материала учеником путем формативного оценивания может запланировать свое действие.

В случае замечания учитель должен пересмотреть:

- Методику обучения;

- Формы организации обучения;

- Освоение времени;

- Состав учеников в классе;

- Технику управления классом [3].

Обратная связь ведется непрерывно путем разнообразных методов оценивания и осуществляется по следующим направлениям: учитель – ученики, ученик -  ученики.

Средства обратной связи:

1.      Письменный комментарий

2.      Фронтальное оценивание

3.      Дневник обратной связи

4.      Дневник самоконтроля

Чтобы рационально организовать письменную обратную связь в начальных классах, можно провести следующие работы:

  1. Учитель вместе с учениками определяет оценочные критерии любой работы (контроль, сочинение, пересказ, эссе и т.п.).
  2. При проверке задания определяется наличие какого-то результата с учетом этих критериев. Если задание выполнено без ошибок, то обязательно нужно применить надписи «молодец», «хорошо», «отлично» или изображения веселых смайликов.
  3. На месте, где пропущена ошибка, ставится стрелка и пишется «комментарий» в поле тетради или в конце упражнения. Учителем понятно должно указываться, где и как допущена ощибка, чтобы ученик мог сам понять допущенную ошибку, далее дается рекомендация, на какой странице книги найти правило и повторить его.
  4. Работа возвращается ученикам для переработки и исправления. Учитель называет время сбора тетрадей.
  5. В назначенное время ученики приносят свои тетради на перепроверку, учитель ставит оценку работе.

При формативном оценивании оценочные критерии концентрируются в одну тему или в один раздел. Оценочные критерии учитель должен предворительно подготовить, в случае необходимости можно дополнить вместе с учениками. Например, при написании сочинения учитель предлагает следующие оценочные критерии:

- соответствие содержания сочинения теме,

- использование не менее двух цитат,

- соблюдение правил знаков препинания,

- наличие заключения,

- использование других источников информации.   

По интегративной учебной программе учебная цель должна ставиться правильно. Условно учебные цели можно разделить на два уровня:

1) цели, направленные на развитие навыков понимания и запоминания (низкий уровень);

2) цели, направленные на развитие навыков разнообразного мышления (высший уровень).

Для привлечения учеников к учебному процессу учитель уточняет знания детей и нацеливает их на то, что они узнают в конце урока. Поэтому учебный  процесс должен начинаться с объяснения ученикам учебной цели.

Для чего нужно объяснять ученикам учебную цель?

Во-первых, для того, чтобы ученик чувствовал ответственность к учебе;

Во-вторых, для обеспечения преемственности между тем, что знает и тем, что хочет узнать ученик;

В-третьих, для того, чтобы нацелить учеников на получение новых знаний и навыков;

В-четвертых, для формирования критического мышления учеников о себе.

Таким образом, интегративная учебная программа, критериальное оценивание в нем учеников – система контроля, способствующая точному определению уровня знаний ученика согласно современным требованиям [4]. В этой системе ученик не только учится самостоятельно оценивать свое знание, но и будучи довольным достигнутым успехом, учится в дальнейшем повышать свое стремление к учебе. Одним словом, открывается возможность к достижению успехов и результатонаправленности учебного процесса. Значит, было бы хорошо систему оценки знания в Интеллектуальных школах, которая может стать отличным примером обучения, внедрить и в другие средние школы.

Литература 

1. Концепция внедрения системы критериального оценивания успехов в учебе учеников Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» / сайт nis.edu.kz.

2. Толковый словарь научно-отраслевых териминов кахахского языка: Информатика и компьютерлная техника / под ред. А. ?. ??сайынова. Алматы, 2002.

3. Формативное оценивание в начальной школе / сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. Алматы, 2012.

4. Данилов Д.Д., Серова Ж.И. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образовательной системе «Школа 2100» //Начальная школа. Плюс до и после. 2004. №4.