Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ И ПРОЦЕССОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Афанасьев В.В., Афанасьева И.В.
Россия, Московский городской педагогический  университет
Московский городской психолого-педагогический университет
vvafv@yandex.ru

Объективная необходимость в оценке качества образования возникает, если происходят заметные изменения внешней социально-экономической и собственно (внутренней) образовательной среды, которые приводят к изменениям ценностей, целей и условий функционирования всех без исключения образовательных систем; актуализируются и обостряются существующие требования к профессиональным образовательным организациям, которые трансформируются в новые задачи, а далее - в новые требования к качеству их функционирования и в задачи управления ими; действующие образовательные модели не готовы выполнять новые требования и задачи, то есть возникают системные проблемы во всех сферах и на всех уровнях их развития, включая проблемы управления и педагогической квалиметрии [1, 2].

Возможности нейтрализации или хотя бы ослабления подобных негативных изменений и факторов возникает только тогда, когда: ясно, и однозначно осознаются объективные и субъективные угрозы для действующих образовательных систем, ограничения, препятствующие их совершенствованию и поступательному движению вперед; созданы реальные возможности и предпосылки (нормативно-правовые, концептуальные, информационные, технологические), благоприятствующие удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства; потребности и вытекающие из них требования осознаются, и главное принимаются субъектами образовательной деятельности, соответствуют их внутренним ценностным ориентациям, то есть сопровождаются субъективной потребностью в обновлении конкретной образовательной организации и образования в целом [3].

Чтобы осознать угрозы, ограничения и увидеть препятствия, прежде чем создать реальные возможности и предпосылки их преодоления, принять социально-образовательные ценности и т.д. нужна информационная основа. Иными словами, необходимы квалиметрические данные, количественная информация о том, как, в каком направлении и как быстро изменяется социально-экономическая и образовательная среда, какие требования актуализируются какие – нет, какие модели наиболее продуктивны и перспективны, а какие не приведут к качественному скачку в развитии профессионального образования [4].

Ответ на эти, казалось бы, глобальные вопросы прост – нужна системная оценка качества целей, качества результатов, качества условий, качества достижений субъектов профессионального образования и, наконец, качества управления и администрирования на всех его уровнях. Жизненно необходима модель оценки качества профессионального образования способная оперативно (быстро, точно) отразить совокупность негативных, позитивных и перспективных факторов его развития [5].

Выбор модели оценки качества профессионального образования (СОКПО) определяется представлениями законодательно установленными требованиями и нормами, целевыми установками. Существует масса способов и подходов к построению подобных моделей. В основе их конструирования могут быть выбраны принципы функционально-структурного, структурно-логического, уровневого, каркасного представления. Любая из реализаций позволяет учесть и оценить все объекты и проследить качество профессионального образования на разных структурных элементах и во всей системе в целом.

Модель СОКПО ориентирована на концептуальные положения теории управления качеством и модель качества образования конкретного региона, сформировавшуюся за предшествующие годы. Она включает процедуры, направленные на оценку качества ключевых процессов, качества обеспечиваемых системой профессионального образования педагогических и социальных результатов, качества достижений участников образовательного процесса, качества управления сетью образовательных организаций.

Модель СОКПО позволяет оценить эффективность образовательной системы в целом и е? отдельных составляющих; определить вклад отдельных уровней и звеньев в общий результат; установить полноту выполнения требований, запросов заказчиков, потребителей и партнеров системы профессионального образования; определить динамику развития конкретных образовательных систем; проводить сопоставления по качеству на региональном, городском и институциональном уровнях; реализовывать контроль соответствия основных параметров образовательной деятельности имеющимся стандартам и нормам; прогнозировать развитие образовательной системы с учетом социально - экономических приоритетов.

Все эти направления находят отражение в модели СОКПО, в которой должны быть представлены разнообразные связи между субъектами, объектами и процедурами оценки качества профессионального образования, заказчиками и потребителями услуг; отражены линейные и функциональные зависимости в структуре управления образовательными системами; взаимоотношения с подразделениями и службами, формируемыми в рамках СОКПО.

Основными заказчиками и потребителями услуг в СОКОО определены государство, личность, семья, структуры гражданского общества. Естественно, что заказчики и потребители результатов различных оценочных процедур различны исходя из целей и задач их проведения.

Функциональная модель СОКПО отражает основные компоненты (подсистемы) функциональной структуры СОКПО, взаимосвязь с потребителями образовательных услуг.

Информационно-диагностическая подсистема СОКПОвключает в себя организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве профессионального образования. В эту подсистему входят структуры, осуществляющие сбор статистики, проведение и обработку результатов оценочных процедур, мониторинговых исследований. Основной задачей структур, входящих в информационно-диагностическую подсистему, является получение достоверной информации о качестве профессионального образования по определенной системе показателей.

Экспертно-аналитическая подсистема. Ее основной функцией является анализ и интерпретация достоверной информации о качестве профессионального образования, а также информационное обеспечение потребителей. Эта подсистема также обеспечивает предложение обоснованных решений, направленных на развитие качества профессионального образования, основанных на данных достоверной информации.

Нормативно-правовая подсистема. Обеспечивает нормативно-правовую базу функционирования всех структур, осуществляющих свою деятельность в рамках СОКПО. Определяет права, обязанности и ответственность организаций, входящих в информационно-диагностическую подсистему, а также объектов оценки и потребителей образовательных услуг.

Логика функционирования СОКПО строится от запросов заказчиков и потребителей, постановки целей и задач оценки, определения субъектов и объектов оценки, выбора процедур, определения показателей и индикаторов, интерпретации полученных результатов для принятия административно-управленческих решений, направленных на повышение качества профессионального образования.

Моделирование процессов внутренней и внешней оценка качества профессионального образования базируется на моделях внутренней и внешней оценки.

Модель внутренней оценки. Внутренняя оценка системы качества профессионального образования осуществляется субъектами образовательного процесса. Педагогическими работниками проводится стартовая и текущая диагностика, оценка образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального роста будущего специалиста и при необходимости диагностика проблем в образовании [6].

В качестве интегрированной оценки может применяться, например, портфолио, в качестве дифференцированной - отдельные аспекты обучения (например, навыки работы с информационными источниками). Включение обучающихся в оценочную деятельность производится для того, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу профессиональных достижений.

Внутренняя оценка на уровне образовательной организации - процедуры, организуемые и проводимые самой организацией. Полученные данные используются для выработки административно-управленческих решений и лежат в основе управления качеством профессионального образования. Образовательная организация самостоятельно планирует и проводит текущий контроль индивидуальных достижений обучающихся, промежуточную аттестацию обучающихся, которые имеют целью проверку освоения учебной программы по отдельным предметам. Выявление реальных результатов освоения программ должно осуществляться путем проведения диагностических, социально-педагогических исследований, организации мониторинга и проведения экспертных оценок индивидуальных достижений будущих специалистов.

Модель внешней оценки.Внешняя оценка образовательных достижений проводится органами управления образованием, независимыми организациями. Модель внешней оценки направлена на определение индивидуального профессионального роста будущих специалистов. Это создает основу для выявления динамики профессионального развития, определения проблем и путей их решения, способствует повышению качества профессионального образования в целом.

Выводы:

1. Оценочные процедуры позволяют получить массив данных о системе качества профессионального образования по всем его уровням.  Для того, чтобы они стали основной для принятия управленческих решений необходимо определить модель оценки и выявить ключевые вектора оценивания, рассчитать значения ключевых индикаторов, сформировать готовый образовательный продукт под соответствующую группу пользователей, который должен быть грамотно структурирован и нормативно формализован.

2. При оценке качества ориентиром являются потребности и запросы различных заинтересованных групп. Информация по результатам предоставляется в форме, понятной потенциальным пользователям. Матрица результатов процедур контроля и оценки качества профессионального образования показывает связь объектов оценки и конкретных продуктов оценочной деятельности, которые предъявляются заказчикам или потребителям оценочных процедур.

3. Для оптимизации информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе оценки качества профессионального образования необходима автоматизированная информационно - образовательная система, что позволит выстроить систему индикаторов управления, способствующую росту объективности принимаемых решений по повышению его качества. Это позволит решить целый комплекс задач: 1) создать информационную основу для оценки эффективности системы профессионального образования. 2) обеспечить органы управления образованием, включая структуры государственно - общественного управления информацией для принятия управленческих решений, определения приоритетов развития системы профессионального образования и отдельных ее элементов, определения сильных и слабых сторон, путей разрешения возникающих проблем.

4. Адекватное использование результатов оценки позволит осуществить кластерный подход. Сравнение организаций, находящихся в сходных условиях, по результатам оценки позволит разработать программы поддержки образовательных организаций. В свою очередь это дает основание: для подготовки и внедрения программ повышения эффективности обучения; разработки механизмов педагогического сопровождения будущих специалистов; организационно-методической поддержки процесса обучения с целью предоставления равных возможностей всем субъектам и т.д.

5. Ресурсной базой системы обеспечения качества профессионального образования являются ФГОС, учебные планы и программы, критериальные и оценочно - измерительные материалы и инструменты. Наличие инструментария, соответствующего необходимым стандартам, является важным фактором получения достоверных результатов оценки качества профессионального образования. Вместе с тем в рамках функционирования данной системы необходима постоянная работа по повышению квалификации НПР по проведению процедур оценки качества профессионального образования и интерпретации полученных результатов.

Литература

1. Афанасьев В.В., Резаков Р.Г. Педагогическая диагностика качества познавательной деятельности  студентов // Вестник МГПУ. Серия: «Педагогика и психология» 2012. №3. C. 33-42.

2. Афанасьев В.В. Диагностика когнитивных стилей деятельности // Педагогическая диагностика. 2008. №1. С. 84-91.

3. Афанасьев В.В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов. М., 2002.

4. Афанасьев В.В. Реализация моделей диагностики и оценка качества образования // Социально-гуманитарные исследования и технологии (научно-практический журнал). 2012. №1 (1). С.6-8.

5. Афанасьев В.В. Общая методика диагностики и оценки качества обучения в вузе // Вестник Костромского государственного  университета им. Некрасова. 2006. №4. С. 84 -88.

6. Афанасьев В.В. Педагогическая диагностика как ведущий компонент системы профессиональной подготовки студентов в вузе // Вестник Костромского государственного  университета им. Некрасова. 2006. №3. С. 85-89.