Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

 ФЕСТИВАЛЬ ИГРЫ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ЖАНРА

Козловская Л.И.
Белорусский государственный университет культуры и искусств,
кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики социально-культурной деятельности,
лауреат Международного конкурса организаторов игрового общения

На протяжении девяти лет на базе Национального детского образовательно-оздоровительного центра "Зубрёнок" проходил Международный и республиканский фестиваль  игровых программ "Играют дети, играем мы!", организованный  Министерством образования Республики Беларусь и Национальным детским образовательно-оздоровительного центром "Зубрёнок". Фестиваль организован  с целью создания условий для повышения уровня педагогического мастерства, выявления и распространения лучшего опыта работы педагогов в организации игровой деятельности детей.

Задачами фестиваля являются: поиск и разработка инновационных форм работы с детьми, совершенствование педагогической техники в сфере проведения игровых проектов, стимулирование инициативы и творчества педагогов, культорганизаторов, привитие интереса к самообразованию, организация работы по обмену опытом, расширение творческого диапазона педагогов и культорганизаторов.

Фестивальное движение, располагающее огромным числом форм и методов, реализуется в сюжетно-игровых, конкурсно-развлекательных, интеллектуально-познавательных, фольклорных игровых программах и представляет собой педагогическую среду нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей и молодежи. Фестивали детей и молодежи представляют собой массовое празднество, показ, (смотр) достижений игрового творчества, в котором создаются условия для творческой самореализации детей и молодежи.

Международный  фестиваль и конкурс игровых программ "Играют дети – играем мы!"  наиболее эффективен по вовлечению детей в культурно-досуговую деятельность, повышению посещаемости учреждений дополнительного образования детей, а предварительное проведение конкурсов в различных регионах нашей республики делает доступным участие в них творческих коллективов из разных, самых удаленных населенных пунктов.

Организаторы фестиваля разработали критерии оценки качества проведения игровых программ:

  • актуальность заявленной темы;
  • оригинальность сценарной идеи;
  • композиционное решение игрового проекта (сценарно-режиссерский ход, музыкальное и художественное оформление игровой программы, использование разнообразных приемов театрализации);
  • качественное и грамотное использование средств художественной выразительности ( свет, костюмы, реквизиты, декорации и т.д.);
  • мастерство и артистичность исполнения (культура речи, умение держаться на сцене, умение импровизировать, доступное объяснение игровых правил и условий и т.д.);
  • работа со зрительным залом, эффективное вовлечение их в сюжетно-игровое действие.

За девять лет проведения конкурса на суд компетентного жюри были представлены самые разнообразные по видам игровые программы: спортивно-оздоровительные, конкурсно-игровые, интеллектуально-познавательные, фольклорные, коррекционно-профилактические и другие. Следует отметить, что многие игровые программы отличались разнообразием содержания и форм игры. Содержание многих игровых программ было направлено на пропаганду здорового образа жизни, привлечение детей и подростков к физкультуре и спорту, изучению истории родного края, литературы и искусства, народных традиций. Конкурсы и игры в представленных игровых программах отличались остроумием, выдумкой, оригинальными игровыми действиями, давали возможность детям проявить изобретательность, инициативу, творчество. Среди форм игры были представлены викторины, анаграммы, игры-аукционы, аттракционы, шуточные поединки, игры-загадки, ребусы, игра со словами и буквами, занимательные конкурсы и т.д. Во многих программах кульорганизаторы использовали метод иллюстрации и театрализации. В качестве ведущих игровых программ выступили персонифицированные образы сказочных героев, героев литературных произведений, весёлых клоунов, что давало возможность участникам игры быстро включаться в игровой процесс.

Так, например, игровая программа, подготовленная Центром творчества детей и молодежи Солигорского района, была посвящена творчеству народной артистки СССР, актрисе театра имени Янки Купалы Галине Макаровой. В режиссерско-постановочной работе были использованы видеоматериалы, раскрывающие творческий путь выдающейся актрисы. Викторины, конкурсы, игры органично вплетались в содержание программы и позволяли детям принимать активное участие в игровом действии.

Оригинальностью замысла, композиционным построением, художественно-музыкальным оформлением, исполнительским мастерством  отличалась сюжетная игровая программа "Мы в "Зубренке" ты и я", подготовленная воспитателями детского образовательно-оздоровительного центра "Зубренок".  Содержание программы позволяло детям узнать историю "Зубренка". Профессиональное ведение игры, приемы активизации аудитории, исполнительское мастерство продемонстрировали студенты Белорусского государственного университета культуры и искусств Лапуста Карина, Балабанова Елена и Ключко Ирина при проведении программы "Путешествие со Светофориком". Данную программу можно классифицировать как программу-урок, позволяющую в игровой увлекательной форме закрепить правила дорожного движения.

Следует отметить, что многие культорганизаторы использовали в игровых программах многообразие выразительных средств: аудио-видеоматериалы, оригинальное оформление игровой площадки, музыкальное сопровождение, что придавало игровому процессу оригинальность, эмоциональность, зрелищность.

Особенностью драматургии игровых программ является то, что в них были использованы три ведущих принципа: дивертисментный, сюжетно-тематический и принцип театрализации.

Драматургическая организация по принципу дивертисментной связи элементов игровой программы предполагает свободный выбор игровых форм, не обусловленных какой-либо сюжетной преемственностью. Такие игровые программы отличаются разнообразием игровых форм, группирующихся на основе их темпоритмических особенностей: быстрых или спокойных, интеллектуальных или подвижных игр.

Драматургическая организация по принципу сюжетно-тематической связи элементов программы предполагает отбор игр в соответствии с идейно-тематическим замыслом данной программы, который реализуется в сюжетной словесно-образной форме.

Безусловно, высшим пилотажем драматургической организации игровой программы  является использование принципа театрализации. Игра-спектакль является уникальной формой, соединяющей искусство сюжетно-ролевой игры с искусством театра. Такой программе свойственны художественно-образная организация, основанная на художественном вымысле, игровой ход, композиционно объединяющий все элементы программы, образная персонификация, драматический конфликт, определяющий динамику развития игрового действия [1, с. 162-163].

На протяжении девяти лет организаторы фестиваля  кроме показа игровых программ предусматривают проведение "Мастер-классов", семинаров, круглых столов, встреч с Лауреатами Международных конкурсов игры, что позволяет участникам узнать много нового о перспективах развития игрового жанра.

В нынешнем году по итогам фестиваля был проведен подробный анализ качества работы культорганизаторов по организации и проведению игровых программ.  Обращалось внимание на:

  • овладение умением самостоятельно моделировать игровые ситуации на основе известных игровых форм;
  • умение выступать в роли организатора и ведущего игры в зависимости от возраста участников;
  • умение прогнозировать педагогический результат игрового действия;
  • умение драматургически смоделировать целостную игровую программу на основе определенной заданной темы и т.д.

По итогам проведенных фестивалей Национальный детский образовательно-оздоровительный центр "Зубренок" издал сборник сценариев игровых программ культорганизаторов России, Украины, Беларуси, Казахстана.

Мне, как председателю жюри данного фестиваля, хочется поделиться некоторыми особенностями методики работы ведущего игровых программ. Надеюсь, что это поможет культорганизаторам при подготовке новых игровых проектов.

Организация игровой деятельности детей и молодёжи в учреждениях культуры представляет собой сложный динамический процесс, включающий множество различных компонентов: отбор содержания и форм игры, выбор художественно-выразительных средств  для эмоционального насыщения их содержания, построение игровой программы, методику проведения различных видов игр, комплектование игротек. В успешной реализации этих задач велика роль педагога – ведущего игр, от профессионального мастерства которого во многом зависит успех организации игровой деятельности детей и молодежи.

Проблемы, связанные с его личностными качествами рассматривались в педагогической науке, а также преподавателями-практиками на международных семинарах, которые проходили в Москве, Минске, Санкт-Петербурге, Днепропетровске, Таллинне. Специалисты обсуждали профессиограмму ведущего игр. В основном говорилось о личностных качествах ведущего игр – таких, как педагогический такт, доброжелательность, художественный вкус, культура речи, общая эрудиция, чувство юмора, находчивость. Большинство экспертов среди его основных качеств выделили общую эрудицию, художественный вкус, педагогический такт, умение общаться, чувство юмора. Рассмотрим эти качества подробнее.

По мнению экспертов, одним из важнейших качеств ведущего является общая эрудиция, которая выражается в широте кругозора, знании особенностей различных видов игр, фольклора, песен, танцев, хороводов, музыки, народных обычаев, традиций.

Следующим важным качеством ведущего игр был назван художественный вкус. Словарь по эстетике дает следующее определение данного понятия: это способность человека оценивать человеческие качества действительности, выражающиеся в системе непосредственных эмоциональных оценок [2, с. 17]. Художественный вкус ведущего выражается в его общении с участниками игр, в манере поведения, в одежде, в художественном оформлении игровой программы, в подборе музыки, призов, в игровом реквизите и т.д.

Одним из важных качеств ведущего игр эксперты отметили педагогический такт. Это способность установить меру воздействия, влияние ведущего на других людей и вступить с ними в контакт, исходя из индивидуально-психологических особенностей. Он проявляется также в умении парировать различные вопросы, возникающие в процессе игр, конкурсов, неожиданности хода игрового действия. Особое внимание  эксперты обращали на коммуникативные качества ведущего игр. Наблюдения за его деятельностью показывают, что он не только объясняет условия игры, приглашает участвовать в ней, подводит итоги игры, но и довольно часто выступает как комментатор, репортер, раскрывает сюжет игры, делает ее для участников более захватывающим. Таким образом, мы рассмотрели некоторые личностные качества ведущего, позволяющие ему успешно организовывать игровую деятельность в социокультурной сфере.

Многолетний опыт организации международных фестивалей игры дает возможность определить принципиальные моменты в методике работы ведущего,  стимулирующие проявление самодеятельности участников игры.

При организации и проведении игр следует выделить следующие этапы работы ведущего: первый этап – подготовка игры или подготовительная стадия. Он включает в себя отбор содержания и форм игры в зависимости от состава аудитории, целей и задач предстоящей игровой программы, подготовку места для проведения игр (игровая комната, спортивная площадка, клубная сцена и т.д.). Сюда следует отнести и отбор игрового реквизита, фонограмм, аудио-видео материалы, необходимых предметов-символов, деталей костюмов.

Важным моментом на первом этапе является организация судейства при проведении игр, выбор председателя жюри, решение организационных вопросов, связанных с выработкой критериев оценок за выполнение игровых заданий. Организаторам  игр следует обратить внимание на подбор и вручение призов победителям. Так, например, при проведении фольклорной программы «Кошык весялосці» исполнители стремились, чтобы призы, сувениры соответствовали реально сложившейся игровой ситуации, т.е. по-своему дополняли сюжет игры.   Таким образом, можно сказать, что первый, подготовительный этап работы ведущего – невидимый этап для участников игры.

Второй этап работы ведущего – «вхождение в игру», психологический настрой на нее участников. Его основная задача – обеспечить естественное вхождение участников в режим игрового взаимодействия. Для этого организатору игр необходимо знать их личностные качества, мотивы включения детей и молодёжи в процесс игры. Это позволяет ему заранее прогнозировать игровое поведение участников, вносить необходимые коррективы.

Одним из важных звеньев работы ведущего второго этапа является отбор содержания игр для программ и их композиционное построение.

Как мы знаем, игра – деятельность свободная, но для того, чтобы участник мог включиться в нее, ему прежде всего необходимо освободиться от стесняющих его реальных обстоятельств и принять предлагаемые обстоятельства.  Ведущий уже на этапе построения программы должен предусмотреть и учесть эту важную особенность при работе с детьми и молодежью. От того, какой будет первая игра, во многом зависит решение данной проблемы.

Так, например, при проведении игровой программы на новогоднем балу ведущий использовал своеобразный игровой прием – знакомство через открытку. Каждому входящему в зал вручалась половина открытки, вторую ее половину он должен найти у одного из присутствующих в зале и таким образом познакомиться с ним. В результате организации игр между отдельными группами детей и молодежи возникает игровое партнерство, что, в свою очередь, способствует снятию стеснительности, тревожности, психологического зажима.

Третьим, заключительным этапом работы ведущего является проведение самой игры. Он включает следующие стадии ее развития: начало, вступление, обеспечение хода, подведение итогов. Ведущий должен стремиться к тому, чтобы на каждой стадии прохождения игры создать наиболее благоприятные условия для проявления инициативы, изобретательности участников.

Многолетние наблюдения за работой ведущих свидетельствуют о том, что большинство из них, как правило, начинают свои выступления с подробного объяснения условий игры: раскрытия сюжета, правил, особенностей развития игрового действия. Мы считаем, что в данном случае ведущие игр допускают следующие ошибки: во-первых, начинать свое выступление следует не с объяснения условий игры, а с небольшого вступительного слова, задача которого – известить о начале игры, настроить на нее аудиторию; во-вторых, первый разговор ведущего должен быть кратким, лаконичным, чтобы не затягивать сам процесс игры. Кроме того, при подробном объяснении игры у участников создается впечатление, что она как бы уже заранее «проиграна» ими.

Такой стиль работы ведущего уже на первой стадии прохождения игры не способствует активному включению участников, проявлению их самодеятельности и изобретательности, т.е. им заранее не предоставляется возможность изменить сюжет игры или дополнить его, проявить творчество. Кроме того, от начала игры во многом зависит характер прохождения всех ее стадий: включения в нее, ход, итоги.

На третьем этапе следует обратить особое внимание на приглашение для участия в игре. Многие ведущие обращаются к присутствующим на игровой программе и просят их выйти в центр зала. Но данный способ не всегда обеспечивает необходимое количество участников. Кроме того, приглашение, как правило, длится долго, что в значительной степени снижает эмоциональный, динамичный процесс игры.

Эффект восприятия созданного ведущим персонифицированного образа обусловлен степенью его контакта со зрителем, участниками. Значительно активизировать аудиторию для участия в игре помогают детали костюма ведущего, игровая атрибутика, диалог со зрителями, музыкальное и световое оформление, призы.

Организаторам игр следует обратить внимание на подведение итогов игры и вывод из нее участников. Этим занимается жюри, выбранное из числа зрителей-болельщиков, что подчеркивает, с одной стороны, объективность игрового процесса, а с другой – определенный стиль ведущего, обеспечивающий условия для проявления самодеятельности и активности участников игровой деятельности.

Анализ организации игровой деятельности детей и молодежи позволяет сделать вывод о том, что фестиваль  «Играют дети – играем мы!»  является важной  формой пропаганды и развития игрового жанра в Беларуси. 

Литература

  1. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссерские технологии в создании культурно-досуговых программ: Монография.- М.: Издательский Дом МГУКИ, 2010.
  2. Краткий словарь по эстетике. –М.: Просвещение, 1983.